Элеонора Гасанова
Конспект занятия «Народные промыслы. Фарфор Вербилок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование представления детей о русских промыслах
Задачи:
Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.
Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах.
Продолжать учить особенностям, характерным для каждого вида росписи.
Публикация «Конспект занятия „Народные промыслы, Фарфор Вербилок“» размещена в разделах
Развивать творческую фантазию, их самостоятельность в придумывании рисунка. Обогащать словарный запас детей.
Развивать связную речь.
Развивать внимание, познавательную активность.
Развивать логическое мышление, память.
Ход занятия:
Воспитатель: -Ребята, кто знает, что такое русские народные промыслы?
Дети: это то, что мастерили русские люди…
Воспитатель: -Да, русские люди – удивительный
народ. Они всегда стремились к красоте, замечали
ее вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод
осенних листьев. Своими руками русские люди
тоже творили чудеса: делали посуду, игрушки
и много других предметов, не для музеев и выставок,
а для своей семьи, своих детей.
Так появились русские народные промыслы.
Воспитатель: -А кто знает из чего мастера изготавливают посуду?
(ответы детей)
Воспитатель ставит на стол посуду из фарфора, объясняет, что она сделана из фарфора :
Воспитатель: - Сегодня я вам расскажу о фарфоровой посуде, где впервые изобрели посуду из фарфора, и кто был основателем фарфоровой фабрики в с. Вербилки.
«Фарфор изобрели в Китае почти две тысячи лет назад. Вначале китайцы делали посуду из желтой и красной глины, но она получалась очень тяжелой. Один китайский мастер нашел белую глину, получил из нее тесто, сделал разные тарелки, чашки и поставил в печь, а когда достал – все они были с трещинами. Долго думал китаец, как же сделать тесто, которое не растрескается в печке. И придумал: взял белую глину, белый песок и камень, растертый в порошок, все это старательно перемешал, чтобы получилась однородная масса. Из нее догадливый мастер вылепил посуду и поставил в печь для обжига. Этот способ оказался правильным: посуда получалась без трещин. Затем посуду покрывали глазурью – жидким стеклом – и снова ставили в печь. Фарфоровая посуда, покрытая глазурью, была очень красивой».
Дети рассматривают сахарницу, вазы для конфет и цветов, чашки и выясняют, что фарфор белый, гладкий, легкий, перламутровый; он не похож на стекло.
«Секрет изготовления фарфоровой посуды китайцы держали в глубокой тайне. За посудой к ним приезжали купцы из разных стран; платили за китайский фарфор очень дорого, отдавали за него столько разных золотых монет, сколько весила чашка или ваза. Поэтому дорогая, роскошная фарфоровая посуда украшала только царские столы. Однажды российская императрица получила в подарок от саксонского князя сервиз. Он так ей понравился, что она издала указ: пусть в России мастера тоже научатся делать фарфор. Понадобилось много времени, чтобы наладить в России производство фарфора. Первый фарфоровый завод построили недалеко от Петербурга. Мастером первого русского фарфора был Д. И. Виноградов».
Фарфор является одним из видов керамики. Его получают путем высокотемпературного обжига различных смесей, что делает его непроницаемым для воды и даже газа. Главной внешней отличительной особенностью этого вида тонкой керамики является тот фактор, что фарфор просвечивается. Многие производители сувениров активно пользуются этим свойством материала, создавая красивые статуэтки, пользующиеся огромной популярностью среди покупателей. Кроме того, фарфор имеет рад особенностей, которые отличают его от других материалов:
Если легонечко ударять по фарфоровому изделию деревянной палочкой, то можно услышать чистый и высокий звук, который характерен только для фарфора.
Материал прекрасно подходит для расписывания. Многие народы имеют даже свою технику расписывания фарфора. Способы декорирования материала могут быть самыми разными. Собственно, это и является основной причиной того, что он так широко востребован.
В отличие от других видов керамики, фарфор со временем практически не меняет свой внешний вид.
Физминутка:
- Мы покажем и расскажем, как посуду мастерили.
- Что делали сначала? (вытачивали посуду из дерева – движения кистями рук от себя,
- Что потом? (обмазывали глиной – гладим воображаемую посуду,
- Дальше? (обжигали в печи – сильно дуем, как будто разжигаем огонь,
- А теперь самое интересное! (расписывали красками – рисуем,
- Затем? (натирали льняным маслом – гладим,
- И снова куда? (в печь на обжиг – сильно дуем).
Воспитатель: -В одном селе под названием Вербилки некий англичанин Франц Гарднер открыл фарфоровую фабрику.
Прежде чем открыть свою фабрику, Гарднер много путешествовал по России в поисках особой глины для производства фарфора, лучшей оказалась так называемая «глуховская глина», найденная им в Малороссии на Черниговщине. Решив вопрос с сырьём, Гарднер поставил себе цель обеспечить Империю собственной фарфоровой посудой, наладив ее масштабное производство. В организации фабрики принимали участие старший сын Гарднера и профессор Женевского Университета Франц Гаттенберг, которого вскоре вызвали в Петербург для заведования Императорским фарфоровым заводом.
Фабрика Франца Гарднера располагалась в небольшом селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии и производила великолепный фарфор, не уступавший по качеству европейскому. Славилась фабрика и великолепной скульптурой, украшавшей интерьеры многих богатейших домов России и Европы.
Фабрики «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» сохраняет верность своим традициям, передаваемым из поколения в поколение династиями мастеров уже более двух веков. Именно поэтому с момента основания и по сей день старейшее российское предприятие становится обладателем самых значимых российских и зарубежных титулов и наград.
Воспитатель: -Ребята представьте, что вы мастера. Сейчас мы с вами отправимся в с. Вербилки на фарфоровую фабрику, где будем с вами изготавливать посуду из фарфора.