Вера Александровна Борщёва
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Берёзоньки-берёзки, красавицы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети входят в зал. Физминутка «Придумано кем-то…»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
- Доброе утро,- нам шепчут цветы.
- Доброе утро,- журчат ручейки.
- Доброе утро,- птица поёт.
- Доброе утро,- мурлычет нам кот.
- Доброе утро,- берёзы шумят.
- Доброе утро,- родная земля.
Логопед :
- С кем мы поздоровались? (ответы детей)
- Какое приветствие произнесли?
- Что пожелали? (доброго, хорошего утра)
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме „Берёзоньки-берёзки, красавицы России“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Как ещё можно поздороваться, поприветствовать? (здравствуйте)
- Этой фразой поприветствуем наших гостей, пожелаем им здравия, здоровья. (дети хором здороваются)
- Настроение у всех замечательное. А я хочу вам загадать загадку, о чём она?
Русская красавица
Стоит кудрявится.
Белые сапожки,
Зеленые сережки,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
Ответы детей (берёза). На слайде появляется изображение берёзы (после ответа).1 слайд
- Сегодня я предлагаю поговорить о русской берёзе (дети рассаживаются на стульчики напротив экрана).
2. Основная часть
Логопед :
- Где можно увидеть берёзу у нас в России? (в поле, в лесу, в парке, на поляне, в городе, на территории нашего детского сада)
- Лес, в котором растут одни берёзы, какой? (берёзовый) 2 слайд
- Как ещё можно назвать берёзовый лес? (берёзовая роща, березняк)
Логопед :
- Прекрасна берёза и в чистом поле, и на лесной поляне, и в черте города. В берёзовой роще много света, а воздух прозрачен и чист.
- Как вы думаете, почему из всех деревьев, которые растут в России, я выбрала именно берёзу?
(она растёт везде, это красивое дерево)
3 слайд
Логопед :
Берёза – самое распространённое дерево в России. Глядя на него, можно говорить о русском лесе, о русской природе. Берёза – символ красоты русской природы, символ России. Скажем словами Людмилы Ивановны Горюшкиной, автора знакомого нам рассказа «Берёзка» : «Для русского человека нет дерева милее и роднее». Именно берёза вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе.
- Как в народе называют берёзку? (русская красавица, белоствольная, стройная, золотая)
- Послушайте стихотворение Александра Прокофьева «Люблю берёзку русскую». Кокой называет её автор?
Ребёнок читает стихотворение. Дети называют слова определения (грустная, плакучая, ясная, кипучая, родная, ненаглядная)
Логопед :
4слайд
- Вот она плакучая берёза. Зелёным каскадом опускаются её ветви до самой земли.
Любимое дерево называли в народе самыми ласковыми словами.
5слайд
- Какие листочки у берёзы?
(молодые, клейкие, зелёные, изумрудные, ароматные, клейкие, пахучие, нежные)
Листья сердцевидной формы, не зря в народе о берёзе говорят «сердечное дерево».
6 слайд
- На что похожи веточки у берёзы?
7 слайд
- Какой ствол у берёзы? (белый, стройный, тонкий)
Несмотря на то, что берёзы растут до 120 лет и достигают в обхвате более метра, большинство берёз стройные, не случайно сравнивают их с девушкой.
Логопед :
Берёза – единственное в мире дерево с белой корой, берёстой. Сверху кора белая да тонкая, а снизу черная да корявая. В коре содержится вещество (бетулин, которое окрашивает кору в белый цвет. Плохо пришлось бы березке без этого вещества. Кора у нее тонкая, нежная, и дерево смогло бы получить солнечные ожоги. А с белой корой ствол в жаркий день остается прохладным.
Ствол белый, с чёрными вкраплениями (чёрточками). Эти вкрапления называются чечевички, через них дерево дышит.
---О белоствольной красавице сложено много стихотворений, написано много картин известными художниками. Послушайте стихотворение «Берёзки», назовите, в какое время года изображены берёзки.
Ребёнок читает стихотворение, на экране демонстрируются слайды, с изображением берёз известными художниками в соответствующее время года.
Берёзки
автор: Елена Николаевна Егорова
Подруженьки берёзки
У нас в саду растут.
8 слайд
Зимой снежинок блёстки
На косах их цветут.
Подруженьки берёзки
Весною хороши:
9 слайд
На веточках - серёжки,
Листочки-малыши.
Подруженьки берёзки
В дни лета веселы.
10слайд
Белеют, как полоски,
На зелени стволы.
Подруженьки берёзки
Осеннею порой
11 слайд
Нас радуют причёской,
Как солнце, золотой.
Они скромны, неброски,
Моей душе родные
Берёзоньки-берёзки –
Красавицы России.
Логопед :
- В какое время года изображены берёзки?
Ответы детей.
12 слайд
Логопед :
- Такие зимние берёзки мы видим на картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». Все на картине лазурное, голубое от блёсток снежинок.
13 слайд
- Весенние берёзки изобразил В. Н. Бакшеев. Его работа называется «Голубая весна». Листочки-малыши ещё только пробиваются из набухших почек.
14 слайд
- «Белеют, как полоски на зелени, стволы…». Стволы берёз летом на полотне И. И. Левитана. Картина так и называется «Берёзовая роща».
15 слайд
Осенние берёзки «нас радуют причёской, как солнце, золотой» на картине И. И. Левитана «Золотая осень».
Логопед :
Русская берёзка одинаково хороша в любое время года: в зелёной накидке весны, в лёгком ситцевом платье лета, в цветном сарафане осени, в пышном парчовом уборе зимы.
- О какой берёзке мы знаем стихотворение? Её, эту берёзку, из окна видим и весной, и летом, и осенью, и, конечно, зимой. (дети называют «Белая берёза»).
16слайд
Демонстрируется слайд с фотографией берёзы с участка детского сада.
-Эту берёзку вы узнали?
Чтение ребёнком стихотворения С Есенина «Белая берёза»
17слайд
Про берёзу, мудростью русского народа, сложено много пословиц, поговорок, с ней крестьяне - земледельцы связывали немало примет:
18слайд
Лопаются сережки у березки – время сеять хлеб.
Овес сей, когда береза распускается.
19слайд
Из березы течет много сока – к дождливому лету.
20слайд
О том, какой будет весна, березы рассказывают осенью.
Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней, а если равномерно – средней.
21слайд
Листья на берёзе опали не полностью – жди суровую зиму.
На Руси всегда любили берёзку не только за красоту, но и за огромную пользу. А какую пользу приносила и приносит сейчас берёза людям, мы узнаем от бабушки Акулины. Я приглашаю вас отправиться к ней. Вы согласны? (ответы детей)
3. Физминутка «Белые берёзки»
22слайд
Наступило утро, солнышко проснулось.
И березки к солнцу потянулись
(Руки вверх, на носочках)
Поздоровались друг с дружкой.
Наклонившись в сторону
(Наклоны в сторону,
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому.
(Руки вверх помахать ими).
4. Практическая часть
Логопед :
- Посмотрите, берёзка указала нам путь к бабушке.
Дети подходят к дому, их встречает бабушка. Дети здороваются.
Бабушка:
- Здравствуйте, мои дорогие! (посадила детей на лавочку)
Что привело вас ко мне?
Логопед :
- Хотим мы, бабушка, узнать, какую пользу приносит людям русская берёзка.
Бабушка:
- С радостью расскажу вам.
Деревом счастья на Руси называли берёзку. Дерево это щедрое и доброе. Вот щедро и делится с людьми оно своими богатствами.
Берёзовые дрова зимой незаменимы. Они горят долго, дают много тепла, обогревают жильё и выделяют приятный аромат.
Из берёзовых веток вяжут мётлы и веники;
В старину на Руси берёзовой лучиной освещали избы (показать лучину).
На бересте, коре берёзы, писали наши предки (Береста служила вместо бумаги).
Из бересты в старину плели обувь – лапти, делали музыкальные инструменты – рожки.
Из берёсты плели лукошки, делали туеса для ягод и грибов. Туеса были настолько прочными, что в них хранили квас, яйца, а молоко в берестяных туесах дольше не закисало.
В наше время из бересты плетут сувениры (Показать детям).
из древесины изготавливают мебель и лыжи.
Берёза – это и дерево-лекарь.
Отвары и настои из берёзовых почек и листьев заживляют раны.
Берёзовыми вениками парятся и лечат хвори в бане, заряжаются бодростью и здоровьем.
Древесный гриб-чагу заваривают и пьют вместо чая.
Из берёзовой коры вырабатывают дёготь, который используют в медицине и в парфюмерной промышленности.
Кто не любит вкусный берёзовый сок! Но только собирают его весной, сок очень полезен (очищает кровь, из него делают напитки.
Есть у березки и свой праздник. Он так и называется – Праздник русской березы. Отмечали его в день летнего солнцеворота, когда самая короткая ночь в году.
Этот день проводили в лесу вокруг березы. Девушки надевали на голову березовые венки, березку украшали лентами и цветами. Вокруг нее играли и водили хоровод.
А теперь, красны девицы да добры молодцы, выходите поиграть.
(Дети встают в круг, в центр круга ставится березовое полено)
Этот добрый молодец (бабушка выбирает мальчика) будет сейчас по кругу ходить да прислушиваться. Как стукну по полену молоточком, тут он и остановится. Коль против красной девицы остановится – в пояс поклонится, коль против добра молодца – по-русски обнимется.
Дети водят хоровод, играют.
Логопед :
- Спасибо, бабушка за интересный рассказ про берёзу, а нам пора в детский сад.
Бабушка:
- На дорожку я вам угощение припасла (угощает конфетами в берестян. корзине).
И самый короткий путь укажу. Вам только надо произнести слова: «Раз, два, три – повернись, в детском саду окажись»
Дети произносят слова.
5. Рефлексия
Логопед :
- Что интересного вы узнали о берёзке сегодня? (ответы детей)
- Как вы думаете, надо ли беречь берёзки, если их так много в России?
- Как можно беречь и заботиться о деревьях? (не ломать ветки, не рубить, принимать участие в посадке молодых деревьев, при сборе берёзового сока замазать ранку, чтобы дерево не погибло)
23слайд
- В нашем детском саду появилась традиция: весной выпускники вместе с родителями высаживают на территории детского сада молодые деревца. Надеемся, что и вы продолжите эту традицию.
24слайд
Будем берёзку любить, охранять
Будем мы взрослым во всём помогать
Реки, поля и леса сбережём
Помним о том, что природа - наш дом.
Наше занятие закончилось, до свидания.