Татьяна Вихарева
План самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию воспитателя средней детского сада «Буратино» п. Пруды Нижегородской области
Вихаревой Татьяны Владимировны
на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» на 2016-2017 учебный год
Актуальность выбранной темы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» для работы по самообразованию.
Публикация «План самообразования „Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Актуальность этой темы в наше время основана на том, что ФГОС ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников творческих способностей, направленных на принятие духовных и культурных ценностей своего народа.
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ.
Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека и его творческих способностей.
Русские народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям морально-нравственные истины.
Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия — это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении: от умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки. А всё это развивает творческие способности детей.
Актуальность использования сказок в современной педагогике подтверждают важные положения.
Первое: обогащение педагогического процесса сказкой – действенный метод гуманизации воспитания ребёнка.
Второе: сказка содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста.
Третье: детям свойственно особенное восприятие и особое отношение к тексту сказки, что обусловлено спецификой возраста.
Сказка – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров. В сказке используются и пословицы и поговорки, прибаутки, песенки – это неоценимое богатство народа, народная мудрость, народное знание. Сказка нередко выражает вкусы, склонности и интересы народа и его творчество.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности для развития творческих способностей детей посредством русских народных сказок используя новые методики воспитания.
Задачи:
1. Вести поиск для создания условий в группе для развития творческих способностей и речевого развития детей посредством сказок.
2. Найти и изучить русские народные сказки для дальнейшего использования в работе с детьми.
3. Используя интернет-ресурсы найти и разработать методику воспитания посредством русских народных сказок.
4. Найти и изучить различные источники информации для разработки системы взаимодействия с семьями воспитанников, способствующую приобщению к чтению сказок и развитию творческих способностей детей
5. Разработать и составить план на основе календарных народных праздников для развития творческих способностей детей, приобщению их к русским народным сказкам, используя наглядный, словесный, игровой (игры - драматизации, театрализованные игры, игры - инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры, практический (упражнения в проговаривании, звукоподражание, театрализации, имитация действий (сюжет) методы.
6. Проявить свой творческий потенциал в разработках и театральных постановках русских народных сказок с использованием народных костюмов и атрибутов.
7. Пропаганда своих методик, опыта работы, и достижений.
План работы по самообразованию
на 2016-2017 учебный год
Сроки плана: Раздел: Задачи раздела: Форма работы: Практические выходы
Сентябрь Подготовительный Разработать план самообразования; повысить свой теоретический уровень, изучая методическую литературу по теме; создать средовые и материальные условия для реализации мероприятий.
1. Составление плана работы по самообразованию
Наличие плана работы по самообразованию
2. Изучение литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.
Литература для изучения:
1. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. — М., 2001
2. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. – Санкт – Петербург, 2013
3. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра: Программа художественно- эстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера,2010.
4. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М. : Лепта-Книга, 2007.
6. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2001.
7. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М. : Мнемозина, 1995.
8. Шорыгина Т. А. Праздники в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
3. Участие в празднике «Здравствуй детский сад» с театрализацией сказочного персонажа. Подбор и чтение сказки со сказочным персонажем используемым в празднике «Здравствуй детский сад»
4. Поиск русских народных сказок с иллюстрациями для рисования персонажей
Освоение пользования интернет-ресурсов для скачивания иллюстрированных сказок.
5. Поиск и изучение атрибутики используемой в русских народных сказках
Освоение изготовления атрибутов используемых в русских народных сказках
Октябрь 1. Подготовка детей к празднику «Полна у осени корзина» с использованием театральных персонажей из русских народных сказок и народных музыкальных инструментов. Разучивание игры на шумовых музыкальных инструментах Русской народной песни «На горе то калина».
2. Продолжать изучение литературы по заданной тематике и собрать материал по разработке методики развития творческих способностей посредством русских народных сказок.
Литература для изучения:
1. Лебедев Ю. А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие.
–М. : ЭКСМО 2009
2. Собран и изучен дополнительный материал для разработки методики
развития творческих способностей посредством русских народных сказок.
1. Подбор костюмов, атрибутов и разучивание с детьми
сюжета из русской народной сказки «Зимовье зверей»
1. Театрализованное представление с сюжета из русской народной сказки «Зимовье зверей»
Ноябрь Основной Разработать методику развития творческих способностей детей посредством русских народных сказок; найти и изучить различные источники информа ции для разработки системы взаимодей ствия с семьями воспитанников, способствующую приобщению к чтению сказок и развитию творческих способностей детей;
на основе календарных народных праздников для развития творческих способностей детей и приобщению их к русским народным сказкам, используя наглядный, словесный, игровой (игры – драматизации, игры – инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры, практический (упражнения в проговаривании, звукоподражание, театрализации) методы проявить свой творческий потенциал в развитии творчества детей.
1. Разработать методику развития творческих способностей детей посредством русских народных сказок с использованием приёмов: показ, объяснение, художественное слово, рассмотрение и игровые приёмы
1. Разработала методику и приёмы (показ, объяснение, художественное слово, рассматривание, игровые приёмы для развития творческих способностей детей. Подобрала русские народные сказки, песни и наглядный материал к ним.
2. Разработка конспекта плана проекта «В гостях у сказки»
2. Разработала конспект плана проекта «В гостях у сказки»
1. Подготовка к работе по проекту «В гостях у сказки». Изготовление ширмы для игры детей и инсценировки сказок
2. Изготовление сказочных героев из дерева для инсценировки сказок.
2. Изготовила сказочных героев из дерева для инсценировки сказок.
3. Изготовить из пластика ширму для иллюстративного театра и сказочные персонажи 1. Изготовили ширму для игры детей и инсценирования сказок.
3. Изготовила ширму для иллюстративного театра и сказочные персонажи
4. Поиск материала для изучения методики творческого развития детей посредством русских народных сказок
Наличие материала и его изучение:
1. Журнал Дошкольное воспитание 2009 №5
«Использование народных сказок в образовательном процессе»
5. Подготовка консультации для родителей
Проведение консультации для родителей на тему: «Чтение сказок, как средство для развития творческого потенциала детей»
Декабрь 1. Разработка и формирование картотеки народных игр, изготовление материала для игр
Наличие народных игр в картотеке и материалов к ним
2. Создание и сбор атрибутов для подготовки к праздничному новогоднему пред
Наличие атрибутов к праздничному новогоднему представлению и размещение их в группе
3. Разработка конспекта сценки русской народной сказки «Морозко» для Новогоднего праздника в старшей группе
3. Наличие конспекта сценки русской народной сказки «Морозко» для Новогоднего праздника в старшей группе
4. Изготовление атрибутов, костюмов для театрализации русской народной сказки «Морозко»
4. Проведение открытого просмотра сценки русской народной сказки «Морозко» на Новогоднем празднике в старшей группе
Январь 1. Продолжать формирование картотеки народных игр, направленных на развитие творчества детей, изготовление материала для игр
Наличие народных игр в картотеке и материалов к ним
2. Поиск материала по развитию изобразительной деятельности посредством иллюстративного материала русских народных сказок
2. Материал по развитию изобразительной деятельности посредством иллюстративного материала русских народных сказок
3. Продолжать изучение литературы по заданной тематике
Литература для изучения:
Журнал Дошкольное воспитание 2011 №3
«Дорогами сказок увиденных М. А. Врубелем
4. Разработка конспекта НОД по изобразительной деятельности с использованием иллюстративного материала по русским народным сказкам
Наличие конспекта НОД по изобразительной деятельности с использованием иллюстративного материала по русским народным сказкам
Февраль 1. Подготовка к НОД по изобразительной деятельности с использованием иллюстративного материала по русским народным сказкам
НОД по изобразительной деятельности с использованием иллюстративного материала по русским народным сказкам
2. Подготовка к выставке детского творчества по теме: «Русские народные сказки»
Выставка детского творчества по теме: «Русские народные сказки»
3. Разработка конспекта сценария развлечения «Здравствуй Масленица кривошейка!» с театрализацией по русской народной сказке «Снегурочка»
Проведение развлечения «Здравствуй масленица кривошейка» с театрализацией по русской народной сказке «Снегурочка»
4. Подготовка к общему фольклорному празднику в детском саду (все группы) «Проводы Масленицы»
Изготовление атрибутов и костюмов к фольклорному празднику в детском саду (все группы) «Проводы Масленицы»
Март1. Общий фольклорный праздник в детском саду «Проводы Масленицы»
Участие в проведении общего фольклорного праздника в детском саду «Проводы Масленицы»
2. Участие в подготовке к празднику посвященному 8 марта
Приготовление костюмов и атрибутов к празднику посвященному 8 марта
3. Подготовка к празднику посвященному 8 марта Участие в проведении праздника посвященному 8 марта
Апрель 1. Поиск материала для участия в фольклорном празднике «Пасха» Наличие русских народных сказок, хороводных, театральных и коммуникативных игр
2. Подготовка к проведению и участию в фольклорном празднике «Пасха»
Участие в проведении фольклорного праздника «Пасха»
3. Подготовка к выставке детского творчества по сказкам
Выставка детского творчества
Май Итоговый (Практический выход) Анализ, обобщение и распространение опыта работы по теме с целью построения дальнейших перспектив профессионального развит 1. Подготовка к анкетированию родителей по теме:
«Чтение русских народных сказок детям»
Проведение анкетирования с родителями по теме: «Чтение русских народных сказок детям»
2. Подведение итоговой работы по теме самообразования
Заполнение итоговой колонки плана самообразования
3. Разработка презентации по теме самообразования
Наличие презентации по теме самообразования
4. Мониторинг развития творческих способностей детей посредством русских народных сказок Характеристика творческих способностей детей посредством русских народных сказок
5. Участие в педсовете
Участие в работе педсовета, анализ успехов по реализации плана работы по самообразованию
Список используемой литературы
1. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. — М., 2001
2.. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2001.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» 2011 г. №3
4. Журнал «Дошкольное воспитание» 2005 г. №4
5. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханёва.
6. О. Н. Корепанова и др. -СПБ. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011. Народный календарь- основа планирования работы по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий.
7. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. – Санкт – Петербург, 2013
8. Шорыгина Т. А. Праздники в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
9. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра: Программа художественно- эстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера,2010.
10. Журнал Дошкольное воспитание 2009 №5
11. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М. : Мнемозина, 1995.
12. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М. : Лепта-Книга, 2007.
13. Лебедев Ю. А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие.
–М. : ЭКСМО 2009