Иванькова Татьяна
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст — это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Одной из важных проблем в отечественной психологии и педагогике является повышенная агрессивность детей дошкольного возраста. Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее эффективный и быстрый способ достижения своей поставленной цели.
Агрессивное поведение у ребенка способно значительно ограничивать и даже снизить его активность, а также сформировать у него тревожность и низкую самооценку. При наличии агрессивного поведения у ребенка значительно снижается его способность к продуктивной деятельности и к общению и взаимодействию с другими людьми. Такое поведение отрицательно влияет на развитие личности. Таким образом, агрессивное поведение носит отрицательный характер, как для общества, так и для самого ребенка.
По оценкам педагогических работников, в их профессиональной деятельности одной из самых современных и сложно разрешаемых проблем является проблема детской агрессии, которая вызывает безразличность, конфликтность, враждебность между участниками образовательного процесса. В современной психологии накоплен определенный опыт исследования агрессивного поведения детей.
При мощном эмоциональном возбуждении они постоянно стремятся как раз к другим детям, а не к старшим. Связь ребят весьма беспрепятственна и раскована. Заинтересованность, восхищение дети не умеют переносить в одиночку, они, несомненно, привлекают ровесников в собственные переживания.
Это дает возможность говорить о близкой взаимосвязи двух сфер общения: дефицит общения со старшими приводит к объединению взаимоотношений между ровесниками. Степень формирования общения ребенка с взрослыми в значительной степени устанавливает характер его контактов с детьми.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Так, например, возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.
Кроме этого быть агрессивными дети учатся в окружающем их мире. Дети черпают знания о моделях поведения, т. е., информацию о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации, в том числе, что нужно быть агрессивными, из трех источников.
Первый источник - это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать ее закрепление.
Второй источник - агрессии дети обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. Наблюдения показывают, что дети, регулярно посещавшие детский сад несколько агрессивнее тех детей, которые посещали детский сад не регулярно, либо вовсе в него не ходили.
Несмотря на то, что выделяются три основные причины возникновения агрессии у детей, для большинства детей все-таки главным источником живых примеров агрессивного поведения является семья. Дети внимательно наблюдают за взаимоотношениями родителей, перенимают их агрессивное поведение, и в процессе общения с братьями, сестрами или сверстниками старательно его воспроизводят.
Выделяются несколько основных психических травм, а также их результатов, которые в последующем могут спровоцировать агрессивное поведение со стороны дошкольника. Воздействие расторжение брака на ребенка колоссально и нередко приводит к необратимым результатам. Решение родителей развестись нередко основывается длительное количество времени, что создает неуверенность дошкольника и стремительно ограничивает процесс непрерывности его формирования, что может послужить причиной к нарушению значительной степени эмоционального и общественного функционирования дошкольника, к удручающим изменениям во взаимоотношениях родителей и ребенка. Одновременно с тем, подобные перемены в жизни семьи могут оказать воздействие на формирование ребенка, развитие самостоятельности и самодостаточности, достижение зрелости.
Дети по-разному принимают расторжение брака родителей. Дети дошкольного возраста реагируют на произошедшее беспокойством и горем, которые в значительной степени нарушают их поведение.
Собственную сильную злость дети отображают различными методами. Порой вспышки агрессивного поведения проявляются в предварительно продуманной бурной форме, рассчитанной на тот факт, чтобы досадить матери, когда она знакомится с другими мужчинами. Спровоцировать агрессивное поведение может смерть родителей.
Детская практика переживания горя фактически в точности повторяет чувство горя, переживаемое старшими людьми. Однако действия детей проявляются по-другому и нередко отличаются от тех, каковых ждут от них взрослые. Позиция, что дети переживают сильнее, чем взрослые, ложная. Данному заблуждению содействует ошибочное понимание взрослых о детях, будто бы никак не владеющих опытом горести и эмоциональной боли. Такая позиция, на первый взгляд, не оправдана. На самом деле, дети нередко перемешивают переживание чувств с мыслями. Они ощущают существенные трудности в их формулировке.
Дети дошкольного возраста, понимают и истолковывают мир, принимая во внимание точки зрения окружающих, в том числе взрослых. Дошкольник не в состоянии осознать значимости слов «смерть» и «никогда». Он не осознает данных абстрактных слов, кроме того, ему тяжело осознать объяснения причин смерти. Ребенок понимает и принимает только лишь определенные действия и события.
Зачастую агрессивным поведением отличаются дети из семьи, где родители злоупотребляют алкоголем. Формирование детей в семьях проходит с нелегкими психическими отклонениями. У подобных детей незначительный интеллектуальный уровень – типичная проблема.
У данных дошкольников зачастую раскрывается ощущение собственной ненужности, безысходности. Долгое истощение нервной системы приводит к полному нервному утомлению. Вследствие этого, в детском саду их выделяет ощутимая пассивность, равнодушие к окружающему. Зачастую несогласие вопреки безысходному положению выражается в желании к лидерству в команде. Тем не менее, из-за невысокой степени умственного формирования они самоутверждаются из числа ровесников и стараются завлечь интерес взрослых, совершая сомнительные действия. Очень часто, дети, подвергшиеся физическому насилию, сами отличаются агрессивным поведением.
Более чем в половине всех случаев нанесения детям телесных повреждений, они подвергались физическому насилию со стороны своих родителей, причем отцы и матери замешаны в этом примерно одинаково. Среди других лиц, уличенных в жестоком обращении с детьми, число мужчин превышает число женщин в четыре раза. Физическому насилию чаще подвергаются мальчики. Маленькие дети получают более тяжелые физические повреждения, чем дети старшего возраста. Около половины всех случаев, повлекших серьезные телесные повреждения или смерть, приходится на детей в возрасте до трех лет.
Выделяются три основные причины возникновения агрессии у детей: семья, сверстники и средства массовой информации (СМИ). Но у большинства детей главной причиной агрессивного поведения является семья (развод или смерть родителей).
Занятия изобразительным творчеством может помочь ребёнку осознать и понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, быть самим собой. Самое главное заключается в том, что с помощью творчества ребёнок может избавиться от негативных переживаний. При этом изобразительное творчество является проекцией личностных особенностей ребенка, а также отражает как реальную действительность, так и моделировать желаемую.
Проективное рисование позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, а также эмоциональные проблемы. Может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе.
Темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность выразить графически или рисунком свои чувства и мысли. Метод так же позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам.
Продукт изобразительного творчества предупреждает разрушительные агрессивные тенденции автора их развитие, и непосредственное проявление в поступках. С помощью форм, цвета ребенок выплескивает на бумаге все то, что он не может донести до окружающих словами, суть своих проблем, которые следует проанализировать.
Куклотерапия используется для преодоления конфликтных ситуаций, для улучшения адаптации детей, а также при работе с детьми, которые имеют какую-либо эмоциональную травму.
Дошкольник, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время являются куклы. Методика основана на постановке пьес, позволяющих деликатно корректировать детские проблемы. Исполняя различные роли, придуманные арт-терапевтами, дети приобретают позитивный опыт поведения и общения со сверстниками, с другими людьми.
Терапевтическая часть метода куклотерапии может быть направлена на поиск внутренних ресурсов, на повышение самооценки и самоценности, работу с женскими запросами, либо на формирование личного образа себя в будущем. Эта лишь маленькая часть тех запросов, с которыми работает метод куклотерапии и арт-терапии в частности. Процесс создания куклы всегда направлен на душевное исцеление, исцеление своего внутреннего и внешнего пространства, выстраивание собственного желаемого будущего.
Куклотерапия может осуществляться следующим образом: происходит постановка спектакля совместно с ребёнком с использованием, например, его любимой игрушки. Сюжет спектакля является травмирующей ситуацией для ребёнка. С помощью игрушки эта ситуация проигрывается, и ребёнок видит пути преодоления трудностей. По ходу проигрывания сюжета эмоциональное напряжение ребёнка увеличивается, а затем, достигнув максимума, сменяется эмоциональными или поведенческими реакциями и происходит снятие нервного напряжения.
Музыкотерапия это метод работы с детьми дошкольного возраста используется музыка в любом виде. Она используется в качестве средства коррекции. Классическая, джазовая, народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику. Все виды роковой музыки действуют угнетающе. Резко уменьшают объём памяти, внимания. В головном мозге образуются вспышки, аналогичные приступам эпилепсии. Тихие и спокойные звуки – стабилизируют психику. Громкие звуки – дестабилизируют психику. На сегодняшний день разработаны целые пакеты программ, в которых подобраны определённые музыкальные произведения для дошкольников.
Музыкотерапия может предусматривать использование музыки как основного способа воздействия на личность, а также как дополнение к другим профилактическим или коррекционным приёмам для повышения эффективности работы. Музыкотерапия активно используется в профилактике и коррекции агрессивного поведения, эмоциональных отклонений, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, страхов, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и т. д.
Музыкальная терапия позволяет реализовать следующие цели:
- позволяет преодолеть психологическую защиту ребёнка – успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать;
- помогает установить контакт между психологом и ребёнком;
- помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребёнка;
- повышает самооценку;
- способствует отреагированию чувств;
- развивает эмпатические способности;
- музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам.
Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая приверженность к музыкальному искусству и, формируя нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.
Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для общения часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, снимает агрессивное поведение, страхи, напряжённость.
Танцевальная терапия это метод, в котором используются танцевальные движения как средство воздействия на личность. Танцевальная терапия может использоваться для профилактики агрессивного поведения, тревожности, напряжённости, неврозов и других эмоциональных расстройств у детей. Цель танцевальной терапии – развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта.
Танцевальная терапия будет полезна для детей, которые боятся общаться и взаимодействовать со сверстниками, то есть, этот метод будет полезен для развития коммуникативных навыков у детей.
Танцевальная терапия необходима для развития эмоциональной, физической, когнитивной или социальной жизни дошкольника.
Прежде всего, этот метод направлен на тех людей, которые переживают серьезные эмоциональные стрессы, тяжелые заболевания или периоды снижения способностей, а также метод направлен на развитие коммуникативных навыков. Существуют как групповая танцевально-двигательная терапия, так и индивидуальная. Это позволяет помочь человеку сформировать навыки общения, и увидеть собственный позитивный образ, и наконец-то обрести эмоциональное успокоение.
Танцевальная терапия приводит к свободе выразительности движений, укрепляет силы, как на психическом, так и на физическом уровне, заряжает бодростью и энергией. Главная установка формулируется следующим образом: движения отражают черты личности. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер движений.
Современный ребенок живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Личность ребёнка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Дети получают сведения об агрессии из семьи, из общения со сверстниками, а также из средств массовой информации.
Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение агрессивного поведения, грубости, неприязни к сверстникам и взрослым. Педагоги совместно с родителями могут содействовать снижению агрессии в дошкольном возрасте.
Ниже представим опыт педагогов-практиков по вопросу ослабления агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Мы познакомились с опытом работы воспитателя первой категории МБДОУ детский сад № 120 «Сказочный», г. Тольятти Валерии Сергеевны Пономаревой, который работал определенное время над снижением агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. По мнению воспитателя, проявление агрессивных черт у дошкольника смягчаются, в театрализованной деятельности. Он учится осознавать и пытается произвольно управлять своими эмоциями и чувствами. Театрализованная деятельность позволяет справиться с психологическими проблемами детей, такими как застенчивость, неуверенность в себе, замкнутость, агрессивность, неадекватная самооценка, нарушения в поведении и т. д.
Валерией Сергеевной была построена работа по коррекции агрессивного поведения детей средствами театрализованной деятельности. В своей работе она использовала чтение сказок, направленные на коррекцию определенных особенностей детей, разнообразные виды театрального искусства: кукольный, теневой театр; театрализованные игры, разрабатывала сценарии, игры-путешествия, игры драматизации, театрализованные постановки, в игровой зоне организовала уголок «Мое настроение, мои чувства», костюмерная, – что безусловно способствовала развитию и подержанию интереса детей к театрализованной деятельности, а также помогала детям создавать собственные художественные образы, осваивать игровые ситуации, развивать творческие способности, а также практические советы и мастер-классы для родителей.
Для развития и поддержания интереса дошкольников к театрализованной деятельности были использованы художественные произведения, которые и являются содержанием театрализованной деятельности: «Подружился – раздружился», «Ссора» – С. Погореловский, «Где она?», «Посидим в тишине», «Что сказал вежливый», «Радость»; «Подарок», «Котенок» – Е. Благинина; «Заботливый брат», «Пропажа» – Е. Серова; «Тихая девочка» – С. Черный, «Как старик корову продавал» – С. Михалков, «Хорошее настроение» – Г. Граубин, «Муха Цокотуха» – К. И. Чуковский, «Волк и семеро козлят» - Братья Гримм и т. д.
Следует отметить, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно то, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
На наш взгляд, данный опыт педагога содержит в себе определённую ценность, и мы в своей педагогической деятельности планируем использовать элементы данного опыта.
Далее мы изучили и проанализировали опыт работы педагога – психолога Галины Алексеевны Галкиной МАДОУ «Детский сад №312» г. Пермь. Г. А. Галкина в своём опыте представляет методы и приёмы профилактической работы по снижению агрессивного поведения дошкольников в ДОО с помощью песочной терапии. Она считает, что данный метод дает возможность детям выразить свои осознаваемые и неосознаваемые переживания.
В интерактивной песочнице с влажным или сухим песком ребенок раскладывает небольшие фигурки и создает образы. Через тактильный контакт с песком он переводит в физическую форму самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия является эффективным практическим методом, способствующим снижению агрессивных характеристик у дошкольника. В интерактивной песочнице всплывает внутренний мир ребенка, который можно рассмотреть, ощутить, изменит. Отражение бессознательного материала ведет к объединению и перемещению опыта в реальную действительность.
Воспитатель определил этапы создания образа в песочнице с агрессивными детьми:
1. Стадия хаоса. В изображениях характерны хаотические картины и элементы. На этой стадии отражаются и объективизируются эмоциональное смятение и хаос, доминирующие в жизни ребенка.
2. Стадия борьбы. Характеризуется появлением в изображениях чудовищ, сражений, борьбы и уничтожения героев. Постепенно сражения приобретают более организованный характер, появляются первые признаки уравновешенности и герой, который побеждает «силы мрака и зла».
3. Исход. На этой стадии жизнь возвращается в нормальное русло, восстанавливаются прядок и равновесие.
Изучив, опыт работы с использованием интерактивной песочницы с детьми дошкольного возраста послаблению агрессивного поведения, следует отметить эффективность данного метода, благодаря которому дети могут в безопасной форме проявить свою агрессию, выразить гнев и проработать негативные эмоции.
На наш взгляд, использование интерактивной песочницы является дорогостоящим оборудованием и альтернативой может являться использование песочницы, которая расположена на территории ДОО (содержание которой соответствует всем требованиям СанПина).
Продолжая исследование, мы изучили опыт педагога - психолога Дмитриевой Лины Владимировны, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 303» г. Нижний Новгород, которая разработала программу «Профилактика и преодоление агрессивного поведения старших дошкольников». Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Программа состоит из 24 занятий, разбитых на шесть блоков и 7 самостоятельный блок – игровой комплекс для агрессивных детей. Рекомендуемая продолжительность занятий – 30 минут один раз в неделю в течение 6 месяцев.
Л. С. Дмитриева реализовала программу в трех направлениях:
1. Работа ДОО с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Работа педагогов с семьёй.
3. Самообразование педагогов ДОО.
В содержании первого направления она включила несколько условных блоков:
Снижение враждебности, агрессивности в поведении, во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения.
Психолог считает, что содержание может варьироваться и дополняться новыми упражнениями, заданиями в зависимости от поставленных целей и задач, а также от особенностей детского организма.
Во втором направлении рассматриваемой программы автор познакомил родителей с явлением «агрессивности», «детская агрессия», «агрессивное поведение», а также с основными методами работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения детей.
В третьем направлении – автор проводит консультации и методические объединения для усвоения базовых положений при работе с детьми с агрессивным поведением.
В ходе профилактики агрессивного поведения Л. С. Дмитриева отмечает следующие результаты:
-сниженный уровень агрессии в поведении детей;
-знание и применение детьми педагогически приемлемых способов выражения агрессии;
-владение детьми основами саморегуляции эмоций, поведения, деятельности;
-владение детьми навыками конструктивного общения;
-наличие у детей развитых личностных качеств: доброжелательности, сочувствия, дружелюбия.
Мы предполагаем, что наиболее эффективными в нашей педагогической деятельности будут: песочная терапия, театрализованная деятельность и комплекс игр, разработка рекомендаций родителям и воспитателю по общению с агрессивными детьми по ослаблению агрессивности дошкольников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Агрессивные дошкольники – это тот возраст, когда агрессивность можно ослабить. Непонимание и незнание причин агрессивности приводит к тому, что педагоги упускают шанс снизить агрессию, и в дальнейшем у ребёнка будут возникать проблемы в социализации.
Цель нашего исследования заключается в изучении педагогических условий по ослаблению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
При решении первой задачи мы изучили методическую и психолого – педагогическую литературу, проанализировали понятие «агрессия» с точки зрения разных специалистов. Оптимальным вариантом, на наш взгляд, является мнение об агрессии, представленное нашим соотечественником Робертом Семеновичем Немовым: агрессия – это враждебное поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. Данное определение, на наш взгляд, носит многогранный характер и лаконично раскрывает термин «агрессия».
Предложенная классификация имеет практическую значимость, поскольку позволяет более четко увидеть в каждой конкретной ситуации преимущественный вид агрессивного поведения ребёнка и найти наиболее приемлемые способы устранения агрессивных тенденций.
Также мы изучили причины агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Рассматривая различные теории формирования агрессивности, мы установили, что семья играет огромную роль в развитии агрессии дошкольника. Это та среда, в которой изначально происходит наиболее активное социальное взаимодействие, постепенно ослабляющееся к периоду взросления.
Следует отметить, что агрессия проявляется с самого начала жизни, и все зависит от того, в каком социальном окружении находится ребенок, какое участие принимают взрослые.
Также нами были изучены методы и формы для успешной профилактической работы по ослаблению агрессивного поведения дошкольников: игровая терапия, проективное рисование, куклотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия.
Особой ценностью нашего исследования является практическая часть. Она содержит в себе разнообразие форм деятельности, позволяющих снизить агрессивность у детей дошкольного возраста. Мы предполагаем, что наиболее эффективными в нашей педагогической деятельности будут: песочная терапия, театрализованная деятельность и комплекс игр, разработка рекомендаций родителям и воспитателю по общению с агрессивными детьми по ослаблению агрессивности дошкольников.