Махова
Конспект открытого занятия «Тула — Родина моя». Народные промыслы и игры
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование осознанного отношения к ценностям материальной и духовной культуры, оставленной нам многими поколениями людей. Ознакомление детей разновозрастной группы с культурным наследием России, земли Тульской.
Образовательные задачи: расширять представления о традиционных народных промыслах Тульской области (гармонь, тульский пряник, самовар, филимоновская игрушка, оружие) ; познакомить детей с народными играми («Золотые ворота»).
Публикация «Конспект открытого занятия „Тула — Родина моя“, Народные промыслы и игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Тульская область, Тула
- Темочки
Воспитательные задачи: воспитывать терпеливость и организованность; чувство уважения к труду, чувство гордости наследием тульских мастеров. Воспитывать духовный интерес к традициям своего народа; чувства любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре.
Развивающие задачи: способствовать развитию образного восприятия. Содействовать становлению духовно - нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, Развивать внимание и любознательность; навыки произвольного поведения: внимания, терпения. Развивать коммуникативные навыки.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Предварительная работа:Рассматривание карты России, открыток, альбомов, разучивание игры, беседа о родном крае Тульском.
Материалы: презентация «Промыслы Тульского края», разрезные карточки для игры, самовар, Тульские пряники, филимоновские игрушки.
Ход занятия:
Воспитатель: - Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
(Входит девочка в костюме Мухи под народную музыку и находит «денежку»).
Муха: - Пойду-ка я на базар и куплю самовар.
Воспитатель: - Муха- Цокотуха, а ты нас с собой возьмёшь?
Муха: - Конечно, возьму!
(Дети вместе с Мухой-Цокотухой идут «на ярмарку», где представлены самовары, филимоновские игрушки, гармошки, тульские пряники и др. изделия народных промыслов).(Слайд №1)
(звучит русская народная музыка)
(Детей встречает на ярмарке Хозяйка в русском народном костюме).
Хозяйка: - Заходите, заходите и товар мой посмотрите.
- Здравствуйте дети! Я очень рада вас видеть! Какие вы все ладные, да складные! Наверное, в детский сад ходите? (Ответы детей)
- А где находится ваш детский сад? (В селе Мещерино).
- Знаю такое село, очень оно мне нравится. Только вот подзабыла я, в какой области ваше село находится?
- А как называется главный город вашей области?
- Вижу, вы ребята умные, всяким наукам обучены. Да и я не лыком шита. Товар в моей лавке весь в нашем Тульском крае произведен. Хотите, расскажу вам о нем? - Слушайте внимательно и для начала отгадайте загадку:
Стоит толстячок подбоченившийся бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
(Самовар)
- Ну-ка, волшебное зеркало, покажи нам, правильно ли ребята угадали?
(На экране проектора появляется самовар) .(Слайд №2)
Когда в гости придут
хорошие друзья,
Когда сияет солнце
и хмуриться нельзя!
Над белою салфеткой
клубится мягкий пар,
На стол Россия ставит
Тульский самовар.
- Вот в народе говорят : «В Тулу со своим самоваром не ездят». Да и в самом деле, и зачем? Ведь самовар для Тулы - особая гордость. За рубежом самовар называли «Русской чайной машиной», а туляки величали его «самогреем». Но позже название «самовар» понравилось больше. Потому что «сам варит».
- Самовары бывают разные - большие и маленькие, сувенирные, чайник образные и др. Самовары делают из различных металлов: из меди, латуни, серебра и даже из золота. Тульские самовары известны во всем мире и признаны одними из лучших.
(Рассказ воспитателя сопровождается показом слайда с изображением самовара).(Слайд№3)
- Сначала были жаровые самовары: в них клали дрова и разжигали, внутри кипела вода. Давайте посмотрим, как устроен старинный самовар.
(Дети рассматривают устройство самовара, пробуют заложить деревянные щепочки в топку.)
- Ребята, а как вы думаете, самовар разжигали в доме?
(Ответы детей)
-Правильно, чтобы не было беды, и не случился пожар, самовар растапливали на улице.
- На ярмарках люди в старину не только покупали товары, но и веселились от души: пели, плясали, играли в игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Золотые ворота».
Хозяйка: - Самовары хорошо, а какое чаепитие без сладостей!
- Дети, отгадайте еще одну мою загадку:
Очень ароматные,
Сладкие, печатные,
Сверху мы в глазурном глянце,
Словно в радостном румянце!
- Что это? (Ответы детей)
- Давайте посмотрим, волшебное зеркало согласно с вашим ответом (Слайд№4)
Древний пекарь отличился –Он заправил в тесто мёд. Тульский пряник получился, Полюбил его народ.
-Когда появились первые Тульские пряники, никто не знает.
- Прежде чем замесить тесто надо сделать пряничную доску - это форма для выпечки пряников.
Доски для формы вырезали из березы и груши. Высушивали от 5 до 20 лет. Сушили в специальных сараях, чтобы не попадали солнечные лучи. Когда доска готова, резчик-художник наносит рисунок и можно тесто готовить. И сейчас пряники выпекают в деревянных формах.
-Но не только пряниками и самоварами славится земля наша тульская. Отгадайте еще одну загадку:
Есть под Тулой деревушка,
Филимоново зовут.
Лепят из глины там игрушки,
И добро в дома несут!
- Что это? (Филимоновская игрушка)
Зеркало показывает правильный ответ. (Слайд№5)
Филимоновское чудо
Дарит радость,
счастье всем.
Попадаешь в сказку
Будто,от эмоций насовсем
- Как вы думаете, зачем взрослые их придумали?
- Взрослые были заняты работой, а детей надо было чем-то забавлять. Ведь детского сада раньше не было и вот в селе Филимоново Одоевского района начали делать из белой глины свистульки и другие игрушки. В народе эти игрушки называли «маленькой радугой» или «солнышком», ведь посмотрите, какие они красивые, разноцветные.
- А хотите поиграть еще в одну игру, с филимоновской игрушкой?.
Проводится игра-эстафета «Собери картинку» : дети собирают разрезную картинку (пазлы) с изображением филимоновской игрушки.
- Русские люди любят очень трудиться. А после работы и повеселиться тоже.
- Что же помогало веселиться? Отгадаете загадку - узнаете!
У нее вся душа нараспашку.
И хоть пуговки есть, но не рубашка? (Гармошка)
Зеркало показывает правильный ответ. (Слайд №6)
Когда хватит радость,
а может и грусть.
Когда пора бы песню
пшире затянуть,
Когда назреет пляска
лихая, как огонь,
Берёт Россия в руки
тульскую гармонь.
-Давным-давно, (в 1770 году) Тула стала родиной первой гармошки. Она была сделана Николаем Ивановичем Белобородовым и всегда помогала людям отдохнуть и повеселиться после тяжелого труда.
-А вы ребята веселые? Плясать умеете?
(Дети и хозяйка пляшут под перезвоны Тульской гармошки)
Хозяйка: - Да, умеете вы веселиться, но что-то я утомилась надо моим ножкам и глазкам отдохнуть. Давайте отдохнём вместе с вами.
(звучит песня «Тула- земля моя»)
Профилактическая гимнастика глаз:
Дети сидят, откинувшись на спинку стула, ноги стоят ровно на полу, руки – ладошками на коленях:
Вокруг нас красивый лес (дети выполняют круговые движения глазами)
В нём много сказочных чудес
Слева-сосны, справа - ели (движение глаз влево-вправо)
Сверху дятел тук да тук (движение глаз вверх-вниз
Ты глаза закрой - открой
И скорей беги домой…
Хозяйка:-Отдохнули мы с вами, хотите дальше послушать мой рассказ?
- Тогда отгадайте загадку:
Огнем дышит,
Пламенем пышет,
Но не печь?
(Оружие)
- Посмотрим, зеркало с нами согласно?
Зеркало показывает правильный ответ, рассказ воспитателя сопровождается слайдом с изображением тульского оружия.
(Слайт №7)
Когда нависнут тучи
с военною грозой,
Когда повеет гарью
над отчею страной,
Когда враги, как волки
ворвутся вдруг в неё,
Берёт Россия в руки
тульское ружьё.
- Да, ребята, Тула славится еще и своими оружейными мастерами. Тульское оружие не только надежное, но и красивое!
- Посмотрите!
-В Туле есть Музей оружия, где можно посмотреть, какое оружие делали в старину и какое делают сейчас на оружейном заводе.
Хозяйка: Я рассказала вам о мастерах земли Тульской, а теперь хочу узнать, что же вы запомнили.
Игра «Вопросы-ответы» : дети встают в круг и под музыку передают коробку с тульским пряником друг другу, тот, на ком музыка заканчивается, отвечает на вопрос Хозяйки:
Звучит песня»Тульский пряник»
- Почему самовар так называется?
- Из чего делают самовары?
- Что бы испечь тульский пряник, что сначала надо приготовить?
- Для чего в старину были сделаны филимоновские игрушки?
- Из чего они сделаны?
- Как называется музыкальный инструмент, которым славится Тула?
- Как называется музей, где можно посмотреть оружие?
-Молодцы, ребята, всё хорошо запомнили. Мы с вами, живём на Тульской земле, и должны гордиться мастерами нашего края. А когда вы вырастите, то вы тоже должны стать знатными мастерами своего дела!
(Звучит гимн г. Тулы) Хозяйка прощается с детьми.