Получи документы

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Берёзоньки-берёзки, красавицы России» (2 фото)

Вера Александровна Борщёва
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Берёзоньки-берёзки, красавицы России»
▼ Скачать + Заказать документы

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят в зал. Физминутка «Придумано кем-то…»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: "Доброе утро!"

- Доброе утро,- нам шепчут цветы.

- Доброе утро,- журчат ручейки.

- Доброе утро,- птица поёт.

- Доброе утро,- мурлычет нам кот.

- Доброе утро,- берёзы шумят.

- Доброе утро,- родная земля.

Логопед :

- С кем мы поздоровались? (ответы детей)

- Какое приветствие произнесли?

- Что пожелали? (доброго, хорошего утра)

Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме „Берёзоньки-берёзки, красавицы России“» размещена в разделах

- Как ещё можно поздороваться, поприветствовать? (здравствуйте)

- Этой фразой поприветствуем наших гостей, пожелаем им здравия, здоровья. (дети хором здороваются)

- Настроение у всех замечательное. А я хочу вам загадать загадку, о чём она?

Русская красавица

Стоит кудрявится.

Белые сапожки,

Зеленые сережки,

Тонкий стан,

Белый сарафан.

Ответы детей (берёза). На слайде появляется изображение берёзы (после ответа).1 слайд

- Сегодня я предлагаю поговорить о русской берёзе (дети рассаживаются на стульчики напротив экрана).

2. Основная часть

Логопед :

- Где можно увидеть берёзу у нас в России? (в поле, в лесу, в парке, на поляне, в городе, на территории нашего детского сада)

- Лес, в котором растут одни берёзы, какой? (берёзовый) 2 слайд

- Как ещё можно назвать берёзовый лес? (берёзовая роща, березняк)

Логопед :

- Прекрасна берёза и в чистом поле, и на лесной поляне, и в черте города. В берёзовой роще много света, а воздух прозрачен и чист.

- Как вы думаете, почему из всех деревьев, которые растут в России, я выбрала именно берёзу?

(она растёт везде, это красивое дерево)

3 слайд

Логопед :

Берёза – самое распространённое дерево в России. Глядя на него, можно говорить о русском лесе, о русской природе. Берёза – символ красоты русской природы, символ России. Скажем словами Людмилы Ивановны Горюшкиной, автора знакомого нам рассказа «Берёзка» : «Для русского человека нет дерева милее и роднее». Именно берёза вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе.

- Как в народе называют берёзку? (русская красавица, белоствольная, стройная, золотая)

- Послушайте стихотворение Александра Прокофьева «Люблю берёзку русскую». Кокой называет её автор?

Ребёнок читает стихотворение. Дети называют слова определения (грустная, плакучая, ясная, кипучая, родная, ненаглядная)

Логопед :

4слайд

- Вот она плакучая берёза. Зелёным каскадом опускаются её ветви до самой земли.

Любимое дерево называли в народе самыми ласковыми словами.

5слайд

- Какие листочки у берёзы?

(молодые, клейкие, зелёные, изумрудные, ароматные, клейкие, пахучие, нежные)

Листья сердцевидной формы, не зря в народе о берёзе говорят «сердечное дерево».

6 слайд

- На что похожи веточки у берёзы?

7 слайд

- Какой ствол у берёзы? (белый, стройный, тонкий)

Несмотря на то, что берёзы растут до 120 лет и достигают в обхвате более метра, большинство берёз стройные, не случайно сравнивают их с девушкой.

Логопед :

Берёза – единственное в мире дерево с белой корой, берёстой. Сверху кора белая да тонкая, а снизу черная да корявая. В коре содержится вещество (бетулин, которое окрашивает кору в белый цвет. Плохо пришлось бы березке без этого вещества. Кора у нее тонкая, нежная, и дерево смогло бы получить солнечные ожоги. А с белой корой ствол в жаркий день остается прохладным.

Ствол белый, с чёрными вкраплениями (чёрточками). Эти вкрапления называются чечевички, через них дерево дышит.

---О белоствольной красавице сложено много стихотворений, написано много картин известными художниками. Послушайте стихотворение «Берёзки», назовите, в какое время года изображены берёзки.

Ребёнок читает стихотворение, на экране демонстрируются слайды, с изображением берёз известными художниками в соответствующее время года.

Берёзки

автор: Елена Николаевна Егорова

Подруженьки берёзки

У нас в саду растут.

8 слайд

Зимой снежинок блёстки

На косах их цветут.

Подруженьки берёзки

Весною хороши:

9 слайд

На веточках - серёжки,

Листочки-малыши.

Подруженьки берёзки

В дни лета веселы.

10слайд

Белеют, как полоски,

На зелени стволы.

Подруженьки берёзки

Осеннею порой

11 слайд

Нас радуют причёской,

Как солнце, золотой.

Они скромны, неброски,

Моей душе родные

Берёзоньки-берёзки –

Красавицы России.

Логопед :

- В какое время года изображены берёзки?

Ответы детей.

12 слайд

Логопед :

- Такие зимние берёзки мы видим на картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». Все на картине лазурное, голубое от блёсток снежинок.

13 слайд

- Весенние берёзки изобразил В. Н. Бакшеев. Его работа называется «Голубая весна». Листочки-малыши ещё только пробиваются из набухших почек.

14 слайд

- «Белеют, как полоски на зелени, стволы…». Стволы берёз летом на полотне И. И. Левитана. Картина так и называется «Берёзовая роща».

15 слайд

Осенние берёзки «нас радуют причёской, как солнце, золотой» на картине И. И. Левитана «Золотая осень».

Логопед :

Русская берёзка одинаково хороша в любое время года: в зелёной накидке весны, в лёгком ситцевом платье лета, в цветном сарафане осени, в пышном парчовом уборе зимы.

- О какой берёзке мы знаем стихотворение? Её, эту берёзку, из окна видим и весной, и летом, и осенью, и, конечно, зимой. (дети называют «Белая берёза»).

16слайд

Демонстрируется слайд с фотографией берёзы с участка детского сада.

-Эту берёзку вы узнали?

Чтение ребёнком стихотворения С Есенина «Белая берёза»

17слайд

Про берёзу, мудростью русского народа, сложено много пословиц, поговорок, с ней крестьяне - земледельцы связывали немало примет:

18слайд

Лопаются сережки у березки – время сеять хлеб.

Овес сей, когда береза распускается.

19слайд

Из березы течет много сока – к дождливому лету.

20слайд

О том, какой будет весна, березы рассказывают осенью.

Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней, а если равномерно – средней.

21слайд

Листья на берёзе опали не полностью – жди суровую зиму.

На Руси всегда любили берёзку не только за красоту, но и за огромную пользу. А какую пользу приносила и приносит сейчас берёза людям, мы узнаем от бабушки Акулины. Я приглашаю вас отправиться к ней. Вы согласны? (ответы детей)

3. Физминутка «Белые берёзки»

22слайд

Наступило утро, солнышко проснулось.

И березки к солнцу потянулись

(Руки вверх, на носочках)

Поздоровались друг с дружкой.

Наклонившись в сторону

(Наклоны в сторону,

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому.

(Руки вверх помахать ими).

4. Практическая часть

Логопед :

- Посмотрите, берёзка указала нам путь к бабушке.

Дети подходят к дому, их встречает бабушка. Дети здороваются.

Бабушка:

- Здравствуйте, мои дорогие! (посадила детей на лавочку)

Что привело вас ко мне?

Логопед :

- Хотим мы, бабушка, узнать, какую пользу приносит людям русская берёзка.

Бабушка:

- С радостью расскажу вам.

Деревом счастья на Руси называли берёзку. Дерево это щедрое и доброе. Вот щедро и делится с людьми оно своими богатствами.

Берёзовые дрова зимой незаменимы. Они горят долго, дают много тепла, обогревают жильё и выделяют приятный аромат.

Из берёзовых веток вяжут мётлы и веники;

В старину на Руси берёзовой лучиной освещали избы (показать лучину).

На бересте, коре берёзы, писали наши предки (Береста служила вместо бумаги).

Из бересты в старину плели обувь – лапти, делали музыкальные инструменты – рожки.

Из берёсты плели лукошки, делали туеса для ягод и грибов. Туеса были настолько прочными, что в них хранили квас, яйца, а молоко в берестяных туесах дольше не закисало.

В наше время из бересты плетут сувениры (Показать детям).

из древесины изготавливают мебель и лыжи.

Берёза – это и дерево-лекарь.

Отвары и настои из берёзовых почек и листьев заживляют раны.

Берёзовыми вениками парятся и лечат хвори в бане, заряжаются бодростью и здоровьем.

Древесный гриб-чагу заваривают и пьют вместо чая.

Из берёзовой коры вырабатывают дёготь, который используют в медицине и в парфюмерной промышленности.

Кто не любит вкусный берёзовый сок! Но только собирают его весной, сок очень полезен (очищает кровь, из него делают напитки.

Есть у березки и свой праздник. Он так и называется – Праздник русской березы. Отмечали его в день летнего солнцеворота, когда самая короткая ночь в году.

Этот день проводили в лесу вокруг березы. Девушки надевали на голову березовые венки, березку украшали лентами и цветами. Вокруг нее играли и водили хоровод.

А теперь, красны девицы да добры молодцы, выходите поиграть.

(Дети встают в круг, в центр круга ставится березовое полено)

Этот добрый молодец (бабушка выбирает мальчика) будет сейчас по кругу ходить да прислушиваться. Как стукну по полену молоточком, тут он и остановится. Коль против красной девицы остановится – в пояс поклонится, коль против добра молодца – по-русски обнимется.

Дети водят хоровод, играют.

Логопед :

- Спасибо, бабушка за интересный рассказ про берёзу, а нам пора в детский сад.

Бабушка:

- На дорожку я вам угощение припасла (угощает конфетами в берестян. корзине).

И самый короткий путь укажу. Вам только надо произнести слова: «Раз, два, три – повернись, в детском саду окажись»

Дети произносят слова.

5. Рефлексия

Логопед :

- Что интересного вы узнали о берёзке сегодня? (ответы детей)

- Как вы думаете, надо ли беречь берёзки, если их так много в России?

- Как можно беречь и заботиться о деревьях? (не ломать ветки, не рубить, принимать участие в посадке молодых деревьев, при сборе берёзового сока замазать ранку, чтобы дерево не погибло)

23слайд

- В нашем детском саду появилась традиция: весной выпускники вместе с родителями высаживают на территории детского сада молодые деревца. Надеемся, что и вы продолжите эту традицию.

24слайд

Будем берёзку любить, охранять

Будем мы взрослым во всём помогать

Реки, поля и леса сбережём

Помним о том, что природа - наш дом.

Наше занятие закончилось, до свидания.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Берёзоньки-берёзки, красавицы России»
Фото «Берёзоньки-берёзки, красавицы России»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Лес, деревья и кустарники» .

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Игрушки» в старшей группе Тема: «Игрушки» (старшая группа) Цель: формирование представлений об игрушках. Задачи: образовательные: • уточнить, расширить и активизировать.

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи» "Овощи" Цель: Накопление и обогащение словарного запаса, закрепление понятия Овощи в словаре ребёнка. Знакомство детей с процессом выращивания.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме «Зимующие птицы» Оргмомент: приветствие, Фонематический слух (подготовительный этап) Сегодня у нас необычное занятие! Мы будем слушать пение птиц. Чьи голоса.

«Мебель». Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе Тема «Мебель» Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Транспорт» Цель: Правильное произношение звуков Р, совершенствование навыков словообразования. Задачи: Коррекционно-образовательные. 1. Расширение.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Медвежонок Умка ищет свою маму» Коррекционно-образовательные: закреплять знания и представления о животных, обитающих на севере, о их детёнышах. Коррекционно-развивающие:.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему: «Игрушки». ЦЕЛИ: Образовательные: расширять представления детей об игрушках. Коррекционно- развивающие: Развитие направленного плавного выдоха;.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Звук [К]. Буква К» Фронтальное логопедическое занятие. (Старшая группа) Тема: «Звук [К] Буква К» Цель: Закрепление знаний о звуке К -, знакомство с буквой.

Конспект фронтального подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Звуки С, Сь». Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в старшей группе. Тема «Звуки [с], [с‘]. Задачи. 1. Корекционно- образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Берёзоньки-берёзки, красавицы России»
Опубликовано: 15 февраля 2017 в 17:10
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Берёзоньки-берёзки, красавицы России»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Александровна Борщёва (УИ 414608) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД