Никанорова Светлана
Конспект фронтального занятия в старшей группе на тему «Звук [У] и буква У»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального занятия в старшей группе
на тему: «Звук и буква У»
Цель: знакомство со звуком [у], с буквой «у».
Коррекционно-развивающие задачи:
научить детей узнавать музыкальные инструменты по звуку;
познакомить детей со звуком [у], способом его характеристики с опорой на артикуляцию;
научить детей четко произносить звук [у];
познакомить с понятием «гласный звук»;
учить выделять ударный гласный звук в словах и слогах;
Публикация «Конспект фронтального занятия в старшей группе на тему „Звук [У] и буква У“» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
познакомить с буквой «у» (без установки на запоминание);
закреплять понятие «слово».
Оборудование: зеркала по количеству детей; гигиенические бумажные салфетки; разрезные картинки в конвертах со звуком [у] в начале слова (ударная позиция): улей, утка, удочка, ухо и т. д. ; мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети заходят в кабинет и становятся в круг.
Здравствуйте, ребята. Вы любите играть? Давайте поиграем в игру.
Игра «Узнай музыкальный инструмент по звуку».
Логопед играет на каком-либо знакомом детям музыкальном инструменте (дудочке, колокольчике, барабане и т. д.).
Один из детей выходит в круг, закрывает глаза, и по голосу угадывает, кто его позвал. Игра повторяется 3-4 раза. После дети садятся за столы.
Развитие мелкой моторики «Дождь».
Отгадайте мою загадку:
Снова туча набежала,
Очень сыро, мокро стало.
Яркий зонтик раскрываем
От него себя спасаем! (Дождик).
Картина «Дождик капает».
Давайте покажем, как капает дождик.
2. Знакомство со звуком [у]
Логопед предлагает детям рассмотреть картинки: утка, уши, улитка, удочка. При этом педагог громко и четко называет их, выделяет голосом первый звук [у] в словах. Затем просит детей ответить на вопрос: «Какой одинаковый первый звук слышится в этих словах?»
Дети перед зеркалом вместе с педагогом показывают артикуляцию звука [у]:
губки вытянуты вперед трубочкой;
зубки не смыкаются;
горлышко «работает» (рука ребенка лежит на горлышке).
Развитие мимических мышц. «Осень дождливая. Осень солнечная»
Какая погода бывает осенью? (дождливая, ветреная, холодная)
Какое у вас настроение в такую погоду? (грустное)
Давайте изобразим на лице грусть (изображают)
А теперь посмотрите, какая погода? (солнечная, теплая, сухая)
Какое у вас настроение в такую погоду? (радостное)
Давайте изобразим его (изображают)
3. Фонетические упражнения
Педагог просит детей произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:
А) волк воет: ууууууу …
Б) поезд едет: ууууууу …
Ппроизнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:
А) поезд приближается: уууууУУУУУ…
Б) поезд удаляется: УУУУУууууу …
4. Дидактическое упражнение
А сейчас поиграем в игру на внимание «Поймай звук». Я буду произносить разные звуки и слова. Как только вы услышите звук [у] или слово со звуком [у], нужно хлопнуть в ладоши. (Узнавание звука [у] из ряда изолированных звуков, различных по артикуляционному и акустическому качествам):
А, У, И, А, О, У, И, Ы, У, О, А, У.
Слова: аист, улица, Ира, угол, иглы, Аня, умница.
Назовите звук У столько раз, сколько раз я постучу по столу.
(Дети выполняют задание)
Упражнение для координации речи с движением. Закрепление звука в слогах (с мячом).
А сейчас поиграем в игру «Запомни-повтори». Я буду произносить слоги и бросать вам мяч, а вы должны повторить и бросить мне мяч обратно.
Ум-ум-ам оп-уп-уп
Ам-ам-ум ку-ка-ку
ут-от-ут ну-ну-на
5. Физкультминутка «Ветер».
Игра «Ветер».
Ветер дует нам в лицо: «У-у-у» (дети обмахивают руками лицо и коротко произносят звук [у]).
Закачалось деревцо. (Поднимают руки вверх, наклоны влево, вправо)
Ветер дует тише, тише: «У-у-у…» (Вытягивают руки от груди вперёд, тихо и длительно произносят звук [у])
Деревцо растёт всё выше, выше. (Поднимают руки вверх и потягиваются)
Ветер сильный набежал: «У-у-у!» (Оставляют руки вверху, раскачиваются в стороны и громко произносят звук [у])
И все листья оборвал. (Бросают руки вниз, расслабляются)
Собирание разрезных картинок.
Теперь возьмите на столе конверты. Посмотрите, что лежит внутри. Из частей нужно собрать картинку. (Дети выполняют задание)
Какие картинки у вас получились? (удочка, утюг, ухо, узел, угол, улитка, улей, утка)
Назовите первый звук в этих словах. (звук [у])
Названия картинок – это слова.
Закрепление звука в предложении. Задания для составления предложений.
Внимание на экран! Нужно составить предложение по картинке со словом «УТКА».
Утка плывет. – Утки плывут.
Утка летит. – Утки летят.
Утка крякает. – Утки крякают.
Утка ест. – Утки едят.
Утка идет. – Утки идут.
Утка сидит. – Утки сидят.
Утка ныряет. – Утки ныряют.
Утка спит. – Утки спят.
Выкладывание буквы «У» из палочек
– Давайте выложим букву «У» из счетных палочек.
– Сколько вам понадобилось палочек? (Три палочки)
– А кто сам может стать буквой «У»?
6. Итог занятия и оценка работы детей.
С каким звуком вы сегодня познакомились? (со звуком [у])
Какой это звук? (гласный)
Каким цветом мы будем его обозначать? (красным)
Все дети молодцы. Занятие окончено.