Юлия Жукова
Конференция для педагогов «Интеграция воспитателя и музыкального руководителя при подготовке к мюзиклу»
▼ Скачать
Конференция
Тема: «Интеграция воспитателя и музыкального руководителя
при подготовке к мюзиклу»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я воспитатель детского сада № 101 Жукова Юлия Константиновна. Так же являюсь педагогом дополнительного образования.
Публикация «Конференция для педагогов „Интеграция воспитателя и музыкального руководителя при подготовке к мюзиклу“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мюзикл. Сценарии мюзиклов
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
С увеличением темпов жизни, социальными условиями, требующими от человека определенных способностей для адаптации в окружающем мире, занятостью родителей значительно уменьшается взаимодействие ребенка – дошкольника с родными (чтение художественной литературы, посещение театров, музеев, совместных прогулок) все это приводит к недостаточному развитию речи и эмоциональной сферы ребенка.
Роль воспитателя и музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Где музыкальный руководитель является связующей нитью в процессе взаимосвязи с воспитателями. А воспитатели оказывают помощь при подготовке и проведении праздников, развлечений и мюзиклов.
Наша главная и общая идея заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить формирование навыков коллективного творчества к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого ребёнка.
Но здесь возникает другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. Одни дети имеют страхи, срывы, заторможенность, другие наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Из опыта моей работы самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование и сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.
В этом году я написала образовательную программу художественной направленности по театрализованной деятельности детской театральной студии «Оживи сказку». Данная программа является адаптированной, в основу ее положены следующие программы:
• Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Программа «Театр - творчество - дети»
• Чурилова Э. Г. Программа «Арт-фантазия»
Отличительные особенности программы:
• комплексный характер;
• взаимосвязь театральной деятельности с учебным процессом;
• практическая направленность;
• социальное партнерство с родителями (совместные постановки, изготовление атрибутов и костюмов, организация выездных походов в кукольный театр и тд).
Специфика данной программы соответствует ФГОС и обусловлена необходимостью сделать особый акцент по формированию фантазии и воображения детей, на развитие умения проявить свои задатки и приспособить их к творческим заданиям.
Отсюда вытекает цель моей программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста театрально – музыкальных, творческих, коммуникативных способностей посредством приобщения их к сценическому искусству.
В своей работе я стараюсь использовать разнообразные методические приёмы, инновационные формы и виды деятельности:
1. Коммуникативные игры для сплочения коллектива.
2. Координационно-подвижные игры для постановки танцев спектакля.
3. Пальчиковые игры (музыкальные и речевые) для основ кукловождения.
4. Логоритмические упражнения для актёрского мастерства.
5. Этюдный тренаж.
6. Тренинги и др.
Следует отметить, что в старшей группе (первый год обучения) большое внимание уделяется театрализованной игре и психологическим тренингам «Погружение в сказку», чтобы ребёнок преодолел внутреннее сопротивление, замкнутость, собственную ограниченность, злобу.
В подготовительной группе (второй год обучения) темы усложняются. Используется педагогическая технология развития эмпатии (сопереживание – сочувствие – содействие). Добавляется блок «Основы кукловождения».
Мне бы хотелось подробнее остановиться на практике сказкотерапии – это первые шаги в сказочном мире. Так как сказка информативна, экологична, безгранична, феерична, эмоциональна, мудра и большим её достоинством является отсутствие возрастных ограничений. Ребёнок 3-6 лет начинает создавать модели той действительности, с которой имеет дело, строить её описание. И делает он это с помощью сказки, которая выступает в роли знакомой системы, позволяющей ребёнку интерпретировать окружающую действительность.
Каждое занятие, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, представляет собой путешествие в сказочный мир, включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов. Обязательным присутствием является ритуал входа (выхода) в сказку. Такими ритуалами могут стать: манипуляция с волшебными предметами, проговаривание волшебных заклинаний, танцевально – двигательный ритуал и др. Он помогает безопасно вернуться из драматической реальности в обыденную. Сказочное путешествие детей должно быть наполнено театрализованными играми и упражнениями. Так «проживая» сказку, перевоплощаясь в сказочных героев, дети учатся принимать все грани своей личности.
Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей у нас в детском саду оборудована театральная студия, в которой имеется сцена, театральная ширма, разнообразные виды театров и кукол, костюмы для ряженья, маски, грим, материалы для изготовления атрибутов к спектаклям, музыкальные инструменты, музыкально – дидактические материалы, разные пособия для занятий. Здесь ребенок имеет возможность «порепетировать» какую-либо роль перед большим зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации к спектаклю в книжном уголке.
В результате освоения программы «ОЖИВИ СКАЗКУ» дошкольники получают комплекс знаний и приобретают определенные умения:
- владеют навыками общения и коллективного творчества, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в различных ситуациях;
- приобретают знания о театральном искусстве;
- используют необходимые актерские навыки: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать,
сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем;
- владеют необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи;
- воспитывают в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, уверенность в себе;
- используют практические навыки при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически;
- активно проявляют свои индивидуальные способности в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций;
- создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.
Из моего предыдущего опыта по театрализованной деятельности было охвачено 75 воспитанников. По результатам диагностики свыше 80 % детей усвоили содержание программы.
И в заключение своего выступления, я думаю, вы со мной согласитесь, что грамотно организованная совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя может стать эффективным результатом работы единым «продуктом» – концерт, отчётный спектакль сказки, праздник или мюзикл.
В таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного общей целью.