Ольга Хованская
План самообразования по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Методическая тема (тема над которой работает ДОУ
«Инновационные формы и методы работы с детьми как фактор повышения качества образовательных услуг».
Индивидуальная тема:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.»
Актуальность.
Публикация «План самообразования по теме „Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи: - развитие свободного общения со взрослыми;
- совершенствовать диалогическую форму речи.
-развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с
последовательно развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Научить чему-то новому,
полезному и интересному
может только тот педагог,
который сам всю жизнь учится.
Раздел плана. Сроки Форма работы. Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и. т. д.)
1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме.
1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986.
2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. 2001.
3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. речь; М. Сфера, 2011.
4. Лебедева Л. В. Козина И. В. Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М. Центр педагогического образования. 2009.
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М. ТЦ Сфера. 2007.
6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. 1994.
7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. ТЦ Сфера, 2007.
8. Ушакова О. С. Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.
На протяжении учебного года. Конспектирование. Круглый стол по итогам самообразования.
2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
1. Подбор игр, с помощью которых развивается связная речь детей
2. Работа над пересказами с использованием опорных схем
3. Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.
4. Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
5. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам
6. Работа с загадками. Составление загадок.
7. Работа над развитием речи через театральную деятельность.
8. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.
Картотека игр по развитию речи
Пересказ рассказов: «Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова; «Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
Сказкотерапиии «Зайка – зазнайка», «Непослушный Ваня».
Пополнение картотеки игр по развитию речи
Создание картотеки сюжетных картинок по развитию речи
Создание картотеки загадок
Инсценировка сказок: «Репка», «Колобок»
Подготовка картотеки стихотворений для заучивания
Размещение на сайте «Социальная сеть для работников дошкольного образования».
Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».
Консультация для родителей «Сказкотерапия на НОД по развитию речи».
Консультация для родителей «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
«Рекомендации родителям по обучению детей сюжетному рассказыванию по картине и сериям картинок»
Размещение консультаций в уголке для родителей.
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность детей, как средство развития связной речи»
Конкурс чтецов
3. Обобщение собственного опыта.
Презентация проекта: «Итоги моей работы по самообразованию»
4. Участие в РМО, мастер-классах.
Посещение и участие в районных семинарах и семинарах в интернете. Посещение в течение года. Выступление (апрель). Конспект НОД. Выступление на семинаре.
5. Обучение на курсах, семинарах.
Посещение и участие в районных семинарах и семинарах в интернете.
Прохождение курсов повышения квалификации