Алина Булатукова
Конференция «Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС ДО»
«У ребенка есть страсть к игре и ее надо удовлетворить, надо ему не только дать поиграть, но и пропитать всю его жизнь игрой. Вся его жизнь — это игра», слова А. С. Макаренко. ФГОС ДО говорит нам тоже о том, что основной формой работы и ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. И никто не сможет это опровергнуть, ведь действительно жизнь ребенка — это игра. Она является всесторонним средством развития детей. Поэтому мы в работе с детьми стараемся, чтобы игра была не случайным явлением, а формой организации жизни детей во всех видах деятельности.
Публикация «Конференция „Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2018
Стандарт разработан с учетом КонвенцииООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в основе которых заложены следующие основные принципы:
- поддержки специфики и разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- личностно - развивающий характер взаимодействия взрослых и детей;
- уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым;
- осуществление образовательной деятельности в формах, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
В условиях реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Существенным отличием является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации, игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Право играть зафиксировано и в 31 статье Конвенции о правах ребенка.
Являясь участником игры, взрослый, в зависимости от создавшейся ситуации, всегда имеет возможность уточнить желания детей, их индивидуальные склонности, показать различные способы организации игры, решить спорные вопросы.
Технология игрового обучения входит в классификацию современных образовательных технологий. И в свою очередь данная технология имеет собственную классификацию, т. к. включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Так же игровая технология должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступить. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, переживал, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Таким образом, игра имеет основную роль в развитии ребёнка.
Особое место мы уделяем сюжетно-ролевым играм. В них дошкольники воспроизводят всё то, что видят вокруг себя в жизни и в деятельности взрослых.
Творческая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, поэтому является важным средством воспитания. Игровая деятельность - важное средство умственного воспитания ребёнка.
Большое место в работе с детьми дошкольного возраста уделяется дидактическим играм. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.
Подвижные игры классифицируются:
по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности,
по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др. ,
по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).
Одним из главных условий качественного дошкольного образования является развивающая предметно - пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования.
Проблемные игровые ситуации направлены на овладение более обобщенными игровыми действиями и на подведение к самостоятельному инициативному решению игровых задач. Игровые задачи – это система условий, в которой создается мнимая цель, понятная ребенку по его жизненному опыту, направленная на воспроизведение действительности игровыми способами и средствами.
Педагог должен уметь видеть в каждом ребенке отдельную личность, знать, какими навыками поведения обладает каждые ребенок его группы, в какие взаимоотношения вступает, какое место в группе играющих детей принадлежит каждому ребенку в самостоятельных играх.
Проникновение воспитателя в детскую жизнь, в группки играющих, ставит перед ним множество воспитательных задач по отношению к конкретным детям: у одних ослабить привычку распоряжаться и командовать, у других развивать активность, третьим помочь войти в группу играющих и удовлетворить потребность в интересной для них игре, четвертых научить пользоваться считалкой при распределении ролей и т. д.
Игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого человека.