Антонина Зеленкова
Коммуникативные технологии в работе учителя — логопеда с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативные технологии в работе учителя-логопеда с детьми
Зеленкова Антонина Владимировна,
учитель-логопед
Одним из важных условий обновления является использование современных образовательных технологий, в том числе и коммуникативных.
Публикация «Коммуникативные технологии в работе учителя — логопеда с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Для решения задач по развитию речи дошкольников педагогу необходимо использовать в практике разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применять современные образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы, которые помогают эффективно осуществить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками. Давайте остановимся на игровых, информационно-коммуникативных и ТРИЗ технологиях.
Итак, рассмотрим, игровые технологии, которые включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной образовательной целью и соответствующим ей педагогическим результатом, которые, могут быть, обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Игровая форма педагогических мероприятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к образовательной деятельности.
Игровые технологии речевого развития дошкольников условно можно разделить на 4 большие группы:
1. развитие артикуляционного аппарата;
2. развитие моторики;
3. театрализованная деятельность;
4. пальчиковая гимнастика.
Реализация игровых приемов и ситуаций проходит по таким основным направлениям:
• дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
• образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
• развивающий материал используется в качестве ее средства;
• в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Такие игры способствуют «выращиванию» детской речевой инициативы, а именно: обращению ребенка к взрослому с вопросом.
Таким образом, комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Каждая игровая ситуация общения дошкольника с взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.
Как показывает опыт, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Они направлены на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду.
Что такое ИКТ?
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Требования (условия) :
- наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет, который предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях,
- умение педагогом пользоваться ЭОР,
- умение педагогов создавать свои ЭОР (презентации, консультации, интерактивные игры и т. д.)
Ожидаемые результаты (при использовании ИКТ) :
• повышение педагогической компетенции родителей;
• обновление форм и методов взаимодействия детского сада и семей;
• публичность и открытость образовательного процесса ДОУ;
• функционирование информационно – коммуникативной службы.
Можно использовать ИКТ и в работе с дошкольниками : развивающие и обучающие игры, например, «Планета Земля», «Полезные ископаемые», «Послушный карандаш» и т. д. Накопленные фото- и видеоматериалы можно использовать в мультимедийных презентациях. С использованием средств ИКТ дети могут совершать различные путешествия на море, в другие города, планеты, острова. Имеют возможность прослушивать голоса животных и звуки мира природы, наслаждаться красотой родного края.
Использование ИКТ в работе с родителями
Напомним вам приоритетные задачи взаимодействия с семьями воспитанников:
– повышение педагогической культуры родителей.
– приобщение родителей к участию в жизни детского сада.
• Сайт ДОУ может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.
• Подбор иллюстративного материала для оформления родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
• Создание презентаций в программе РowerРoint для проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т. е. может быть использована на любом этапе занятия.
• Использование фоторамки для ознакомления родителей с насыщенной и интересной садовской жизнью детей.
• Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса в программе MovieMarker). Особенно нравится это направление работы родителям.
• Оформление буклетов, электронного портфолио группы, материалов по различным направлениям деятельности;
• Создание медиатек, которые отражают интерес родителей.
Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, пока воспитатель не обратит их внимание.
o Знакомство с ссылками на информационные ресурсы (сайт МБУ, страничка воспитателя, мини-сайт учителя-логопеда, мини-сайт учителя дефектолога, статьи и прочее.
o Обсуждение вопросов, связанных с трудностями в выполнении заданий для детей с ОВЗ, с использованием ИКТ.
Со стороны педагогов:
o Представление презентации специалистов ДОУ «Мы рады вас видеть»;
o Предоставление ссылок на информационные ресурсы (сайт МБУ,
o страничка воспитателя, мини-сайт учителя-логопеда, статьи и прочее.
o Обсуждение общих вопросов, связанных с трудностями в выполнении заданий для детей с ОВЗ, с использованием ИКТ.
o Индивидуальные опросы по выявлению трудностей в выполнении заданий для детей.
Предполагается развитие у детей интереса к познаниям, выполнению домашнего задания с участием родителей.
Совместная деятельность родителей и педагогов в воспитательном и коррекционно-развивающем процессах (например) :
-Закрепление домашнего задания по лексической теме
«Домашние животные» : (Игры «Назови животное и его семью»,
«Назови ласково», «Выучи загадку нарисуй отгадку»)
-Речевой материал на автоматизацию поставленных звуков «Тише мыши», «Кошка на окошке…», «Два щенка…», ;
-Участие в конкурсе книжки-малышки своими руками («Домашние питомцы», в фотовыставке детского сада («Мой домашний любимец»,
-Просмотр видеофрагмента образовательной деятельности («Бабушкино подворье»).
-Размещение игр на мини-сайте учителя-логопеда на закрепление домашнего задания по лексическим темам, например:
«Домашние животные» («Назови животное и его семью»,
«Назови ласково», «Выучи загадку нарисуй отгадку»)
-Размещение речевого материала на автоматизацию поставленных звуков на мини-сайте учителя-логопеда («Тише мыши», «Кошка на окошке…», «Два щенка…»)
-Размещение информации в группе и на сайте детского сада об организации конкурса по изготовлению книжки-малышки своими руками «Домашние питомцы», о фотовыставке детского сада «Мой домашний любимец»,
-Оформление электронного портфолио группы: детское творчество «Рисование цветным песком домашних животных (лошадь, корова, кошка)».
Дети совместно с родителями делают книжки-малышки своими руками «Домашние питомцы», составляют рассказ о своем питомце по фотографии «Мой домашний любимец»,разучивают потешки, скороговорки, чистоговорки, пальчиковую гимнастику по теме.
Использование ИКТ позволяет решить несколько психолого-педагогических задач :
информационно- коммуникативные технологии ставят родителей в активную позицию;
ИКТ ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом, где сообщают результаты работы, а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием;
их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами (специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес);
применение ИКТ позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей (они получают опыт непосредственного проживания и реагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков).
Они способны повысить эффективность взаимодействия педагогов и родителей при обучении и воспитании дошкольников, дают возможность сформировать у родителей интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.
Можно использовать в работе с детьми и ТРИЗ — теорию решения изобретательных задач.
Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного — без множества пустых проб — решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.
В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления и речи.
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Подготовительный этап можно начать с игровых упражнений типа “Дорисуй”, “Дострой”, “Составь картинку из геометрических фигур”, “На что это похоже?”, “Найди сходства”, “Найди различия”.
Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”
Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон, воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: “Шорты”, “Машина”, “Роза”, “Гриб”, “Береза”, “Вода”, “Радуга” и т. д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: “Хорошо – плохо”, “Черное – белое”, “Адвокаты – Прокуроры” и др.
Игра “Черное-белое”
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. ( Пример: “Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного.. . Плохо – они быстро рвутся.. . и т. д.)
Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т. д.
Игра “Наоборот” или “перевертыши” (проводится с мячом).
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход,.)
Обучать детей классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи помогают игры – упражнения: “Что лишнее?”, “Что вначале, что потом?”, “Какую фигуру надо поставить в пустую клетку?”
Игры: “Логический поезд”.
Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны.
Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т. д.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что:
1. Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей.
2. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
3. Качество работы зависит от слаженности всех субъектов образовательного процесса «воспитанник-педагог- родитель»
4. В ДОУ должны быть созданы необходимые психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития дошкольников.
Список литературы:
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. :, 2008. – 144 с.
3. Легачева Е. Н., Кочелакова О. Д. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 666-669.]