Ирина Ищенко
Групповое логопедическое занятие с обучающимися 3 класса с системным недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Групповое логопедическое занятие
с обучающимися 3 класса с системным недоразвитием речи
Тема занятия: Выделение гласных из слов.
Лексическая тема: Домашние животные
Цели занятия:
1. Образовательные:
- закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [э], [ы] [о];
- совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
- закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова).
Публикация «Групповое логопедическое занятие с обучающимися 3 класса с системным недоразвитием речи» размещена в разделах
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
- закрепить графические образы букв А, У, И, Ы, Э, О;
- систематизировать знания о гласных звуках.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие и фонематический слух;
- развивать умение соотносить звуки и буквы;
- расширять и активизировать словарь;.
- развивать координацию речи с движением, мелкую моторику;
- развивать внимание, память, мышление;
3. Воспитательные:
Воспитывать любовь и доброе отношение к домашним животным
Оборудование: зеркала для каждого ребенка, магнитная доска, тетради, картинки домашних животных, презентации: «Упражнения на развитие дыхания», «Гласные звуки», «Породы собак»
Ход занятия:
I Организационный момент
Определение 4-ой лишней картинки.
(Кот, коза, собака, улитка)
- Почему «улитка» будет лишней?
- Как одним словом можно назвать кота, козу, собаку?
Логопед предлагает обучающимся определить первый звук в названии лишней картинки (улитка).
Сообщение темы занятия
- Сегодня будем учиться выделять гласные звуки в словах.
II Основная часть
- Ребята, чтобы правильно произносить все звуки речи необходимо выполнять специальные упражнения. Давайте их сейчас сделаем.
1. Мимические упражнения
Выразить мимикой эмоции: страх, испуг, сострадание, боль.
Выразить мимикой и жестами отношение разных людей к животным: мальчик гладит щенка, девочка испугалась сердитого бульдога.
Представить и показать мимикой состояние собаки, которую выгнали из дома, голодного котенка, просящего молочка у своей хозяйки.
Выразить состояние хозяйки, у которой пропала кошка или коза. Изобразить провинившуюся кошку, укравшую сосиску, а затем выразить ей сочувствие.
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски. Б. Заходер
2. Упражнения для мышц шеи
Кошка умывается. Повернуть голову влево — облизать верхнюю губу, повернуть голову вправо — облизать нижнюю губу.
Бодливый козлик. Круговые движения головой.
3. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Корова и теленок жуют жвачку. Имитировать жевание.
Котенок зевает. Широко открыть рот. Делать круговое движение нижней челюстью — подбородком рисовать букву «о».
4. Упражнения для щек и губ
Бульдог сердится. Выдвигать вперед нижнюю челюсть, рот открыт. Прикусывать верхнюю губу нижними зубами.
Собака рассердилась — у нее хотят отнять косточку. Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.
Фырканье лошади. Вибрация губ.
III Актуализация знаний.
- Ребята, на прошлых занятиях мы с вами познакомились с гласными звуками и их буквенными обозначениями. Назовите все гласные звуки.
Молодцы! Эти звуки состоят из одного голоса. Давным-давно голос человека назывался «глас». Отсюда и название - гласные, значит голосовые. А теперь расскажите, что вы ещё знаете о гласных звуках.
Этот звук всегда поётся,
Этот звук, как песня, льётся.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!
• Уточнение артикуляции гласных звуков.
Давайте с вами произнесём звук «А» перед зеркалом. Посмотрите как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом. Какие ещё звуки можно пропеть с помощью голоса, чтобы воздух выходил свободно, без преграды? О У Ы Э И. Произнесение гласных, уточнение артикуляции.
Обратите внимание, что гласных звуков только 6!
• Уточнение знаний о домашних животных.
- Ребята, каких домашних животных вы знаете? (дети называют,
выставляются картинки).
- Почему мы называем этих животных, домашними? (за ними ухаживает
человек, они приносят пользу человеку).
- А знаете ли вы, что дает каждое из домашних животных человеку? Приведите примеры.
(Корова дает молоко. Из молока делают сыр, масло. Овца дает шерсть. Из шерсти вяжут носки, свитера. Пчелы дают мед.)
- Да, домашние животные приносят человеку большую пользу: они кормят человека, помогают жить.
Загадки о животных.
Логопед читает загадку, предлагает рассмотреть картинки и найти среди них слово-отгадку. Дети определяют первый звук, показывают букву и
записывают ее в тетрадь.
Я пушистый и усатый,
Хвост мой длинный, полосатый.
Мою в речке все припасы,
С грязью вовсе не согласен.
Дом на дереве в дупле,
Сплю в уюте и тепле.
Кто в лесу, друзья, живет?
Ну конечно же – (Енот).
Быстрая и юркая,
В змеевидной шкурке я,
А за хвост меня поймаешь,
Сразу тут же потеряешь.
(Ящерица)
Словно веер хвост,
Борода — нарост,
Нарядный сюртук,
И зовут его … (Индюк)
В шар свернулся под ногами,
На спине с тремя грибами,
Не споткнись – вдруг упадешь!
Это же колючий … (Еж)
Кто на себе свой домик носит
(Улитка)
3. Игра «Какая картинка спряталась?»
Предлагается запомнить ряд картинок. Затем убирается одна из картинок. Дети должны назвать её.
4. Физминутка
«Киска»
То прогнет,
То выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед -
Это делает зарядку
Наш Маркиз -
Пушистый кот.
Чешет он себя за ушком,
Жмурит глазки и урчит.
У Маркиза все в порядке:
Когти, шерсть и аппетит.
5. Дидактическая игра «Скажи ласково»
Кошка – кошечка, собака – собачка, (лошадь, овца, коза, баран, свинья, корова, верблюд, осел).
6. Продолжи предложение
Кошка любит ….
Собака сторожит ….
Лошадь пасется ….
7. Назови по действию “Кто что делает?”
– гогочет, – крякает, – кудахчет
– кукарекает, – пищит, – балаболит
– мычит, – ржет, – хрюкает, – лает
8. Пальчиковая игра
Раз, два, три, четыре, пять (по очереди загибаем пальцы на руке)
Как животных нам назвать? (свободной рукой делаем вопросительный жест)
Самых близких, самых верных (этой же рукой машем в сторону собеседника)
Каждый знает их, наверно (одновременно хлопаем в ладоши)
Лошадь, корова, собака и кошка (загибаем пальцы поочередно на другой руке)
Как назовем их? Подумай немножко (выполняем вопросительный жест)
В доме с хозяином дружно живут (соединяем руки в виде домика)
Значит, домашними все их зовут.
9. Игра “Бывает – не бывает” (с использованием картинок)
Логопед задает вопросы – дети отвечают “да – нет”
У коровы есть рога? Кошка царапается? Коза лает?
У лошади есть крылья? Свинья дает молоко?
10. Игра “Сосчитай до пяти”
Один пушистый кот -…
Одна быстрая лошадь – ….
Одина рогатая корова – …
11. Беседа о собаках и их назначении.
- Собака - верный друг и помощник человека с древних пор Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень-очень давно.
Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрадывается ли враг? А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеку. Особенно она чутка ночью: ведь в прошлом собака была ночным хищником.
Постепенно человек приучил собаку сторожить дом-пещеру, подавать лаем сигнал тревоги. Собака стала помогать человеку на охоте: отыскивала дичь, приносила ее хозяину. Повсюду, где живут люди, рядом с ними встречаются собаки.
12. «Сложные слова».
Длинная шерсть – длинношерстная,
короткий хвост - короткохвостая,
обвислые уши – вислоухая.
III Заключительная часть.
Обобщение материала, изученного на занятии.