Ирина Просёлкова
Методика обследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выявление понимания и употребления существительных.
Задание 1. Установить, понимание и употребление бытовой лексики ребенком.
Кукла - это игрушка. Какие игрушки ты: еще знаешь?
Кошка - это животное. Каких животных, ты еще знаешь?
Тарелка - это посуда. Какую посуду? ты еще знаешь?
Лук - это овощ. Назови, какие овощи ты еще знаешь?
Задание 2. Установить, понимание и употребление ребенком обобщающих понятий.
Береза, ель, сосна, дуб. Что это? Haзови одним словом. (Деревья.)
Стол, стул, шкаф, диван. Что это? Назови одним словом. (Мебель.)
Рубашка, костюм, платье. Что это? Назови одним словом. (Одежда)
Публикация «Методика обследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Туфли, сапоги, тапочки. Что это? Назови одним словом. (Обувь.)
Задание 3. Установить знание слов, обозначающих орудия труда, материалы, используемые человеком в процессе трудовой деятельности.
Предложить ребенку перечислить как можно больше предметов, необходимых специалистам разных профессий, например, строителю, портному, дворнику, повару.
Задание 4. Установить знание и употребление слов, указывающих, части, детали предметов. Если ребенок затрудняется ответить, исполь-зуется наглядность.
У машины есть мотор. А что еще есть у машины?
У пальто есть воротник. А что еще есть у пальто?
У дома есть крыша. А что еще есть у дома?
Задание 5. Установить, владеет ли ребенок подбором антонимов.
Проводится игра «Наоборот», ребенку предлагается подобрать слова с противоположным значением: вход—выход, день—ночь, зима —лето, друг – враг, жара – холод, тишина – шум, смех – плач, начало – конец, вход - выход.
Выявление понимания и употребления прилагательных.
Задание 6. Установить знание и употребление слов, обозначающих цвет, качества, свойства предметов, величину и пр.
Ребенку предлагается подобрать, как можно больше определений к заданным существительным.
Каким может быть стол?- письменным, круглым, кухонным, деревянным, стеклянным, квадратным и пр.
Каким может быть дом?- большим, кирпичным, двухэтажным, и пр.
Каким может быть небо? - голубым, чистым, облачным, и пр.
Задание 7. Установить знание и употребление слов, указывающих материал, из которого сделан предмет.
Ребенку предлагается ответить на такие вопросы:
Шкаф сделан из дерева. Как можно иначе назвать этот шкаф? - Деревянный. Дом из кирпича. Какой это дом? Назови иначе. - Кирпичный.
Ручка из пластмассы. Какая это ручка? - Пластмассовая.
Ваза сделана из стекла. Какая это ваза? - Стеклянная. Чашка из фарфора. Какая это чашка? - Фарфоровая.
Ключ из металла. Какой это ключ? — Металлический.
Задание 8. Установить, знание и употребление слов, обозначающих основные цвета и их оттенки.
Перед ребенком находятся картинки с основными цветами и их оттенками, которые он должен назвать и показать.
Задание 9. Установить владеет ли ребенок подбором слов (прилагательных) с противоположным значением.
Поводится игра «Наоборот;» : сильный - слабый, смелый - трусливый, грязный - чистый, веселый - грустный, светлый - темный, широкий – узкий, здоровый – больной, мягкий – твердый, толстый – тонкий. и пр.
Задание 10. Владеет ли ребенок эмоционально-оценочной лексикой.
Подобрать слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, лживый, равнодушный, трусливый, мужественный, правдивый, трудолюбивый, грустный, ласковый, вежливый, радостный); качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный) : слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, белоручка, голосок).
Выявление понимания и употребления глаголов.
Задание 11. Установить употребление ребенком слов, обозначающих действия, совершаемые человеком и животными, или действия, которые можно совершить предметом.
Проводится словесное упражнение «Кто что делает?». Предлагается ребенку подобрать как можно больше слов к заданным вопросам: Что делает врач? — лечит, выписывает лекарства, слушает и пр. Что делает повар? Что может делать котенок? Что может делать щенок? Что можно делать ножом (ножницами и прочими предметами?
Задание 12. Установить владеет ли ребенок подбором слов (глаголов) с противоположным значением. Ребенку предлагается подобрать слова с противоположным значением: бежит - стоит, смеется - плачет, говорить - молчать, здороваться – прощаться, строить – разрушать, радоваться – печалиться, засыпать – просыпаться, кричать – шептать, начинать – заканчивать, хвалить - ругать и т. д.
Выявление понимания и употребления наречий.
Задание 13. Установить знание ребенком слов (наречий, обозначающих признак действия.
Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
Как может бежать мальчик? — Быстро, медленно, вприпрыжку и пр.
Как может говорить мальчик? - Хорошо, быстро, выразительно, плохо и пр.
Задание 14. Установить понимание и употребление слов, обознача-ющих временные отношения.
Ребенку предлагается ответить на вопросы:
Когда он приходит в датский сад? (Утром.)
Когда он уходит из детского сада? (Вечером.)
Когда они выходят гулять? (Днем.)
Когда люди спят? (Ночью.) Проверяется знание и правильность употребления слов «вчера», «сегодня», «завтра».
Задание 15. Установить владеет ли ребенок подбором слов (наречий) с противоположным значением.
Проводится игра «Наоборот», предлагается ребенку подобрать слова с противоположным значением: быстро – медленно, хорошо – плохо, светло – темно, чисто – грязно, далеко – близко, громко – тихо,