Русакова Ольга
Конспект фронтального логопедического занятия «Весна. Перелетные птицы»
▼ Скачать
Тема: «Перелётные птицы»
Цель: Расширять словарный запас по лексической теме, развивать лексико-грамматический строй.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• обобщить и проверить знания о перелетных птицах;
• образовать уменьшительно – ласкательную форму от существительного и прилагательного.
• расширить представление об их образе жизни птиц.
Коррекционно-развивающие:
• развивать мелкую моторику
• развивать способность ориентироваться в пространстве и на плоскости лист
• совершенствовать логическое мышление.
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия „Весна, Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Коррекционно- воспитательные:
• воспитывать умение слушать логопеда;
• способствовать коммуникативной способности;
• формировать положительную учебную мотивацию;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Словарь: перелетные птицы, соловей, жаворонок, ласточка, аист, скворец,
Оборудование: мяч, перышки, картинки птиц : иволга, зяблик, трясогузка, чибис, ласточка, дрозд, жаворонок и др. ; разрезные картинки птиц.
Ход занятия
I. Орг. момент.
Логопед : Здравствуйте, ребята! Я вновь рада нашей с вами встрече. Я вас сегодня приглашаю на прогулку в весенний лес.
А чтобы туда отправиться, нам надо закрыть глаза и произнести:
«Лист весенний закружи, дорогу в лес нам укажи!» (ребята закрывают глаза)
- Ребята, вот мы и оказались с вами в лесу.
Вы чувствуете, какой здесь свежий воздух, давайте подышим с вами.
1. Дыхательная гимнастика:
«Перышки»
Для игры нужны вырезанные из бумаги перышки. Ребёнок держит перышко в правой руке, подносит ко рту, делает вдох, затем спокойно дует на него. Перышко шевелится в руке. Следить, чтобы щёки не надувались.
2. Артикуляционная гимнастика.
Детям предлагается выполнить артикуляционную гимнастику “Птенчик”.
Язычок наш – это птенчик,
Он из гнездышка смотрел (язык лежит на нижней губе)
А потом он запорхал, (язык вверх – вниз)
Вокруг гнезда облетел, Язык облизывает губы по кругу)
Влево – вправо поглядел, (язык влево вправо)
А потом на ветку сел, (язык лежит на нижней губе)
Клювом воду набирал, (губы вытягивать трубочкой)
Всю до капли выпивал,
Потом дятлу подражал, ( произносить: д-д-д-д-д-)
Словно червячка искал.
II. Основная часть.
1. Подведение к теме.
- Наступила долгожданная, теплая, солнечная весна. Из теплых стран возвращаются наши маленькие друзья. Они тоже рады весне. Друзья торопятся, ведь за весну им надо успеть построить и отремонтировать свои дома, отложить яйца, высидеть их и вывести свое потомство – птенцов. А осенью снова соберутся в стаи и улетят зимовать в теплые страны.
2. Работа с разрезными картинками.
Ребята, у вас на столах разрезные картинки. Вам нужно их собрать и назвать тех, кто же наши друзья? ( Дети: У меня грач. У меня скворец., цапля, ласточка, журавль, аист, гусь).
(Логопед выставляет картинки птиц на доску).
- Как назвать их одним словом? ( Дети: птицы).
- Правильно, ребята, наши маленькие друзья- это птицы! И сегодня наше занятие посвящено теме «Перелетные птицы».
- По каким признакам мы отличаем птиц от других живых существ? ( Дети: Голова и тело покрыто перьями. У них есть крылья. Они умеют летать).
3. Беседа о перелётных птицах.
Логопед : Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых вы назвали, собирая картинки? ( Дети: Перелётные птицы).
-Почему их называют перелётными? ( Дети: Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).
-Почему они улетают в теплые края? ( Дети: Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы).
- Ребята, а вы знаете, как прилетают птицы, когда наступает время года весна?
Утки, гуси и лебеди летят вереницей - верёвочкой.
Ласточки и скворцы летят стаей.
Журавли летят клином - углом.
А кукушки улетают поодиночке.
-Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? ( Дети: «Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).
Игра «Назови ласково»
Пёстрая утка – (пёстренькая уточка)
Серая кукушка – (серенькая кукушечка)
Шустрая трясогузка – (шустренькая трясогузочка)
Добрая птица – (добренькая птичка)
Короткий хвост – (коротенький хвостик)
Тонкая шея – (тоненькая шейка)
Белое крыло – (беленькое крылышко)
Острый клюв – (остренький клювик)
- Очень хорошо мы справились с этим заданием.
Дидактическая игра «Найди птице дом».
Логопед; Ребята, а знаете ли вы, где живут перелетные птицы. Давайте поселим их в свои жилища.
(Дети находят жилище для птицы и комментируют :
-Скворец живет в скворечнике.
Лебедь живет на озере в камышах.
-Грач живет в гнезде в грачиной деревне.)
3. Физминутка.
(Логопед с мячом в руках стоит в кругу детей.)
Логопед : Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.
-У скворца-… (скворчата)
-У грача-… (грачата)
-У журавля-… (журавлята)
-У кукушки-… (кукушата)
-У аиста-… (аистята)
-У лебедя-… (лебедята)
- У утки-(утята)
- У аиста- (аистята)
-У чижа -(чижата).
Логопед : Молодцы, ребята! Присаживаемся на свои места.
Речевая игра «Прилетели птицы».
Логопед : Я буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, то топайте ногами.
- Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.
- Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
- Прилетели птицы : голуби, синицы, чижи, вороны, галки, стрижи, комары.
- Прилетели птицы : голуби, медведи, кукушки, поползни, дятлы.
- Прилетели птицы : голуби, синицы, галки и скворцы. Все вы молодцы!
Логопед : ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к этой птице.
Ласточка какая?-(маленькая, чёрная, быстрая)
Аист какой?-(белый, большой, красивый)
Грач какой?-(чёрный, крупный)
Кукушка какая?-(хитрая, пестрая)
Лебедь какой?-(белый, крупный, благородный)
Скворец какой?-(пёстрый, заботливый)
Соловей какой?-(маленький, голосистый)
III. Итог занятия
Логопед : О каких птицах мы сегодня говорили? Что вам больше понравилось на нашем занятии? Что нового вы сегодня узнали?
Вы показали ласточке, как много знаете о птицах. Молодцы!