Ольга Курзова
Консультация для педагогов «Интеграция в творчестве»
▼ Скачать + Заказать документы
«Интеграция в творчестве» инновационные составляющие в практической реализации образовательных областей «Художественное творчество» и «Музыка» в соответствии с ФГОС.
«То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы»
В. А. Сухомлинский
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», впервые в российской истории разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС). Он призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. Стандарт – общественный договор, учитывающий социальный запрос семьи, общества и государства.
Публикация «Консультация для педагогов „Интеграция в творчестве“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Главный акцент сделан не на то, чтобы ребенок перед походом в первый класс уже знал школьную программу, а на развитие способностей, которые соответствуют дошкольному возрасту, – к играм, рисованию, конструированию. Большое внимание должно уделяться развитию у ребенка инициативности, его взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Социализация ребенка — как он общается с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью — в новом стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного критерия развития ребенка наравне с индивидуализацией.
Ребенок, по новому стандарту, должен развиваться в пяти образовательных областях: познавательно развитие; речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое и область физического развития. Детям предстоит играть, общаться со взрослыми и сверстниками, исследовать окружающий мир и экспериментировать с ним, слушать произведения фольклора и литературы, учиться конструировать, рисовать, лепить, петь, танцевать, а также учиться элементарной трудовой деятельности.
Если мы поймём, что особенно важно для формирования способностей ребёнка, его чувств, знаний и умений, мы сможем помочь ему дать возможность для наиболее полного развития. Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии (который, к сожалению, с возрастом падает, поэтому очень важно расширять этот потенциал, формировать и совершенствовать уникальные детские способности.
Основная образовательная программа предполагает обязательную часть и часть, которая будет формироваться участниками образовательных отношений.
Обязательной частью считается программа поддержки социализации и индивидуализации детей. Сюда входит объяснение основ поведения в быту, в природе, в обществе, формирование правил поведения на уровне «что такое хорошо и что такое плохо», восприятие окружающего мира. Вторая часть будет включать программы развития в одной или нескольких областях. Педагогам следует обеспечить виды деятельности, освоив которые, ребенок сможет подготовиться к учебной деятельности.
Опираясь на новые стандарты, образовательная программа детского сада будет формироваться с учетом различных уровней сложности, которые будут зависеть от способностей ребенка и его образовательных потребностей. Поэтому особо актуальным представляется интегрированный подход в образовательной деятельности детского сада, он соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объёму, но ёмким.
Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует чётко знать различия между интегрированной и комплексной деятельностью:
- комплексная деятельность проводится на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично;
- интегрированная деятельность, особая деятельность, объединяющая в себе обучение одновременно, несколько видов детской деятельности при изучении одного понятия, темы или явления.
В интегрированной модели всегда выделяется ведущая область, выступающая интегратором, и вспомогательная деятельность, способствующая углублению, расширению, уточнению материала ведущей области.
Прежде чем решиться на интегрированную образовательную деятельность, надо обратить в союзники другого специалиста детского сада и тщательно продумать ожидаемый результат от интеграции некоторых областей. Планируя интегрированную деятельность оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении непосредственной образовательной деятельности.
Самое узкое место интегрированной деятельности - это технология взаимодействия, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом; вся деятельность может вестись одним педагогом в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.
Продолжительность интегрированной деятельности тоже может быть разной.
Интегрировать можно любые компоненты педагогического процесса : цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты деятельности, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности педагог определяет :
свои мотивы проведения интегрированной деятельности и её цель;
состав интегрирования, т. е. совокупность объединяемых компонентов;
ведущий и вспомогательные компоненты;
форму интегрирования;
характер связей между соединяемым материалом;
структуру (последовательность) расположения материала;
методы и приёмы его предъявления;
методы и приёмы переработки детьми нового материала;
способы увеличения наглядности и размещение;
распределения ролей со специалистом интегрируемой области;
смена динамических поз;
критерии оценивания эффективности;
Интегрированная деятельность в силу своей сложности требует составление развёрнутого конспекта, а не простого плана.
При подготовке к интегрированной деятельности большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира. При сочетании разных видов детской деятельности включаются все системы восприятия детей: зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышению качества продуктивного результата (поделки, рисунки). Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставка картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать. Ещё не маловажное условие это необходимость в правильном подборе произведений искусства: литературы, музыки, живописи. Они должны отвечать следующим требованиям:
- высокая художественная ценность произведения;
- доступность произведения искусства детскому пониманию;
- реалистичность произведений художественной литературы, живописи;
- привлекательность для детей, следует подбирать произведения, имеющие интересные сюжеты, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребёнка.
Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием.
Интеграцию в искусстве мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей.
Интеграция разных видов художественно – эстетической деятельности в дошкольном детстве носит естественный характер. Маленький ребёнок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Для интегрированной деятельности характерен выход на творчески продуктивную деятельность детей: рисование разными материалами; наклеивание, лепка, изготовление поделок из разнообразных материалов; сочинение песен, маленьких историй, рассказов на заданную тему; танцевальные и музыкально-игровые импровизации, творческое экспериментирование. Радость творчества, активное взаимодействие педагога и ребёнка уводит детей с позиции пассивного усвоения знаний, умений, навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Такой принцип поможет развить творческое начало в каждом ребёнке.
Интеграция детских деятельностей. Самые простые примеры – интеграция музыкально-художественной деятельности и двигательной активности (утренняя гимнастика под музыку, музыкально-художественной и продуктивной деятельностей (рисование, лепка, аппликация и слушание соответствующей музыки, познавательно-исследовательской, игровой и коммуникативной деятельностей (игры с правилами, направленные на познавательно-речевое развитие детей) и т. д.
Использование адекватных форм образовательной работы для решения психолого-педагогических задач двух и более образовательных областей.
Интегрированные занятия могут иметь широкий тематический диапазон. Тема природы включает не только знакомство с временами года, но и с конкретными природными явлениями. Могут быть выбраны отдельные темы, посвящённые растительному или животному миру. Тематика интегрированных занятий может носить и социальный характер. Например «Люблю берёзку русскую».
В основе интегрированных занятий – не только синтез искусств, но и различные виды деятельности: игровая, трудовая, познавательная (развитие речи, ознакомление с окружающем миром, формирование элементарных математических представлений, экспериментирование, решаются задачи и по физической культуре. Приоритеты каждый раз могут быть разные. Интеграция может быть и внутри одного вида деятельности. Например, пять видов музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество) помогут ребёнку осознать такие средства музыкальной выразительности, как ритм и мелодия.
Такой подход может быть и в других видах детской деятельности: изобразительной, театрализованной
- развитие речи и любая продуктивная деятельность - рисование, лепка, аппликация;
- музыка и продуктивная деятельность;
- продуктивная деятельность и театр;
- музыка и театр;
Так, например, в ходе интегрированной образовательной деятельности нельзя поставить конкретные рамки при отборе содержания, оно должно включать дидактические и развивающие задачи двух или более направлений работы.
В создания коллекции рисунков на тему «Берёзка, она такая разная…» мы решали специфические задачи образовательной области «Художественное творчество». Образ «берёзки», был создан детьми средствами разных видов искусства и воплощё н в разных видах художественной деятельности:
В литературе средство выразительности – слово - образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора: стихотворение С. Есенина «Берёза», рассказ С. Воронина «Моя берёза», русская народная сказка «Как коза избушку построила»;
В театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы закачалась берёза белая, опустила ветви свои низко… ;
В изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм, лепка (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине, аппликация (форма, цвет, композиция) и другое.
В музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
В коррекционной деятельности – зрительное восприятие, свойства, тактильная чувствительность…
Ребенок познал выразительные средства каждого вида искусства при целостном понимании образа берёзы (одного и того же объекта, следствием чего стало проведение интегрированной образовательной деятельности «Люблю берёзку русскую».
Работая в данном направлении можно сделать некоторые выводы:
1. Образовательная деятельность интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
2. У детей формируется познавательный интерес, высокая результативность;
3. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс;
4. Интегрированная деятельность объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;
5. Интеграция способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество;
6. Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.
Интегрированные занятия – действенное средство духовного развития ребёнка. На них успешно решаются задачи и воспитания, и образования; определяются духовные ценности, отношение к самому себе и людям, к обществу, в котором он развивается, к природе, формируются особенности поведения и сознания.
Такая форма и есть живое творчество, в самом широком понимании этого слова. У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт общения, развивается эмоционально-волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.
Использованная литература
1. Давыдов, В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В. В. Давыдов. – Томск : Пеленг, 1992. – 102 с.
2. Дошкольное воспитание, 2010, № 7
3. Трубайчук Л. В. Интеграция как средство организации образовательного процесса
К выводу … Интегрированные занятия способствуют эмоциональному развитию дошкольников, поскольку основаны на элементах музыки, живописи, литературы, повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса, целостно картины мира и расширению кругозора. Так, к окончанию учебного года у старших дошкольников сформировалось эмоциональное и осознанное отношение к искусству, повысились творческая активность, самостоятельность, инициативность, снизились напряженность, скованность, поведение стало более открытым.