Елена Леонова
Сообщение к педсовету «Развитие игровой деятельности в свете ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Одна из основных проблем дошкольного образования является процесс игровой деятельности.
• Игра у большинства дошкольников находится на низком уровне. Большинство детей начиная с младшего и заканчивая старшим дошкольным возрастом не могут сами себя занять, у них отсутствует инициатива, не развито воображение.
Публикация «Сообщение к педсовету „Развитие игровой деятельности в свете ФГОС“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования призван вернуть игровую деятельность в дошкольное учреждение.
В новом стандарте дошкольного образования многие разделы посвящены условиям формирования самостоятельной деятельности детей, и прежде всего свободной игре.
Поэтому на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» педагогам следует обратить особое внимание. Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5, называются:
поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то есть реализация ФГОС ДО.
В педагогическом процессе по отношению к игре существуют две взаимосвязанные составляющие:
– совместная игра взрослого с детьми, в процессе которой формируются новые умения и навыки;
– самостоятельная детская игра, в которую воспитатель не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активации.
Мы не навязываем детям игру, но и не оставляем её без руководства, так как детям нужна поддержка в развитии замысла, уточнение игровых действий, распределение ролей. И нет ничего лучше, чем самому воспитателю стать для детей партнёром в детских играх.
Существует метод комплексного руководства игрой, созданный коллективом авторов под руководством С. Л. Новоселовой, основные компоненты которого следующие:
• - следует планомерно обогащать опыт ребенка, на основании которого у него возникает замысел игры и постоянно обогащается ее содержание;
• - необходимо использовать специально обучающие игры;
• - нужно своевременно изменять игровую среду, прежде всего за счет внесения игрушек-заместителей;
• - во время игры необходимо общение со взрослым, который предлагает детям новое для них и более сложное содержание игры.
Перед педагогом-практиком в современной ситуации открываются два пути влияния на развитие ребенка с помощью игры. Первый путь - узкопедагогический, и заключается он в сложном, многоступенчатом обогащении познавательной сферы ребенка, наполнении ее духовно-нравственным содержанием.
Второй путь заключается в том, чтобы позволить детям играть, во что им захочется и с кем захочется. В случае неразвитости игровых навыков необходимо показать им, как играть, что педагог может сделать, только играя с детьми на равных.
ФГОС предъявляет высокие требования к развивающей предметно- пространственной среде, к материалам и инвентарю для игр.
Развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать память, координацию движений, работать со страхами, приобретать новые знания. Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни.
При правильной организации, игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника.
• В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого человека.