Вера Шишкина
Методы и средства элементарной диагностики уровня воспитания и развития детей при реализации индивидуального подхода
▼ Скачать + Заказать документы
Испытывая необходимость анализа результативности воспитательно – образовательной работы, а также для определения дальнейших перспектив мне была необходима диагностика.
Анализ методический работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста позволили мне остановить свой выбор на методических рекомендациях К. Печоры и В. Сотниковой («занятия с малышами в детском саду» М., 2004, которые включают в себя мониторинг по следующим направлениям:
- адаптация;
Публикация «Методы и средства элементарной диагностики уровня воспитания и развития детей при реализации индивидуального подхода» размещена в разделах
- контроль за нервно – психическим развитием детей и их поведением.
Взаимодействуя с педагогом – психологом ДОУ, используя такие методы, как анкетирование, беседы с родителями, наблюдение за ребенком в группе в ситуации максимально приближенной к естественным условиям жизни малыша, мы определяем психолого – педагогические параметры готовности поступления ребенка в ДОУ, ведем адаптационные листы на каждого воспитанника. То, что соотнесение прогнозов трудной адаптации и реальных сроков положительное, дает основание полагать, что работа ведется в верном направлении.
Анализ карт нервно – психического развития, которое диагностируется по основным эпикризным срокам дает устойчивую положительную динамику. Результативность и качество моей работы подтверждают данные мониторинга процесса адаптации.
Проводимые элементарные диагностики позволяют работать с опорой на личностные показатели каждого ребенка. Выявление специфики развития дает возможность :
- выявить проблемные зоны и наметить меры по их коррекции, учитывая не только действующую программу, но и реальный уровень развития детей;
- наметить общие подходы в решении проблемных вопросов педагогам группы и специалистам (педагог – психолог, музыкальный руководитель, учитель – логопед);
- обозначить тематику для индивидуальной работы;
- дать необходимые рекомендации родителям воспитанников.
Полученные в результате психолого – педагогических исследований данные позволяют использовать их при планировании и реализации ВОП, индивидуальной работы с детьми.
Динамика развития детей 1 младшей группы за 2010-2013 учебный год
Уровни развития
Выше среднего Средний уровень Ниже среднего
Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г.
Активная речь 3 -19% 10 -63% 9 – 56% 4 – 25% 4 – 25% 2 – 12%
Сенсорное развитие 3 – 19% 7 – 44% 9 – 56% 8 – 50% 4 – 25% 1 – 6%
Лепка 3 – 19% 7 – 44% 8 – 50% 9 – 56% 5- 31% -
Конструктивная деятельность 3 – 19% 7 – 44% 7 – 44% 9 – 56% 6 – 37% -
ИЗО 3 – 19% 8 – 50% 8 – 50% 8 – 50% 5- 31% -
Навыки 5- 31% 9 -56% 6 – 38% 7 – 44% 5- 31% -
Движения 8 – 50% 13 – 81% 6 -38% 3 – 19% 2 – 12% -
Общий уровень развития 3 – 19% 4 – 25% 10 – 62% 11 -69% 3 – 19% 1 – 6%
Общий уровень развития
Вывод: прослеживается динамика общего уровня развития детей по всем направлениям деятельности.
Диагностика уровня овладения необходимыми умениями и навыками по образовательным областям детей 1-ой младшей группы за 2010-2013 учебный год
Образовательные области Уровни развития
Выше среднего Средний Ниже среднего
Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г.
«Здоровье» 56% 44% 66% 34% - -
«Физическая культура» 25% 39% 65% 61% 8% -
«Социализация» 21% 32% 75% 64% 4% 4%
«Труд» 35% 47% 63% 51% 2% 2%
«Безопасность» 25% 39% 71% 61% 4% -
«Познание» 22% 35% 60% 51% 18% 14%
«Коммуникация» 26% 39% 56% 49% 18% 12%
«Чтение художественной литературы» 21% 30% 59% 56% 20% 14%
«Художественное творчество» 12% 23% 77% 69% 11% 8%
«Музыка» 20% 30% 71% 64% 9% 6%
Общий уровень развития 26% 36% 66% 56% 9% 6%
Вывод: На конец учебного года прослеживается увеличение общего уровня развития выше среднего на 10%, снижение общего уровня развития ниже среднего на 3%.
Диагностика формирований интегративных качеств воспитанников
1-ой младшей группы за 2010-2013 учебный год
Интегративные качества Уровни развития
Выше среднего Средний Ниже среднего
Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г.
Физически развитый 14% 39% 79% 57% 7% 4%
Любознательный, активный 18% 31% 71% 62% 10% 7%
Эмоционально отзывчивый 10% 35% 71% 54% 18% 11%
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия 18% 31% 78% 68% 4% -
Способный управлять своим поведением 7% 21% 75% 66% 18% 13%
Способный решать интеллектуальные задачи 14% 21% 68% 66% 18% 13%
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве 10% 18% 80% 75% 10% 7%
Овладевший предпосылками учебной деятельности 7% 21% 89% 75% 4% 4%
Общий уровень развития 12% 27% 76% 65% 11% 7%
Вывод: На конец учебного года прослеживается увеличение общего уровня детского развития выше среднего на 15%, снижение общего уровня развития ниже среднего на 4%.