Елена Прыткова
«Путешествие по стране органов чувств». НОД для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Путешествие по стране органов чувств".
Занятие для детей старшего дошкольного возраста
Цель
Расширить знания детей об органах чувств, их значении для человека,
Задачи
Образовательные:
Актуализировать, систематизировать знания детей об органах чувств,
Расширять кругозор, совершенствовать познавательные процессы и сенсорные эталоны восприятия и ощущения,
Публикация «„Путешествие по стране органов чувств“, НОД для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Развивающие:
Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности.
Развивать речевую активность, уверенность в себе и в своих возможностях,, отстаивать свое мнение, проявлять инициативу в действиях,
Формировать умение анализировать и рассуждать,
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью через интерес к изучаемой теме
Методы и приёмы
• Наглядные (демонстрация слайдов).
• Словесные (беседа, художественное слово, вопросно-ответный).
• Игровые (дидактические игры, сюрпризный момент).
• Практические (опыты, исследование).
Оборудование и материалы
Ноутбук, проектор, фонограмма движущегося поезда, наклейки с изображением вагонов на каждого ребенка и на стульчики, игрушки - мяч, машина, муляжи яблока и банана, 4 баночки с наполнителями: горох, бумага, монеты, песок, наборы карандашей, карточки с изображением наполнителей баночек, 6 баночек с ватой, пропитанной запахами ели, апельсина, клубники, кофе, лука и чеснока, стаканы с водой – без вкуса, соленой и сладкой, трубочки на каждого ребенка, мешочек с геометрическими фигурами
Ход занятия
Воспитатель (далее В.) : Здравствуйте, ребята! Скажите, вы любите путешествовать? (ответы детей). Сегодня я вам предлагаю совершить необычное путешествие, и наш путь будет лежать в страну Органов Чувств. А отправимся мы в это путешествие на веселом паровозике (слайд №1). В котором каждый из вас будет сидеть в своем вагончике, а подскажут вам ваши места вот такие билетики. (К одежде детей прикрепляются наклейки с изображением вагончиков. Каждый ребенок ищет соответствующую маркировку на стульчиках-вагонах поезда.)
Рассаживаемся по местам в нашем весёлом паровозике и отправляемся в путь! (звук движущегося поезда)
А вот и первая остановка (Слайд №2). Сойти на этой станции можно, если мы отгадаем загадку:
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам: (Ответы детей, слайд №3)
В. : Правильно, ребята! Это - глаза. А первая наша остановка на станции «Глазария». Глаза - это наш орган зрения.
О чём же мы узнаём с вами с помощью глаз? (Ответы детей, слайд №4)
В. : Правильно, благодаря глазам мы видим, что происходит вокруг нас, мы различаем цвета, форму, величину предметов, их расположение.
Посмотрите, у меня в корзине лежат предметы (мяч, машина, муляжи яблока и банана). Что это за предметы? Какие они по цвету, форме и величине? (Ответы детей).
А теперь закройте глаза и попробуйте определить, какой предмет я взяла из корзины (ответы детей). Почему вам трудно сказать? (дети отвечают).
- Значит для чего нужны нам глаза? (Чтобы видеть)
Правильно. С помощью глаз мы видим всё, что находится вокруг, легко узнаем, если видим, и не можем узнать, если наши глаза закрыты. С помощью глаз мы можем узнать, что находится вокруг нас, какого цвета предмет, какой он формы и размера.
А теперь давайте поиграем в веселые паровозики. Подойдите ко мне.
Проводится игровое упражнение «Образуй пары»
В. : Пока звучит музыка, вам нужно составить маленькие паровозики, каждый паровозик должен состоять их двух вагончиков. А найти себе пару вам помогут цвета ваших билетиков. Раз – два – три, паровозики найди! (дети оставляют пары по цвету билетов). А теперь составьте, пожалуйста, паровозики по формам ваших билетиков. Раз – два – три, паровозики найди! (дети оставляют пары по форме наклеек).
Вот и закончилась наша игра. И нам пора продолжить наше путешествие по стране Органов Чувств.
В. : Занимайте в паровозике свои места и едем дальше. (звук движущегося поезда). А вот следующая остановка, и опять загадка (слайд №5) :
Оля слушает в лесу,
Как кричит кукушка,
А для этого нужны -
Нашей Оле … (Ответы детей, слайд №6)
В. : Правильно, уши! Мы с вами прибыли на станцию «Ушария».
Ухо - это орган слуха, второй по важности орган чувств у человека.
Что мы слышим ушами? (Ответы детей, слайд №7)
Комментарий к слайду, если дети затрудняются с ответом: мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку, звуки транспорта и т. д.
Давайте поиграем.
Дидактическая игра "Что внутри?"
В. : Подойдите пожалуйста к столу. Посмотрите, на столе стоит 4 баночки разных цветов /синего, красного, зелёного, жёлтого/. В них лежат монеты, горох, песок и бумага. Они нарисованы на ваших листочках. Но я не знаю, в какую баночку что положили. Давайте попробуем определить, что лежит внутри каждой баночки. И заполним таблички. Напротив картинки закрасьте кружок таким цветом, какого цвета баночка, в которой этот наполнитель лежит. Например: вы считаете, что монетки лежат в красной баночке, значит, напротив монеток раскрасьте кружок красным цветом. Посмотрим, кто из вас угадает большее число наполнителей баночек.
А теперь давайте проверим как справились с заданием ваши ушки. (воспитатель поочередно открывает баночки, и вместе с детьми смотрит, какие наполнители в них находятся).
Какие вы молодцы…. Как хорошо справились с таким сложным заданием!
А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай чей голосок».
Вы будете по одному подходить ко мне, вставать спиной к другим ребятам. Один из ваших друзей позовет вас по имени. А вы попробуете угадать, кто вас позвал.
- Как вы узнали, кто вас зовет? С помощью чего вы это узнали? Назовите.
- Мы с вами уже долго путешествуем. Давайте немножко отдохнем, а потом отправимся дальше.
Физкультминутка
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево, вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Ну вот и снова наш поезд отправляется в путь. От какой станции мы отправляемся в путешествие?
Звук паровоза.
И привез нас весёлый паровозик на следующую станцию. Давайте отгадаем, как она называется? (Слайд № 9)
Вот гора, а у горы —
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
(Ответы детей, слайд №10)
В. : прибыли мы на станцию «Носария».
Нос - это орган обоняния, страж воздушных ворот нашего организма.
Вот еще одна игра,
Вам понравится она.
Проводится игра «Узнай по запаху»
У меня есть коробочки. В них спрятались запахи. Хотите узнать какие? (ответы детей). Тогда самое время поработать вашим носикам. Ведь мы находимся на станции «Носария». Давайте подойдем к столу. Возьмите каждый по коробочке и попробуйте определить, какой запах спрятался внутри. (дети определяют запах).
- Что вы определили? Какие это запахи? Что вам помогло их определить?
- Зачем человеку нос? (ответы детей) (Слайд №10).
- Нос помогает нам определить все запахи, ощущаемые вокруг нас и не спутать их ни с какими другими.
В. : Мы покидаем станцию, которая называется….( "Носария") и едем на нашем веселом паровозике на следующую станцию. (Звук поезда)
Слайд №11.
Загадка:
Не любитель он молчать.
Даже может заскучать,
Если держат за зубами.
Кто же он? Скажите сами.
Что это? (Ответы детей, слайд №12)
Правильно. Это язык. Поэтому станция, на которую мы приехали называется «Языкария». Язык - орган вкуса у человека.
Зачем человеку язык? (Ответы детей)
Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Что это за вкусы вы мне назовёте сами, после того как мы поиграем с вами в игру.
Дидактическая игра "Определи на вкус"
На подносах стоят одинаковые стаканы с водой (простой, сладкой и соленой) одинакового цвета.
- Скажите, что находится в стаканах? А как определить вкус воды? (нужно воду попробовать)
- Давайте попробуем воду на вкус. (дети берут поочередно с каждого подноса по одному стаканчику с водой, пробуют ее на вкус). Какая на вкус вода? Что вам помогло определить ее вкус?
Слайд №13.
А какие на вкус шоколад, мед, молоко, клюква, печенье?
- Вкус этих и других продуктов нам знаком благодаря языку.
В. : Молодцы! И с этим заданием вы хорошо справились.
А нам опять пора в путь. (звук поезда) на какой станции мы с вами сейчас находились?
Звук паровоза.
Вот и последняя остановка.
Слайд №14. Отгадайте загадку, чтобы узнать название этой станции:
Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши. (Ответы детей, слайд №15)
В. : Правильно, руки! И станция называется «Рукария».
Для чего нам нужны руки? Что мы ими делаем? (Ответы детей, слайд№16)
Дидактическая игра "Определи на ощупь".
У меня есть чудесный мешочек, а в нем находятся разные предметы. Вам нужно определить, что за предмет находится внутри мешочка, ощупав его. (в мешочке геометрические объемные фигуры)
Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться. Давайте сядем в наш волшебный паровозик и вернемся в группу.
Слайд № 17
Вам понравилось наше путешествие? Скажите, в какой стране мы побывали? (ответы детей).
Я предлагаю вам вспомнить обо всех органах чувств, которые есть у человека. Назовите их.
А чтобы узнать, как вы запомнили, какой орган чувств для чего нужен, предлагаю поиграть в игру.
Игра “Какой орган чувств нам об этом расскажет?”
ГЛАЗА – белый, светло, яркий, блестящий.
НОС – ароматный, запах.
ЯЗЫК – вкусный, кислый, соленый.
УШИ – громко, звенит, стучит.
В. : А чтобы вы не забыли о нашем путешествии в страну Органов Чувств, я дарю вам вот такую игру. И сейчас вы можете пройти и поиграть в нее со своими друзьями.
Спасибо вам за интересное и веселое путешествие. До свидания, ребята!