Починская Евгения
Конспект фронтального занятия по формированию фонетической стороны речи детей с ТНР «Звуки [П] — [П’]» (старшая группа)
Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа; развитие фонематического слуха.
Задачи:
1. Продолжать закреплять и обогащать представления детей о звуках.
2. Упражнять в дифференциации звуков [П - П], различать твердые и мягкие согласные звуки.
3. Продолжать учить детей давать характеристику звукам.
4. Учить выполнять элементарный звуковой анализ слогов типа: ОН, АН, АМ, ИМ.
Публикация «Конспект фронтального занятия по формированию фонетической стороны речи детей с ТНР „Звуки [П] — [П’]“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Материалы и оборудование: предметные картинки на звуки [П - П']; два кубика – зелёный и синий; символы звуков [П] и [П']; игрушки паук и пингвин.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Ребята! Сегодня к нам в гости пришёл загадочный гость. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто это!
У него 8 ножек,
Он умело плетёт узоры
(паук).
- Это паук, его зовут Пак и он пришёл не один. Отгадайте, кто его друг:
Птица, только не летает,
Ловко прыгает, ныряет.
Ловит рыбу среди льдин,
А зовут его? (пингвин).
- Это пингвин Пин!
II. Основная часть
1. Артикуляция звуков [П – П'], их характеристика
- Сегодня мы будем играть со звуком [П] и познакомимся с его братом – звуком [П']. Мы уже знаем всё про звук [П]. Какой он, кто может рассказать? (кто-то из детей: «Звук [П] – согласный, твёрдый, обозначается синим кружком, живёт в синем домике»).
- Ребята, звук [П'] – тоже согласный, воздух плохо выходит, мешают губы, только вот звук [П'] мягкий. Его мы обозначим зелёным цветом. В каком домике будет жить звук [П']? (ответы детей).
- Чем отличаются звуки [П] и [П']?
- Чем они похожи?
2. Фонетические упражнения
- На что похож звук [П]? (Он похож на то, как пыхтит самовар).
Покажите, как пыхтит большой самовар?
- Звук [П'] похож на маленький самовар гномика. Он пыхтит очень тихо: «Пь-пь-пь-пь».
3. Дифференциация звуков [П] и [П']
Пак и Пин очень любят играть! У них есть кубики. Как вы думаете, какой первый звук в имени Пак? (Звук [П], значит синий кубик принадлежит Паку. Определите, какой первый звук в имени Пик? (Звук [П'], значит зелёный кубик принадлежит Пику. Поиграем с ними. Если я показываю зелёный кубик – вы произносите звук [П'], а если я показываю синий кубик – вы произносите звук [П'].
П – Пь – П – П – П – Пь….
В слогах: «Наоборот»
Логопед: Дети:
Па-па-па – пя-пя-пя
По-по-по - пё-пё-пё
Пы-пы-пы – пи-пи-пи
Пу-пу-пу - пю-пю-пю
Пэ-пэ-пэ - пе-пе-пе
Физминутка «Кот Антипка»
Кот Антипка жил у нас встали, руки на поясе
Он вставал с лежанки в час потянулись, руки вверх
В 2 на кухне крал сосиски наклоны вправо-влево
В 3 сметану ел из миски наклоны вперёд-назад
Он в 4 умывался наклоны головы к плечам влево-вправо
В 5 по коврику катался повороты влево-вправо
В 6 тащил сельдей из кадки рывки руками перед грудью
В 7 играл с мышами в прятки хлопки спереди-сзади
В 8 хитро щурил глазки приседания
В 9 ел и слушал сказки хлопки в ладоши
В 10 шёл к лежанке спать прыжки на месте
Потому что в час вставать! шагаем на месте.
4. Работа с картинками
- Ребята! Пак и Пин очень любят подарки. Подарим им подарки? Паку мы подарим картинки, которые начинаются на звук [П], а Пину – на звук [П'].
Дети распределяют картинки.
5. Работа с пеналами
Анализ звукосочетаний: ПА, ПИ.
III. Итог занятия
- Что мы сегодня учились делать?
- Звук [П] какой?
- Звук [П'] какой?
- Что вам понравилось?