Папки-передвижки

«Перелетные птицы». Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе

Елена Мирошниченко
«Перелетные птицы». Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе "Перелетные птицы"

Цель. Формирование основ экологической культуры, привлечение внимания детей к птицам родного края.

Основные задачи:

1. Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.

2. Расширение словарного запаса по лексической теме,

3. Совершенствование грамматического строя речи:

Образование притяжательных прилагательных (гусиный, утиный, журавлиный)

Согласование притяжательных с существительными в роде, числе (гусиный хвост, гусиная голова, гусиное туловище).

Согласование существительных с числительными (одна кукушка, две кукушки.)

Развитие функции словообразования: (бескрылый, безногий, безклювый, хвостатый. глазастый)

Образование сложных слов (остроклювый, длинноногий)

4. Развитие связной речи.

5. Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.

6. Развитие общей и мелкой моторики.

7. Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

8. Воспитание любви к животному миру.

Методические приемы: отгадывание загадок, беседа, чтение; рассматривание предметных картинок.

Предварительная работа:

1. Беседы на темы: "Перелетные птицы", «Наши пернатые друзья», "Что было бы, если бы не было птиц" и др.

2. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин на тему «Птицы» А. С. Саврасов «Грачи прилетели»;

3. Чтение художественной литературы С. Городецкий "Как птицы учились строить гнезда", А. Шевченко "Гнезда", Т. Нужина "Ласточка", "Воробьи";

4. Разучивание стихотворений К. Льдов «Милая певунья», В. И. Мирясов «Скворец», песен: «Весенний будильник» С. Соснина, «Жаворонок» М. Еремеевой, игры: «Птички», «Перелетные птицы», хоровод: «Перелетные птицы».

5. Разучивание подвижных игр: "Совушка-сова", "Огородник и воробей", "Зимующие и перелетные птицы", "Какая птица прилетела (улетела)", "Воробышек, чирикни";

6. Работа с родителями: изготовление скворечников.

Оборудование: картинки из серии «Птицы», муляж дерева плоскостной, скворечники, разрезные картинки «Скворечник», менмотаблица, перьядля дыхательной гимнастики.

Ход занятия

Звучит мелодия «Щебет птиц»

Логопед:

Из-за гор, из-за морей

Мчатся стаи журавлей,

Ручейки в лесу поют,

И подснежники цветут.

Пробудилось всё от сна

– Это к нам пришла…

Дети: ВЕСНА!

Логопед: Ребята, к нам на занятие прилетела птичка, а вот какая угадайте.

Труд людей он уважает

Гусениц уничтожает!

Есть на дереве дворец

В нем живёт с семьёй.

Как вы думаете кто?

Дети: Скворец

Логопед: Давайте рассмотрим его и опишем.

Дети: Части тела: туловище, голова, клюв, хвост, крылья, лапки, тело покрыто перьями черного цвета.

Логопед: чем питается скворец?

Дети: скворец питается личинками насекомых, дождевыми червями, травой.

Логопед: Как называется жилище скворца?

Дети: скворцы живут на дереве в скворечниках, которые строят для них люди.

Логопед: правильно ребята, давайте соберем скворечник. У меня есть разрезные картинки для игры.

Игра: «Собери скворечник» (разрезные картинки)

Логопед: ребята, вы отлично справились с заданием, только в этих скворечниках птички не смогут поселиться. Дома с родителями сделали настоящие скворечники, сейчас мы их рассмотрим, а когда закончится занятие, повесим их на деревья на территории нашего детского сада.

(Дети рассматривают готовые скворечники)

Логопед: Я вам загадаю загадки, а вы отгадайте. А отгадку найдете у меня в сундучке и посмотрим какие еще птицы прилетают к нам по весне (ребенок угадывает птичку, берет картинку в сундучке и вешает на дерево)

1. Не ворона, не синица.

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку.

Раздалось в лесу: «Ку-ку». (Кукушка)

2. Ты его узнаешь сразу:

Черноклювый, черноглазый.

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит.

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней. (Грач)

3. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистей и нежней…

Кто же это?. (Соловей)

4. Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

А весной в полях поет. (Жаворонок)

5. Этих птиц всегда мы ждём и для них построим дом.

Скоро прилетят певцы, голосистые (скворцы)

6. Угадайте, что за птичка —

Тёмненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

Логопед: покажите свои руки, проведем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика:

Перелетные птицы

Тили-тели, тили-тели —

С юга птицы прилетели!

(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками).

Прилетел к нам скворушка —

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж —

(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Все вернулись, прилетели,

(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками).

Песни звонкие запели!

(Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»).

Логопед: ребята давайте назовём всех перелётных птиц.

Дети: это – кукушка, соловей, грач, лебедь, ласточка, гусь, аист, скворец.

Логопед: Ребята, посмотрите на этих птиц и скажите, что есть общего у всех птиц? Давайте назовем части тела птиц.

Дети: Голова, глаза, клюв, туловище, перья, лапки, хвост, крылья. Крылья есть у птиц – они умеют летать.

Логопед: чем покрыто тело птиц?

Дети: тело у птиц покрыто перьями.

Логопед: У каждой птицы, разное оперение: у скворца – темный с зеленоватым отливом; кукушка – серая с полосатым брюшком; ласточка – у нее брюшко белое, спинка черная, грудка красная; лебедь - белое оперение; гусь – белое или серое оперение, грач – черное оперение, аист – белое с черным оперение, соловей – коричневое оперение. У меня есть перья принесла, я специально для вас, чтобы вы могли поближе их рассмотреть и потрогать. Скажите, какие они?

Дети: Перья легкие, мягкие, воздушные, теплые, красивые, резные.

Логопед: с помощью перьев выполним дыхательную гимнастику, повторим правила дыхательной гимнастики:

- перед выдохом делать вдох сильный и глубокий через нос, набираем полную грудь воздуха.

- выдох совершаем плавно, не толчками, во время выдоха губы не сжимаем, а складываем их трубочкой.

- щеки не надуваем (можно придерживать их руками)

- плечи не поднимать, тело расслаблено.

Дыхательная гимнастика

Игра «Скажи наоборот».

Ребята, я буду говорить вам предложения, а вы мне отвечать наоборот.

Логопед: Журавль большой, а соловей…маленький.

Лебедь белый, а грач… черный.

У ласточки брюшко белое, а у кукушки…полосатое.

Давайте внимательно посмотрим на перелетных и птиц и сыграем в замечательную игру.

Игра «Назови одним словом».

Логопед: у ласточки длинный хвост, как о ней можно сказать? Поиграем словами, возьмите в одну ладошку слово длинный, в другую – хвост. Соединяем, что получилось?

Дети: ДЛИННОХВОСТАЯ.

Логопед: Молодцы.

У ласточки длинные крылья. Соединяем слова Длинное и крыло, что получилось? Ласточка, какая?

Дети: ДЛИННОКРЫЛАЯ.

Логопед: ещё она какая? Соединяем слова: быстрый и крылья. Какая ласточка?

Дети: БЫСТРОКРЫЛАЯ.

Логопед: Молодцы!

У соловья звонкий голос, соединяем, что получится? Соловей, какой?

Дети: ЗВОНКОГОЛОСЫЙ.

Логопед: Молодцы ребята!

Настало время выполнить упражнения и размяться. Вставайте со стульев и повторяйте вслед за мной движения.

Физкультминутка «Перелетные птицы»

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают (клюют)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели,

И на место сели (улетают», садятся)

Логопед: Ребята, кто знает, какую птицу называют лесным певцом? (Лесной певец - соловей)

Составим рассказ по схеме с применением мнемотаблицы о соловье.

1. Зимующая или перелётная птица?

2. Почему их так называют?

3. Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка)

4. Чем питается?

5. Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

Дети: Соловей — это перелётная птичка. Соловей маленький, серенький очень красиво поёт. У соловья есть маленький клюв, короткая шея, два крыла, длинный хвост и две лапки. Соловей питается насекомыми и семенами. Его жилище - гнездо.

Логопед: Давайте вспомним, о чем мы разговаривали на нашем сегодняшнем занятии? Что вам понравилось больше всего? Наше занятие закончено.

Дети: ответы детей.

Логопед: Ребята пора идти вешать скворечники, которые вы сделали с родителями для скворцов.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия на тему «Перелетные птицы» в старшей группе Цель: 1. Ознакомление детей с понятием «перелетные птицы». 2. Развитие и обогащение словаря 3. Формирование четкости и связности высказывания.

План-конспект фронтального логопедического занятия «Звук [ы]» Тема занятия: «Звук «Ы». Цели: 1. Познакомить детей со звуком «Ы»; 2. Закрепить правильную артикуляцию звука «Ы»; 3. Развитие фонематического.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Морозята спешат на помощь Деду Морозу» Цели: Образовательные: закрепить знания о характерных признаках зимы; уточнить и расширить знания детей о зиме;.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Перелетные птицы». Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе
Опубликовано: 12 января 2025 в 19:02
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Перелетные птицы». Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мирошниченко (УИ 516156) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД