Елена Смирнова
Конспект занятия «Народные промыслы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве;
- Закрепить умение детей использовать народные мотивы и технические приемы в продуктивной творческой деятельности;
- Продолжать развивать творческие способности детей, их фантазию, воображение, художественный вкус;
- Воспитывать у детей любовь к Родине, традициям, культуре русского народа;
- Воспитывать способность детей выслушивать и дополнять ответы других, оценивать и анализировать свои и другие работы, умение дружно работать в детском творческом коллективе;
Публикация «Конспект занятия „Народные промыслы России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Доставить детям радость от совместного творческого процесса и прикосновения к прекрасному.
Материалы: силуэты дымковских игрушек, матрешек, силуэты посуды, хохломских ложек, ваз, досок, подносов; гуашь, кисти №2, 3, 4, ватные палочки.
Оборудование: народные игрушки и предметы народного творчества, ноутбук (для слайдов, разрезные картинки (хохломские ложки, дымковские игрушки, ваза Гжель, валенки,войлок.
Методики и технологии: вводная беседа, художественное слово, русская народная игра «Ручеек», детское творчество, игра-пазлы «народные промыслы».
Ход организованной деятельности:
Педагог: Ребята рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведём вместе. Пусть вам он принесёт радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
Педагог: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Педагог: На чем можно путешествовать?
Дети: На машине, поезде, самолете.
Педагог: Да, путешествовать можно по – разному. И сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие. А помогут нам наше воображение, смекалка и знания. Покажите мне свои ладошки, а теперь потрите их, что вы чувствуете?
Дети: тепло.
Педагог: Правильно, это тепло добрых рук, добрых сердец. А я сейчас расскажу вам историю о том, почему ладошки несут тепло. Давным давно жили на земле Лад и Лада. Вместе они несли в мир тепло и доброту. Делали они только хорошие и добрые дела и называли друг друга «Ладушки». Ребята, как называли друг друга Лад и Лада?
Дети: Ладушки.
Педагог: Давайте вы, тоже протяните друг другу свои ладошки и передадите тепло и доброту своему другу, поднимите руки к солнышку, закройте глазки, мы отправляемся в необычное путешествие.
(Звучит русская народная музыка «Полянка, русский народный наигрыш».Педагог одевает платок и превращается в Хозяюшку русской избы).
Хозяюшка: Мне очень приятно, что вы зашли ко мне. Я – Хозяюшка русской избы. А вы кто такие, из какого ко мне города пожаловали?
Дети: Мы живем в станице Каневской.
Хозяюшка: А в какой стране вы живете?
Дети: В России.
Хозяюшка: Вы, наверное, в детский сад ходите? Как называется ваш детский сад?
Дети: Мы ходим в детский сад №3 «Алёнушка».
Хозяюшка: Вы, наверное, все из одной группы?
Дети: Да, наша группа №3 «Жемчужинка».
Хозяюшка: Молодцы, все –то вы знаете. А я приглашаю вас к себе в гости в избу – музей. Проходите гости дорогие.
(Хозяйка берет в руки хлеб-соль).
Ребята, посмотрите, с чем я вас встречаю?
Дети: С хлебом и солью.
Хозяюшка: А почему?
Дети: Это русский обычай. Хлеб символизирует жизнь, а соль – богатство
Хозяюшка: Правильно и поэтому русский человек, встречал гостя на пороге, желает ему добра и здоровья. Люди русские не только добрые, но и трудолюбивые и сегодня мы с вами поговорим, а о чем вы сейчас сами угадаете. Ребята, вы любите играть? А пазлы и картинки разрезные составлять? Тогда помогите мне и картинки разрезные соберите. (На ковре разложены разрезные картинки – хохломские ложки, вазы Гжель, дымковские игрушки.)
Хозяюшка: Молодцы, ребята, быстро справились с заданием. А что у вас получилось? (Ответы детей.) Как все это можно назвать?
Дети: Все это народные промыслы.
Хозяюшка: Как здесь интересно, как много старинных вещей, которые изготовили русских умелых мастеров. А сейчас отгадайте мои загадки. Вот вам первая загадка:
Сама не ем, а людей кормлю.
Дети: Это ложка.
Хозяюшка: Правильно. Давным–давно это было. Люди готовили пищу на костре и ели ее руками, но как же трудно было есть жидкий суп руками! И, подумав, человек нашел выход – он сделал ложку. Вначале, она была сделана из камня, но она была тяжелая и неудобная. Тогда человек сделал ложку из дерева. Почему, как вы думаете, она понравилась людям?
Дети: Потому, что она была легкая, удобная и ей нельзя было обжечься.
Хозяюшка: Правильно, но посмотрите, какая она была некрасивая. И тогда русские мастера раскрасили ложку разными узорами, тут-то ложка и стала превращаться в настоящую красавицу. Нравятся вам такие ложки? Их сделали хохломские мастера. Красивые, удобные деревянные ложки и рот такой ложкой не обжигаешь.
Хозяюшка: Отгадайте вторую загадку, о каком предмете идет речь?
На топтале был,
На кружале был,
На пожаре был,
Домой пришел-
Семью накормил? Что это?
Дети: Глиняный горшок.
Хозяюшка: Да, правильно, этот горшок сделал гончар. Он слепил его из глины, а потом обжог в печи. Почему именно из глины делали посуду?
Дети: Глина не пропускает влагу.
Хозяюшка: И расписать горшок можно любой росписью: гжелью, дымкой, хохломой и по своему желанию. Третья загадка:
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже любят ножки,
В них мы бегаем зимой, утром – в садик,
Днем – домой.
Что же это такое, не ботинки, ни сапожки?
Дети: Это валенки.
Хозяюшка: Валенки — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь. Валенки — это традиционная русская обувь, которую в морозную погоду носят для ходьбы по сухому снегу. Снашиваются быстрее всего снизу, для борьбы с чем часто подшиваются кожей или иным прочным материалом; с этой же целью и против намокания носятся с галошами.
Традиционно валенки бывают чёрного, серого, и белого цвета. Есть свидетельства о том, что валенки начали изготовляться в Нижегородской губернии в конце 18 века. В нашем городе тоже есть войлочная фабрика, где делают валенки и другую продукцию из войлока. Давайте посмотрим продукцию нашей фабрики. В таких валенках не замерзнут ни дети, ни взрослые даже в самые сильные морозы.
Ребята, много вы сегодня узнали интересного в моем маленьком музее народных ремесел?
Дети: Очень много нового и интересного.
(прощаются с Хозяюшкой, берутся за руки закрывают глаза. Переносятся на ярмарку, включается слайд «Ярмарка»).
Педагог: Ребята, а сейчас куда мы с вами попали?
Дети: На ярмарку.
Педагог: Да в древние времена ремесленники свои товары сами продавали на ярмарке. Видите здесь и ложкари, и гончары, и другие ремесленники.
На ярмарке не только торговали товарами, но и песни пели, и играли. Я предлагаю вам тоже поиграть в русскую народную игру «Ручеек».
(Дети встают в пары, а ручеек бежит и выбирает себе пару.)
Педагог: Я тоже предлагаю вам сегодня побыть ремесленниками и принять участие в торговле на ярмарке. Для этого вам нужно подумать и решить, кем вы хотите быть, какой промысел вам больше нравиться? Какие мотивы ему соответствуют? Подходите, выбирайте силуэты изделий, которые будете расписывать. (дети садятся за столы).
Пальчиковая игра: «В гости».
Сядем рядком, посидим ладком.
Спинки ровные, прямые,
Мы – ребята удалые.
И я с вами поработаю. Включу музыку народную, она в работе помогает и настроение поднимает.
(После изготовления работ дети обсуждают сделанное, каждый рассказывает о своем промысле, хвалит его. Можно предложить детям сюжетно ролевую игру «Мы на ярмарке»).
Вот мы с вами и возвращаемся из увлекательного путешествия.
Игра «Прощание» (Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3
КОНСПЕКТ
организованной деятельности
подготовительная группа
Познавательная деятельность
(формирование целостной картины мира)
«Народные промыслы России».
Подготовила
воспитатель:
Смирнова Е. Н.
ст. Каневская