татьяна конакова
Роль музыкальных занятий в работе по формированию звуковой культуры речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимикой, жестами, элементами культуры речевого общения, речевым слухом).
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми.
Публикация «Роль музыкальных занятий в работе по формированию звуковой культуры речи дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры, работа над звуковой культурой речи в большей степени в пении.
Здесь ставятся такие задачи как:
* воспитание у детей правильного произношения слов, ясного произ-
ношения звуков в словах,
* воспитание правильного речевого дыхания,
* развитие выразительности детской речи.
На музыкальных занятиях мы развиваем у детей умение использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи, различные интонационные средства выразительности (ударения, мелодику, логические паузы, ритм, тембр речи).
При пении (будь-то упражнения для развития слуха и голоса, или
песни) мы развиваем у детей:
1. звуковысотный слух (учим различать звуки по высоте, изменение
голоса по высоте (игра «Птички и птенчики») и по тембру (игра «Кто по т?», «Кого встретил колобок?»)
2. слуховое внимание (учим определить на слух направление движе-
ния мелодии вверх- вниз (попевки «Куда вед т нас лесенка?», различать средства музыкальной выразительности: тембр, темп, лад, ритм, размер, регистр, динамика и мелодия).
3. фонематический слух (учим различать и понимать слова в текстах
песни)
4. восприятие темпа и ритма речи (развиваем способность детей пра-
вильно слышать и воспринимать ритмический рисунок слова)
Пение играет большое значение для развития речевого дыхания. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодию песни. Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом: петь громко и тихо.
Во-первых, при восприятии музыки, песен, у детей формируется слуховое внимание. Они учатся вслушиваться в музыку, выделяют выразительные и изобразительные особенности, передающие настроение, определяют на слух по тембру звучащие инструменты. В беседе рассказывают, как звучала музыка (тихо, громко, усиливается звучание, медленно, быстро, подвижно, умеренно).
Дидактические игры «Узнай по голосу», «Угадай, на чем играю» также способствуют развитию слухового внимания, тембрового восприятия. Для развития фонематического слуха и фонематического восприятия на занятиях использую различные фонопедические упражнения («Рисуем на звуке», распевки на одном слоге или звуке.
Для развития голосового аппарата дети распеваются на коротких попевках, выполняют различные задания. Например, ребёнок нараспев произносит своё имя, играя, например на треугольнике "протягивая" ударную гласную: "Я-а-Ма-а-а-ша", Солирует следующий: "Я-а-Са-а-а-ша". Следим за разнообразием эмоциональной окраски произнесения (важно, удивленно, задорно, поддразнивая). Добиваемся свободного, протяженного произнесения в режиме речепения.
Развитию звуковысотного слуха способствуют дидактические игры «Мамы и детки», «Птица и птенчики» и другие, подобные им, распевки упражнения «Лесенка», «Качели», «Кукушка», дети не только учатся различать звуки по высоте, но и пропевать их. Например в задании «Играем голосом»(вопрос-ответ) детям предлагается на гласных «ао», аоуе», «аоуэ», «покачать голосом», «бросить вниз с горы», «отправить в космос» и т. д. Так, освоенный через речевые упражнения звуковой объем, даёт возможность ребенку свободно петь звуки в достаточно больших пределах.
Формированию способности воспринимать темп и ритм речи помогают различные ритмические упражнения, игры, задания. Например, прослушать песенку, попевку и выложить ритмический рисунок и, наоборот, сыграть, прохлопать, пропеть предложенный ритмический рисунок. Прохлопываем ритмический рисунок, подключая руки (записываем руками ритм).
В процессе разучивания песен работаем над правильным звукопроизношением, певческой дикцией. Акцентирую внимание детей на том, что нужно четко проговаривать слова песни, пропевать все окончания и т. д.
Умение регулировать громкость голоса в соответствии с различными ситуациями вырабатывается в процессе разучивания песен. Один и тот же отрывок песни мы поем тихо, затем громко. Одновременно дети учатся регулировать силу звучания голоса и запоминают мелодию и текст песни. В старшем дошкольном возрасте уже разученную песню мы учимся петь выразительно. Например, начинать запев тихо, постепенно усиливая звучание к концу запева, и петь звонко припев. В дидактических играх «Громко-тихо», «Эхо» развивается слуховое восприятие динамических оттенков.. Упражнение «Веселый счет»-начинаем проговаривать на piano, заканчиваем forte.
Для развития голосового аппарата, умения менять громкость голоса используются словесные игры и упражнения. Они учат детей внимательно слушать. Способствуют развитию слухового восприятия и внимания. Например, д/и «Тихо-громко», «АУ» (дети заблудились в лесу и кричат «А-У», «Кто, как кричит?», игра «Музыкальное эхо» (используя приемы звукоподражания) и. т. д.
На музыкальных занятиях в младшей и средней группах дети учатся петь в умеренном темпе, одновременно формируется умеренный темп речи.
Для формирования правильных артикуляционных движений выработаны специальные упражнения. Звуки преподносятся детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый Язычок. В этих сказках полость рта называется домиком для языка, кончик языка – хвостиком, твердое нёбо – потолком, нижние зубы – крылечком, верхние зубы – дверкой, а выдыхаемая струя при артикуляции звука – ветерок. Каждая песенка язычка связана с определенным конкретным образом. Положительная эмоциональная окраска и применение игровой формы во всех видах речевых упражнений является основным требованием при проведении образовательной деятельности по речевому развитию.
Умение пользоваться умеренным темпом речи. При развитии восприятия этого интонационного компонента может возникнуть необходимость провести предварительную работу: познакомить детей с понятиями "быстро", "медленно", "умеренно". Сначала вводятся контрастные образцы темпа: "быстро" и "медленно", после овладения ими предлагается образец умеренного темпа. В качестве речевого материала используется текст песни. Первоначально у детей формируют умение подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце, например, предлагают выполнить серию хлопков. Если взрослый ускоряет речь (переходит от медленного темпа к быстрому или умеренному, то дети тоже должны ускорять свои движения.
Для укрепления речевого дыхания.
Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях :
• Укреплять физическое дыхание детей (без речи)
• Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох)
• Тренировать силу вдоха и выдоха.
• Развивать продолжительный выдох.
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой:
На музыкальных занятиях я использую наряду с другими и несложныеупражнения А. Н. Стрельниковой. Александра Николаевна Стрельникова - оперная певица, театральный педагог. Совместно со своей матерью она разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапазона голоса, улучшения тембра, а в последствии и для оздоровления.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определё нные правила:
• Вдох – громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая).
• Выдох – абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно). О выдохе думать запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха.
• Каждое упражнение должно разучиваться детьми до автоматизма (около месяца)
КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
(по А. Н. Стрельниковой)
Упражнения основного комплекса
1. «Ладошки».
Ладушки-ладошки,
Звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем,
Носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем,
То свободно выдыхаем.
Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю.
На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки, одновременно с движением шумно шмыгаем носом. Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох - пассивный выдох. На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха-движения, затем отдыхаем 3-5 секунд. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.
«Обними плечи» (вдох на сжатие грудной клетки - «Соедини локти!»).
Ах, какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю,
Носиком вдыхаю.
Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.
На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник - вдох!
Сделав 4 вдоха-движения подряд, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнить это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения-вдоха. Эго норма для ребенка 3-6 лет.
«Осенние листочки»
Текст говорит взрослый:
- Шаловливый ветерок в лесочек залетел: - «крылышки», кружатся;
Дети: Ш-ш-ш!
- Тихо-тихо веточкам он песенку запел: - качают руками внизу;
Дети: Ш-ш-ш! /тихо/
- Сильный ветер в наш лесочек тоже прилетел: - «крылышки», кружатся;
Дети: Ш-ш-ш!
- Громко-громко веточкам он песенку запел:
Дети: Ш-ш-ш! /громко/ - качают руками вверху;
- Ветерки по очереди листьям песни пели –
То тихую:
Дети: Ш-ш-ш! /тихо/ - качают руками внизу;
То громкую:
Дети: Ш-ш-ш! /громко/ - качают руками вверху;
То тихую:
Дети: Ш-ш-ш! /тихо/ - качают руками внизу;
То громкую:
Дети: Ш-ш-ш! /громко/ - качают руками вверху;
- А после - улетели! - дети «улетают» на стулья
Дыхательно-голосовые упражнения и игры на материале слогов
Дыхательно-голосовые упражнения и игры на материале слов,
предложений и фраз
«Далеко-высоко»
Муз. рук. : Куда, птицы, летели?
Дети: Далеко-о-о-о!
Муз. рук. : Как, птицы, летите?
Дети: Высоко-о-о-!
Перед словами «далеко» и «высоко» сделать глубокий вдох носом, слова произносить на максимально длинном выдохе.
1. Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» занятия игры упражнения - Изд. - Волгоград: Учитель, 2013г.
2. Картушина М. Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду» - М. : Издательство «Скрипторий 2003».
https://znanio.ru/media/dyhatelnaya-gimnastika-na-muzykalnyh-zanyatiyah-2528929