ирина няч
Конспект занятия «Рассказ М. М. Зощенко «Великие путешественники» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Рассказ М. М. Зощенко Великие путешественники
Цель: Развитие связной речи.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
1. Формировать речевые умения и навыки
(использовать в речи прилагательные, предлоги).
2. Формировать умение отвечать на вопросы и задавать их.
3. Формировать умение детей слушать литературное произведение.
4. Формировать умение обобщать информацию и кратко выражать мысль.
Коррекционно – развивающие:
1. Прививать интерес к литературе.
2. Развивать умение сопереживать героям.
3. Развивать воображение.
4. Учить понимать юмор.
Публикация «Конспект занятия „Рассказ М, М, Зощенко „Великие путешественники“ для подготовительной группы» размещена в разделах
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать патриотическое отношение, чувство народного единства, любовь к литературным произведениям русских писателей.
Оборудование:
Экран, проектор, музыкальный центр, зеркальный шар, презентация по теме занятия, музыкальная композиция «телепорт».
Основные методические приемы:
Игровые, наглядно – действенные, синквейн
Речевой материал:
Рассказ М. М. Зощенко «Великие путешественники»
План занятия
№ п/п Содержание Время
I Организационный момент 1 мин.
II Основная часть
1. Рассказ о М. М. Зощенко
2 мин.
2. Словарная работа 2 мин.
3. Чтение рассказа «Великие путешественники»
12 мин.
4. Физ. культурная минутка 2 мин
5. Работа по развитию связной речи: ответы на вопросы по содержанию рассказа, составление синквейна.
8 мин.
III Подведение итогов
3 мин.
Использованный материал:
1. М. М. Зощенко «Великие путешественники» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.detochki.su/ ( дата обращения: 08.10.2014).
2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Запрос «Зощенко». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org ( дата обращения: 08.10.2014).
3. Составление синквейна с примерами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lewe.ru/sostavlenie-sinkvejna-s-primerami/ ( дата обращения: 08.10.2014).
4. О. Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина «Логопедические занятия с детьми 6 – 7 лет : методические рекомендации». М: «Каро», 2004г.
Ход занятия
I. Организационный
момент (1мин)
Логопед приветствует детей, сообщает о том, что по всей стране проходит Всероссийский открытый урок чтения. И маленькие граждане (ребята, и педагоги нашего детского сада поддерживают эту акцию.
Упражнение для развития дыхания. Каждая строка произносится на одном выдохе:
«Слушай…»
«Слушай шорох…».
«Слушай шорох чащи….»
«Слушай шорох чащи леса….»
II. Основная часть
Рассказ о М. М. Зощенко
(2 мин.)
Логопед рассказывает о Зощенко Михаиле Михайловиче : родился почти 120 лет назад в 1895 году в Петербурге в семье небогатого художника. Он был простым человеком и видел мир просто. Сюжеты его рассказов взяты из реальной жизни, он их видел везде, где бы он ни оказался. Он писал рассказы, повести, комедии о простых людях вроде нас.
Сейчас мы закроем крепко глазки и перенесёмся во времени на 100 лет назад. И пойдём, навстречу приключениям, вместе с героями рассказа «Великие путешественники».
Звучит композиция «телепорт», выключается свет, крутится зеркальный шар, создавая иллюзию перемещения…
Словарная работа
(2 мин.) Логопед проводит небольшую словарную работу, разъясняя значение слов из текста.
«…мамаша пойдет на речку стирать» – объяснить, что 100 лет назад не было стиральных машин и бельё стирали на речке.
«…три рубля» – объяснить, что 100 лет назад эта сумма была равна примерно 3000 рублей.
«… деревня» – небольшое поселение.
«…хворост» – опавшие ветви деревьев, используются как топливо и для строительства.
«…куда Макар телят не гонял» - очень далеко, в самые отдалённые места.
Чтение рассказа
«Великие путешественники»
(12 мин.) Логопед читает рассказ, соблюдая интонационную выразительность речи. См. приложение 1 (текст рассказа). Сопровождают чтение иллюстрации на слайдах.
Дети: слушают рассказ.
На 6-й минуте чтения проводится небольшая разминка:
Мы в поход с тобой пойдём…
Мы в поход с тобой пойдём (Дети маршируют)
Раз, два, три
Приключения найдём (Дети маршируют и
Раз, два, три хлопают в ладоши)
Всё запомним и расскажем (Маршируют и
поднимают указательный
палец вверх)
Посмеёмся мы потом… (Дети маршируют и
хлопают в ладоши)
Физкультминутка
(2 мин.) Проводится по окончании чтения рассказа.
«Как живёшь?»
Как живёшь? Вот так! (с настроением показать большой палец)
А плывёшь? Вот так! (любым стилем)
А бежишь? Вот так! (согнув руки, топая ногами)
Вдаль глядишь? Вот так! (руки биноклем к глазам)
Ждёшь обед? Вот так! (поза ожидания, подперев подбородок руками)
Машешь вслед? Вот так! (помахать)
Ночью спишь? Вот так! (руки под щёчку)
А шалишь? Вот так!
Работа по развитию связной речи
(8 мин.) Логопед: ребята как назывался рассказ, который мы читали?
Дети: предлагают варианты.
Логопед: как звали героев рассказа?
Дети: предлагают варианты.
Логопед: что делали дети?
Дети: предлагают варианты.
Логопед: Кто написал этот рассказ?
Дети: предлагают варианты.
Логопед: (подводит детей к составлению синквейна по рассказу наводящими вопросами).
Как можно назвать героев рассказа?
Дети: путешественники, туристы, авантюристы…
Логопед: Как можно их описать? Какие дети?
Дети: отважные, бесстрашные, весёлые, умные…
Логопед: Что делали дети?
Дети: путешествовали, шли, боялись, веселились…
Логопед: Как можно сказать о содержании рассказа одним предложением?
Дети: предлагают варианты.
Логопед: Ребята, сейчас мы составим синквейн к рассказу. Синквейн – это стих из 5 строк, возник в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
1 строка – одно слово – предмет, выражающее основную тему.
2 строка – два слова – признака, выражающих главную мысль.
3 строка – три слова – действия, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Лаконичность формы развивает у детей способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких, кратких выражениях.
(на экран транслируется схема синквейна)
Дети совместно с логопедом составляют синквейн, обобщая сказанное ранее.
Логопед: (подводит итог и пересказывает получившийся синквейн).
Ребята, у нас получился такой синквейн:
1. Дети.
2. Смелые, умные.
3. Шли, думали, путешествовали.
4. Ребята собирались обойти землю.
5. Путешественники.
III. Подведение итогов
(3 мин.) Логопед: Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии, что нового мы узнали, что сегодня на занятии было самым интересным и запомнилось вам большего всего?
Дети: дают разнообразные ответы.
Логопед обобщает ответы детей, сообщает о том, что им пора обратно в XXI век, их уже ждут в детском саду. Ребята закрывают глаза, звучит музыка «телепорт», гаснет свет, крутится зеркальный шар.
Логопед: Наше путешествие окончено, ребята, до свидания.