Наталья Баюшева
План самообразования за 2013–2014 год в группе среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Актуальность
Общение является одним основных условий ребенка важным компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя посредством других людей.
Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. У ребенка лучший друг – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Причин возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста может быть несколько. Это и высокая тревожность, слабая социальная рефлексия, неудовлетворенная потребность в общение, низкий социальный статус ребенка, недостаточное развитие эмоциональной сферы, различные формы детской нервозности (невралгия, страхи). Чтобы помочь таким детям необходимо, как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных умений посредством театрализованной деятельности.
Публикация «План самообразования за 2013–2014 год в группе среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Театрализованные игры являются разновидностью творческих игр, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. в работах отечественных психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованных игр. Это обусловлено родством данных игр с театром, являющимся синтетическим видом искусства. Показателем коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми. Формирование связной речи через развитие коммуникативных умений, обогащение словарного запаса, улучшение разговорной речи.
Развитие коммуникативных умений относиться к числу важных проблем
педагогики. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого общения, речевой культуры во взаимоотношении людей.
Я считаю, что моя тема «Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста через театрализованной деятельности» в настоящее время является особо актуальной, так как успешное развитие коммуникативных способностей – это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка и к встрече с новыми социальными ситуациями.
Цель: Влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста
Задачи:
1. Учить детей общаться в процессе театрализованной деятельности, используя формы монолога и диалога
2. Формировать социально-коммуникативные умения через театрализованную деятельность;
3. Способствовать развитию у дошкольников потребности в самостоятельной
театральной деятельности, эмоционально-положительному отношения к
сверстникам.
4. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
Предполагаемый результат:
- развитые умения коммуникации;
- включение в игру других детей;
- дети соблюдают очередность, когда этого требует ситуация, способны слушать других не перебивая.
Перспективный план работы с детьми 2013-2014 год
Тема Месяц Форма работы
Беседа «Что такое театр?»
Сентябрь Формирование у детей понятие о театре.
Сюжетно-ролевая игра «Мы актёры» Развитие творческих способностей
средствами театрализованной деятельности.
Пересказ сказки «Репка»
Октябрь Обучение детей рассказыванию
Сказок с опорой на иллюстрации.
Игра-драматизация
«Репка» Обучение детей рассказыванию через показ
театрализованной деятельности.
Беседа «Добрые и злые
поступки».
Ноябрь Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными.
Игра «Мокрые котята» (Ритмопластика) Развитие у детей умение пользоваться
жестами; двигательные способности:
ловкость, гибкость, подвижность.
Репетиция пальчикового театра «Зимовье зверей»
Декабрь Повышение уровня речевого развития.
Воспитывать партнерские отношения между
детьми.
Показ детьми
пальчикового театра
«Зимовье зверей». Создание благоприятных условий творческой
активности у детей посредством
театрализованной деятельности.
Сказка «Маша и медведь» на новый лад.
Январь Формирование у детей навыков составления
сказочного текста на основе знакомого
произведения.
Показ детьми
настольного театра «Маша и медведь». Приучать детей в инсценировании ролей
пьесы. Развивать выразительность речи.
Воспитывать партнерские отношения между
детьми.
Русская народная сказка «Сестрица
Аленушка и братец
Иванушка».
Февраль Закреплять умения участвовать в
драматизации сказки, учить давать описание
внешнего вида персонажей, их действий,
переживаний.
Пересказ сказки
«Сестрица Алёнушка и братёц Иванушка». Обучение пересказу «по цепочке».
Формировать эмоциональное развитие детей,
упражняться в использовании жестов.
Обыгрывание
сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Март Развивать творческую, речевую активность,
артистическую способность.
Артикуляционная гимнастика «Зарядка для языка» Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата
Пересказ сказки
«Лисичка-сестричка и волк».
Апрель Закреплять умение выразительно
пересказывать сказку, воспитывать интерес к
художественной литературе.
Инсценировка сказки
«Лисичка-сестричка и волк». Развивать умение выразительно передавать
образы. Учить сочетать речь с движениями.
Воспитывать коммуникативные качества.
Показ спектакля
«Лисичка-сестричка и волк» для родителей.
Май Формирование у детей этически ценных
навыков и способов поведения в отношении с
другими людьми, развитие коммуникативных
навыков и социальной активности
дошкольников.
Вывод:
В результате проведенной работы уровень формирования коммуникативных умений детей значительно повысился.
Театрализованная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в общении, в новых впечатлениях и избежать пассивности.
Большее количество детей показали в исследовании хорошие результаты:
- развитые умения коммуникации;
- стремление включаться в игру других детей, делиться ли с ними игрушками;
- дети соблюдают очередность, когда этого требует ситуация, способны слушать других не перебивая, - все это свидетельствует о развитых умениях коммуникативного поведения.
Диагностика коммуникативных умений дошкольников
Коммуникативные умения:
• Умения слушать и слышать другого;
• Умение участвовать в свободной беседе;
• Умение быть внимательным к самому себе и окружающим;
• Умение понимать чувства и настроения другого;
• Умение осмысливать свои поступки и поступки другого.
• Наблюдение за характером общения дошкольников со сверстниками в группе детского сада в процессе самостоятельной деятельности.
• Беседы с детьми
• Тест «Эмоциональные состояния» /с использованием пиктограмм/
Методика изучения уровня речевой коммуникации дошкольников
/разработана болгарским исследователем Ф. Г. Даскаловой.
Даскалова Ф. М. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. – М., 1989./
Изучение коммуникативных умений детей проводится путем свободного наблюдения за свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, слушать собеседника, понимать его, ясно выражать мысли.
Критерии оценки коммуникативных умений:
Высокий уровень:
Ребенок активен в общении, умеет слушать, понимает речь; строит общение с учетом ситуации; легко входит в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражает свои мысли; умеет пользоваться формами речевого этикета.
Средний уровень :
Ребенок умеет слушать и понимает речь; участвует в общении чаще по инициативе других; умеет пользоваться формами речевого этикета неустойчиво.
Низкий уровень:
Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание.
(создается таблица с перечнем умений)
Имя ребенка
Характер общения со сверстниками
Коммуникативные умения
Уровень коммуникативных умений ребенка
Вступать в диалог
Поддерживать диалог
Слушать собеседника
Понимать собеседника
Ясно выражать свои мысли
Пользоваться формами речевого этикета
Понимать настроения и чувства другого
Уровень развития коммуникативных умений по Диагностики Даскаловой Ф. М. Высокий Средний Низкий
Н. Г. 3 8 12
На начало года проведя исследование по развитию коммуникативных умений в группе среднего дошкольного возраста видно, что уровень развития коммуникативных умений у воспитанников очень низкий.
Представим таблицу после проведения исследования
Уровень развития коммуникативных умений по Диагностики Даскаловой Ф. М. Высокий Средний Низкий
Н. Г. 14 7 2
По проведённой диагностики хорошо видно, что количество воспитанников с развитыми коммуникативными умениями после исследования заметно возросло.