Марина Агошкова
Коммуникативная игра с элементами психогимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Департамент образования г. Москвы
ГБОУ школа №1739 Дошкольное отделение корпус 1510
КОНСПЕКТ
Коммуникативной игры с элементами психогимнастики
для детей младшего дошкольного возраста
Проводится в рамках недели педагогического мастерства.
Тема: «Заюшкины забавы».
Подготовила и провела:
Педагог- психолог Агошкова М. Д.
Москва, Зеленоград.
2015
Публикация «Коммуникативная игра с элементами психогимнастики» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Цель:
Профилактика у дошкольников психоэмоционального напряжения.
Задачи:
Развивающие:
-развивать у детей способность к самовыражению через выразительные движения и речь;
-создавать предпосылки для развития произвольного поведения и самоконтроля;
-развивать пространственное восприятие в игровой ситуации;
Образовательные:
-продолжать учить детей принимать на себя игровые роли и ролевое поведение с сопровождающей ролевой речью;
-знакомить детей с элементарными приемами релаксации и саморегуляции.
-закреплять элементарные навыки сенсорной культуры при соотнесении цвета.
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к сотрудничеству детей и взрослых.
Словарная работа: обогащение словаря (зайчишки, ладошечки, крошечки, рукавички, шалунишки, домишко, карусель, светлячок, паучок, щечки, лапки, бровки, колыбельная, пушистые, обрадоваться, пробираться, барабанить, теряются, умываются, похлопывают, сияет, жмурятся.)
Оборудование:
Обруч, магнитофон, вырезанные контуры рукавичек разного цвета на каждого ребенка, колокольчик.
Предварительная работа:
Разучивание подвижных игр малой активности «Карусель», «Топаем, хлопаем».Чтение сказок и стихов о зайчиках. Рассматривание картинок с изображением зайчиков.
Методы и приемы:
Игровая коммуникация, драматизация, стихотворное сопровождение, показ, элементы психогимнастики, мимические и дыхательные упражнения, сюрпризный момент.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Цель: Создание веселого настроения, доверительных отношений психолога с детьми, настрой на групповую работу.
Приветствие «Ладошечка» : Психолог обращается к детям
-Здравствуйте дети! Давайте поприветствуем друг друга. Положите свои ладошки мне на ладошку. «Дай ладошечку, моя крошечка, я поглажу тебя по ладошечке. Я рада видеть…»(показывает по очереди на каждого ребенка, и называет его имя)
- Я вас приглашаю на волшебную карусель.
Для этого каждый ребенок берется одной рукой за край обруча. Проводится игра «Карусель», выполняющая роль разминки.
Разминка. Игра «КАРУСЕЛЬ» (помогает снять барьеры в общении)
Дети двигаются по часовой стрелке со словами: «Еле-еле, еле-еле закружились карусели, а потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом. (постепенно ускоряя темп движения в соответствие со словами)
Тише, тише, не спешите, карусель остановите. Раз, два, раз, два начинается игра (Дети замедляют темп и останавливаются).
2. Основная часть. Игровое взаимодействие. Цель: Стимулирование детей к ролевому поведению и ролевой речи по игровому сюжету.
Закрепление навыков игрового сотрудничества. Знакомство детей с приемами саморегуляции и релаксации.
Драматизация «Зайчишки-шалунишки»(создание игровой ситуации)
Психолог кладет обруч, дети стоят вокруг него: «Ребята, мы с вами в волшебном лесу. Мы не просто дети, мы - зайчишки-шалунишки. Большие и маленькие – вот такие (изображают выразительными движениями разных зайцев) Покажите какие у вас длинные ушки. Какие мягкие лапки. Какой пушистый озорной хвостик.
Психолог : Вот мы какие зайчишки-шалунишки. Как же тут не удивится?
(имитируют эмоцию удивления)
Как же тут не обрадоваться?
(имитируют эмоцию радости, прыгают)
Психолог : Какая красивая полянка в лесу, здесь есть большие ели, зайчики под ели сели. (Вместе с педагогом поднимают руки вверх).
Там среди корней дома, (сели на корточки, возят ручками по ковру.)
Это домик паучка (пальчиками сделали колечки)
Это домик светлячка (домик из ладошек)
А вот этот домишко построил зайчишка! (сделать руками крышечку над головой, дети встают.
Психолог : Зайчики в домике не теряются, а чисто умываются.
-Лапки мыли? (имитируют, как моют лапки)
-Ушки мыли? (поглаживают ушки)
-Щечки мыли? (гладят щечки)
-Носик мыли? (гладят носик)
Хвостик мыли? (гладят хвостик)
-Все помыли, и теперь мы чистые - зайчики пушистые. (показывают ручки и ножки по очереди)
Психолог : Зайчики на прогулку собираются друг другу улыбаются. (обхватывают себя руками, похлопывают)
Игра «Топаем, хлопаем». (Помогает эмоционально зарядить детей)
Психолог : Ручками похлопали, похлопали, похлопали (все повторяют слова и движения с психологом);
Ножками потопали, потопали, потопали.
Потом мы покружились, друг другу поклонились.
(Игра проводится 2-3 раза)
Психолог : Давайте ручками похлопаем еще, чтобы они не замерзли. Когда будет звучать колокольчик, вы будете хлопать в ладошки, а если колокольчик не будет звучать - вы ручки спрячете за спинку. (Игра с колокольчиком помогает формированию элементарных навыков самоконтроля)
Упражнение «Рукавички» (закрепляет навыки цветового и пространственного восприятия)
Мама-зайчиха (педагог-психолог) просит всех разобрать рукавички, чтобы не замерзнуть.
(контуры рукавичек по одному раздают детям, остальные раскладывают перед детьми в центре обруча, дети под звучание колокольчика бегут по кругу, колокольчик не звучит - дети должны остановиться и найти пару к рукавичке по цвету).
Затем все вместе проверяют, правильно ли они нашли вторую пару к рукавичке.
Психолог : садитесь зайчики вокруг, сейчас поиграем с нашими рукавичками. Поднимите рукавички вверх, опустите вниз, вытяните вперед, спрячьте назад. (Сначала психолог показывает движения с рукавичками, потом дети выполняют ориентировку с рукавичками по словесной инструкции психолога самостоятельно.) После игры рукавички остаются в кругу обруча.
Психолог : Вышли зайчики гулять и немного поиграть.
А погода прохладная и солнечная, зайчики жмурятся на солнышке, улыбаются, играют с солнечными зайчиками.
Психогимнастика «Солнечный зайчик»(развивает элементарные навыки саморелаксации)
(Дети имитируют, как солнечный зайчик садится к ним на носик, на ротик, на бровки, на ушки. Они пытаются смахнуть его.)
Психолог : Давайте подуем на них, а они озорные в носики к нам забрались и стали щекотать их, а стали зайчики чихать (большие зайцы - громко, маленькие совсем тихо).
Игровое взаимодействие-драматизация. (стимулирование принятия роли и ролевого поведения)
Психолог : Зайчики расшалились и не заметили, как заблудились в лесу.
А в лесу их поджидает хитрая лиса.
Зайчики стали тихонько пробираться по тропинке друг за другом (присели, затаились, ушли от лисы.
Самый умный зайчик предложил покричать, чтобы мама зайчиха их услышала,сначала негромко «Ау», потом погромче и громко. (2-3 раза)
Услышала их мама и нашла зайчиков, привела их в домишко. Зайчишки-шалунишки обрадовались и стали лапками барабанить от радости, сначала тихонько, потом посильнее, затем очень сильно. (2-3 раза).
Релаксация. (Снимает психоэмоциональное напряжение)
Психолог : Мама зайчикам принесла угощение, зайчики взяли морковку, капусту и стали их есть, вкусно. (поглаживаю животики).
Наелись зайчишки и стали засыпать. (Дети садятся на ковер. Делают ручки лодочкой, раскачиваются тихонько и подпевают маме-зайчихе колыбельную «Баю-бай, баю-бай, зайчик, зайчик, засыпай». Закрывают глаза, ручки кладут под щечку, отдыхают.)
Психолог : Спят зайчишки - шалунишки и видят сон, как гуляли они в лесу, как встретили лису, как умывались и питались, потом заблудились, как в домишке сели и песенку колыбельную запели…и вдруг музыка веселая раздается (звучит песенка «Три веселых зайчика»). Ребята, пора просыпаться и в группу возвращаться.
3. Заключение. Цель: Подведение итогов.
Ритуал прощания.
Психолог : Понравилось вам наше путешествие? Кем мы сегодня были? Что запомнили? Вы молодцы. Я рада была вас видеть (всех гладит по ладошке)
Психолог : А теперь пора домой. Вставайте все за мной.
Упражнение «Цепочка».
Дети цепочкой двигаются за психологом под музыку «Три веселых зайчика».
Игровой сеанс заканчивается.
Литература
1. Е. А. Алябьева. Психогимнастика в детском саду. М. 2003
2. Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. Я хочу,Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. С-П. 1996
3. В. К. Загвоздкин. Вальдорфский детский сад. М. ИД «Карапуз»2005
4. Статья «Под знаком ускорения»А. Штейн. Журнал «Здоровье школьника» №12,2009 стр. 23.