Алена Голубенко
Консультация «Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях освоения ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях освоения ФГОС
Составлено совместно с воспитателем Голубенко А. В. и Мидатовой А. А.
Интерес к игровой деятельности, вхождение в игру, активное участие в ней во многом зависят от особенностей, своеобразия личности ребенка, от его темперамента.
Неумение же детей развернуть сюжет игры и наполнить его интересным содержанием, однообразие тематики игр являются следствием недостаточного педагогического руководства игрой, а также отсутствия в жизни детей ярких впечатлений, которые могли бы оказать положительное влияние на их активную игровую деятельность.
Публикация «Консультация „Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях освоения ФГОС“» размещена в разделах
В современном Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Сущность индивидуального подхода заключается в том, что общие цели воспитания конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Индивидуальный подход дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей.
Успешной реализации игровой деятельности и повышению у дошкольников эффективности развития игры способствует ряд условий :
1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание, игры, а вовлечение в нее. Исключение игр слишком азартных: на деньги и вещи, игр, содержащих в своих правилах действия, нарушающие общепринятые нормы морали. В игре недопустимо унижение достоинства ее участников, в том числе и проигравших. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил).
2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
3. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников. С помощью организации игровых технологий детям передается социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам).
4. Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т. е. создание предметно-игровой среды.
5. При создании игровой среды следует учитывать половое различие детей (в равной степени должны соблюдаться интересы как девочек, так и мальчиков); осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением, организацию непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны (интеллектуальной, театрально-игровой, творческой, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной и игр с двигательной активностью). Это позволит детям одновременно организовать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу. Важно обеспечить доступность ко всем элементам развивающей предметно-игровой среды, условия изолированности (“Вижу, но не мешаю”, отбор игр, игрушек, игрового оборудования, место для организации игровой среды.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным и занимательным.
Необходимо учитывать особенности реализации игровой технологии в ДОУ :
Творческая активность педагога.
Выбор игры, в ходе которой будут решены задачи – дидактические, воспитательные, развивающие, социализирующие.
Учет особенностей участников игры.
Учет времени проведения игры.
Игра предполагает необходимость сотрудничества педагога и воспитанника, не только во время подготовки к игре, но и в ходе проверки исполнения задания. Индивидуальный подход к ребенку в условиях реализации ФГОС ДО предполагает использование словесных и практических методов работы. Систематический и целенаправленный индивидуальный подход к детям, помогает разрешить проблемы, возникающие в ходе игры.
Помощь воспитателя делает игру интереснее и полезнее, можно что-то подсказать ребенку, помочь сложить, построить. Иногда даже приходится включаться в игру, для того чтобы доставить детям удовольствие, объединить их или просто направить. Осуществляя индивидуальный подход, нельзя выполнять задание вместо ребенка, детей нужно приучать к самостоятельности. В подвижной игре нужно помнить о демократично-личностном подходе к детям. Ваши объяснения должны быть убедительными, а показ правильным и точным. Многие подвижные игры включают в себя элементы соревнования на скорость, где сразу можно увидеть самых медлительных детей и кто стремиться быть постоянно ведущим. Тех и других необходимо приучать строго подчиняться правилам игры, соблюдать очередность в ведущих ролях.
Совместные игры очень полезны, общаясь, дети учатся договариваться, оказывать помощь друг другу, потому что игра это не только средство обучения, но эффективное средство воспитания.
Так же индивидуальный подход к детям в дидактической игре помогает сформировать у ребенка умения анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма. Старшие дети могут в полнее самостоятельно выполнять задание, даже при усложнённом варианте, задавая друг другу задачки по очереди.
Очень важно не только научить ребенка чему- либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение.
Организация сюжетно-ролевой игры и драматизации предполагает развитие памяти, мышления, воображения. Чтобы игра была увлекательной, интересной приходиться объяснять детям, проводить индивидуальный подход. Распределяя роли, делать упор на актив группы, на тех ребят, которые смело проявляют свои лидерские качества. Такие воспитанники могут самостоятельно выбрать интересный сюжет и развить его. Это своего рода режиссеры игры.
В процессе индивидуального подхода дети учатся координировать свои действия с действиями других детей, приучаю их считаться с общественным мнением.
Умелое руководство строительными играми позволяет вовлечь воспитанников в игру как в творческую, созидательную деятельность. Однако не все дети могут играть рядом, вместе, некоторые любят уединяться, если их кто- то беспокоит, могут проявлять агрессивность. В таких случаях необходимо вмешаться, только индивидуальный подход к детям может исключить такую возможность. Главная задача, научить детей видеть в сверстнике не противника, а партнёра по игре, по общению, по совместной деятельности.
Часто ставится вопрос; может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре- влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей.
Таким образом, целенаправленная и систематическая работа по индивидуальному подходу к детям при организации игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО имеет огромное воспитательно-образовательное значение: вызывает детский интерес; развивает умственные способности; формирует жизненную активность; способствует воспитанию доброжелательных взаимоотношений.