МААМ-картинки

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Перелетные птицы»

Анастасия Спицина
Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: расширение и активизация словаря по теме «Перелетные птицы»

Задачи:

Образовательные:

• Обобщить и проверить знания о перелетных птицах

Научить составлять предложения по вопросам: кто? Что делает? Что?

• Учить пересказывать небольшие тексты

• Расширить представление об их образе жизни птиц

Развивающие:

Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия на тему „Перелетные птицы“» размещена в разделах

• Развивать мелкую моторику

• Развивать способность ориентироваться в пространстве и на плоскости листа

Воспитательные:

• Воспитывать умение слушать логопеда

• Способствовать коммуникативной способности

• Формировать положительную учебную мотивацию

• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Оборудование: мяч; картина «Перелетные птицы»; картинки птиц : иволга, зяблик, трясогузка, чибис, ласточка, дрозд, жаворонок; лист бумаги, плоскостные изображения солнца, пенька, елки, дуба, птички.

Ход занятия

I. Организационный этап

Дети заходят в кабинет и подготавливают свои столы к занятию. Логопед :

– Здравствуйте, ребята! Встаем в «круг без рук».

Дети встают в круг. Инструкция:

– Сядет тот, кто назовет мне слова, в которых есть звук [Ф]. Дети отвечают:

Фасоль

Футбол

Фура

Сарафан

Шкаф

Лев [Ф]

Жираф

Дети садятся за столы.

– Ребята! Смотрите какая у меня есть картина. Вы внимательно ее рассмотрите, а я вам прочту небольшой отрывок стихотворения:

Возвращаются птицы весной,

Нет границ им, их сердце ведёт.

Направляя в родной край домой,

Их стремительный в небе полёт.

(Марковцев Ю.)

– Итак, ребята! О ком на нашем занятии пойдет речь? Правильно о перелетных птицах. Мы сегодня с вами познакомимся с перелетными птицами, поговорим об их образе жизни.

II. Коррекционно – развивающий этап

1) Знакомство с темой

– Ребятки, а как вы думаете: почему птицы перелетные?

Дети отвечают: потому что зимой улетают в теплые края.

– Правильно! А все ли птицы улетают в теплые края?

Дети отвечают: нет.

– Хорошо. А как называют птиц, которые не улетают в теплые края?

Дети отвечают: зимние, зимующие.

– Правильно, таких птиц называют зимующими. А каких вы знаете зимующих птиц?

Дети отвечают: ворона, воробей, голубь.

– Хорошо, молодцы! А каких вы знаете перелетных птиц?

Дети молчат в раздумьях.

– Ну ладно, не буду вас долго томить. Я для вас подготовила фотографии этих птиц.

– Первый наш гость – это иволга (логопед достает картинку иволги). Внешне иволга – настоящая модница. Самцы иволги одеты в ярко-желтый наряд, а крылья и хвост у них – черные. Самки имеют оперение цвета зеленых оливок. Между глазом и клювом у иволги есть приметная черная полоска. На зиму они улетают в теплые страны, откуда возвращаются только в мае. Друг с другом иволги общаются с помощью посвистов и звуков, похожих на скрипы. Но периодически в их песнях слышатся и звуки, очень напоминающие флейту. Послушайте (логопед включает запись пения птицы). Весной первыми в наши края прилетают самцы. Следом за ними летят светло-оливковые самки. Как только появляется листва на деревьях, иволги начинают создавать семейные пары. Гнездо у иволги имеет очень оригинальную конструкцию – оно похоже на корзинку, подвешенную на ветке. Строит гнездо самка, а строительные материалы ей старательно приносит в клюве самец. В этой корзинке вскоре появляются слегка розоватые яйца, которые самка прилежно насиживает. Вот такие птицы иволги.

– Вторая птица пришла к нам в гости – это зяблик (логопед достает картинку зяблика). Зяблики очень похожи на воробьев своими размерами. Но в отличии от воробьев имеют яркое оперение : красноватая грудка и коричнево-зеленая спинка гармонично сочетаются с головой сине-серого цвета и черно-белыми крыльями. Еще они способны подарить всем, кто их слышит, звучные и жизнерадостные песни (логопед включает запись пения птиц). Своими песнями зяблики обычно радуют слушателей весной, в период гнездования. Уже в конце марта самцы зябликов начинают возвращаться из теплых краев в родные места. А спустя несколько дней прилетают и самки. Вот для них-то и поют свои серенады лесные красавцы. При строительстве гнезда основную работу выполняет самка, с необыкновенным искусством создающая уютное гнездышко, замаскированное так, что его издалека можно принять за нарост на дереве. Стихают песни лишь после появления птенцов. Все заботы в этот период у семейной пары направлены на то, чтобы прокормить новорожденных.

– Третья наша гостья – это трясогузка. Трясогузка стройная и грациозная. Спинка и бока у нее серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья черные, блестящие, украшенные по краям белыми перышками. Вот какая модница! Прилетает трясогузка в наши края ранней весной, когда на реках и озерах еще лежит лед. В народе трясогузку называют ледоломкой: птичка бегает по льдинам, ищет вмерзших в лед жучков, трясет хвостиком — «лед ломает». Свои гнезда трясогузки обычно устраивают в кустах по берегам рек и ручьев. Гнездо трясогузки вьют из соломинок и тонких веточек, устилают его пухом. Обычно в гнезде пять- шесть яиц, раскрашенных серыми точками. Трясогузка — проворная и храбрая птица. Заметив в небе ястреба, она громко и тревожно кричит: «Ци- зи! Ци-зи!» На крик слетаются другие трясогузки. Дружные птицы прогоняют ястреба.

– Хорошо, теперь давайте немножко разомнемся. Встаем рядом со своим столом

2) Физкультминутка

Цапля серая носатая (руки к носу)

Целый день стоит, как статуя (руки на пояс, лопатки свести)

На одной ноге постой-ка, (руки на поясе поднимаем левую ножку)

Если ты солдатик стойкий.

А теперь постой на правой, (руки на поясе, поднимаем правую ножку)

Если ты солдатик бравый.

Цапля серая носатая, (на двух ножках, руки к нос

Целый день стоит, как статуя. (руки на пояс)

– Четвертый наш гость – это жаворонок (логопед достает картинку жаворонка). Жаворонок похож на воробья. Окраска жаворонка серо-коричневая, желтоватая. Спина этой птицы серая, оперение живота белое, грудка коричневая, на головке жаворонка красуется небольшой хохолок, а хвостик окаймляют белые перья. В наши края она прилетает ранней весной. Ещё не зазеленели поля, не проснулись насекомые, а жаворонки в синем небе уже трепещут крылышками и радостно поют. Их песенка похожа то на трель, то на звон колокольчиков (логопед включает запись пения птиц). Самки жаворонков меньше самцов, они не поют песен. Прилетев, они подыскивают теплое местечко для гнезда. Жаворонки клювом роют ямку для гнезда в мягкой влажной земле. Затем они ее утепляют перышками, пухом, мягкими травинками.

– И последняя наша гостья – это ласточка (логопед достает картинку ласточки). Размер ласточек небольшой, при этом самцы крупнее, чем самочки, хвосты тоже длиннее. Раскраска их спинок, крыльев и хвоста сине-черная. А цвет груди и живота серого оттенка. У птенцов на лбу имеется пятнышко рыжего цвета. По мере взросления цвет этого пятна меняется на белый. Пение ласточки простым назвать нельзя, поскольку она издает звуки разных тонов, напоминающие обычный щебет птицы, переходящий в трель (логопед включает запись пения птиц). Зимой птицы улетают на юг, в тёплые страны, а в апреле уже возвращаются обратно. Начинают строить гнёзда и высиживать птенцов.

3) Отработка лексической темы

o Упражнение «Кто что делает?»

Дети по сюжетной картинке составляют предложения:

Воробьи клюют зернышки

Голубь пьет воду

Ласточка кормит птенцов

Жаворонок высиживает яйца

o Упражнение «Пересказ по вопросам»

– Ребятки, сейчас прочитаю рассказ. Внимательно послушайте потом я буду задавать вам вопросы. Рассказ называется «Прилетели грачи» :

Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

– Итак, теперь я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать:

Какие птицы прилетают весной первыми?

Что сразу начинают делать грачи?

Где они вьют гнезда?

Когда они выводят птенцов?

o Упражнение «Кто внимательный?»

– Отлично, теперь пододвиньте к себе лист бумаги. Отлично. Теперь слушайте меня внимательно и выполняйте мои задания

(У каждого ребенка квадратный лист бумаги и плоскостные изображения солнца, пенька, елки, дуба, птички. По инструкции логопеда дети кладут солнце в левый верхний угол, елку в середину листа, пенек в правый верхний угол, дуб в левый нижний угол, птичку в правый верхний угол)

III. Итоговый этап

Итак ребята.

О каких птицах мы сегодня говорили перелетных)

С какими птицами мы познакомились? (Иволга, зяблик, трясогузка, жаворонок, ласточка)

Почему их называют перелетными?

Отлично, вы сегодня отлично поработали! Убираем свои рабочие места!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия на тему «Перелетные птицы» в старшей группе Цель: 1. Ознакомление детей с понятием «перелетные птицы». 2. Развитие и обогащение словаря 3. Формирование четкости и связности высказывания.

Конспект фронтального логопедического занятия «Буква Л» для детей подготовительного дошкольного возрастаКонспект фронтального логопедического занятия «Буква Л» для детей подготовительного дошкольного возраста Цель: закрепить звуки [л], [ль]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения;.

План-конспект фронтального логопедического занятия «Звук [ы]» Тема занятия: «Звук «Ы». Цели: 1. Познакомить детей со звуком «Ы»; 2. Закрепить правильную артикуляцию звука «Ы»; 3. Развитие фонематического.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Юные модельеры» Цели: Образовательные: закрепить знания о предметах одежды и обуви; уточнить и расширить знания о материалах,.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Э]» в старшей группе с использованием компьютерных технологий Цели занятия: 1. Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука. 2. Учить выделению ударного и безударного гласного звука в начале и середине.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [И] и буква И» Тема занятия: «Звук и буква «И». Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке И; 2. Познакомить детей с буквой И; 3. Развитие фонематического.

Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему «Перелетные птицы»Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему «Перелетные птицы» Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами. Задачи:.

План-конспект фронтального логопедического занятия «Буква «П», звуки [П] и [П’]» Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке «П»; 2. Познакомить детей со звуком «Пь»; 3. Познакомить детей с буквой П; 4. Развитие фонематического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Перелетные птицы»
Опубликовано: 7 мая 2021 в 12:10
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Перелетные птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Спицина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД