МААМ-картинки

Коммуникативная готовность детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к школьному обучению

Елена Смольникова
Коммуникативная готовность детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы

В период дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие ребенка. За первые 6—7 лет жизни ребенок усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развернутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У него формируется познавательная деятельность: совершенствуется произвольное внимание, развиваются различные виды памяти, постепенно он овладевает словесно-логическим мышлением.

Публикация «Коммуникативная готовность детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к школьному обучению» размещена в разделах

Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и для успешного обучения в школе.

Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольниками, направленной на всестороннее развитие — физическое, умственное, нравственное, эстетическое.

Следует отметить, что уровень готовности к обучению в школе детей, воспитывающихся в одинаковых условиях дошкольного учреждения, оказывается неодинаковым. При большой вариативности индивидуальных показателей психологической готовности дошкольников к началу систематического обучения выделяется категория детей, характеризующихся недостаточным уровнем, так называемой школьной зрелости. Среди них особенно выделяются дети с задержкой психического развития (ЗПР).

В последнее время возрос процент неуспевающих учеников, которые по ряду причин не смогли адаптироваться к условиям школьного обучения. Одной из причин школьной дезадаптации является недостаточная сформированность коммуникативной деятельности дошкольников. В связи с этим возникает необходимость создания специальных педагогических условий и приёмов формирования компонентов коммуникативной готовности к школе.

У детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеются трудности в формирования коммуникативных навыков. Несовершенство коммуникативной сферы не обеспечивает процесс общения, а значит, и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями. Большинство детей с ЗПР с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.

В психолого-педагогических исследованиях установлено, что к школьному возрасту дети с ЗПР не достигают необходимого развития общения: им не хватает знаний и умений в сфере межличностных отношений, у них не сформированы необходимые представления об индивидуальных особенностях людей, страдает произвольная регуляция эмоциональной сферы. У младших школьников с ЗПР выявлено запаздывание по сравнению с нормой формирования социальных отношений.

У детей с ЗПР снижена потребность в общении, наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения. Общение с взрослыми носит в основном практический, деловой характер, а личностное общение встречается значительно реже.

Одной из специфических черт взаимоотношений детей с задержкой психического развития – несформированность устойчивых навыков и привычек дружеского общения с другими детьми. В свободное от занятий время они обычно возбуждены, досаждают тем, кто слабее, мешают друг другу заниматься каким-либо делом, даже построиться не могут спокойно, без ссор.

Из всех характеристик и особенностей личности мы выделили основные параметры, сформированность которых нам кажется наиболее важные для дальнейшего школьного обучения :

1. Умение общаться со сверстниками и строить отношения со взрослыми;

2. Отсутствие заниженной самооценки и страха неудач.

Анализ проведенной работы с родителями и анкетирование показал, что родителей волнуют вопросы эмоционального благополучия ребенка, познавательной деятельности, психологической готовности к школе и сложности общения сверстников друг с другом.

Анализ особенностей проблемных детей и специфических дефектов их общения с взрослыми и сверстниками позволил нам выделить основные задачи психологической работы с ними:

• Во-первых, необходимо было повысить интерес проблемного ребенка к окружающим его людям;

• Во-вторых, необходимо было научить ребенка извлекать опыт из неудачного общения и выхода их конфликтных ситуаций;

• В-третьих, необходимо было обучить детей определенным приемам своего эмоционального состояния, что позволило бы им уходить из-под власти конфликта, восстанавливая тем самым свою социальную гибкость.

Эти проблемы и определяют направления работы педагога-психолога в ДОУ с детьми ЗПР с проблемами общения.

Поэтому нормализация их взаимоотношений нуждается в специальном педагогическом воздействии. Коррекционная работа по преодолению негативных особенностей коммуникативной деятельности детей с ЗПР должна способствовать повышению уровня их социального развития.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, посредством которой удовлетворяются различные потребности (в том числе и в общении). Однако игровая деятельность детей с ЗПР по мнению многих исследователей (О. С. Никольская, У. В. Ульенкова, Л. И. Плаксина) не становится ведущей деятельностью, так как отклонения в психическом и речевом развитии, несовершенство предметной деятельности, трудности общения с взрослыми препятствуют появлению необходимых предпосылок к ее естественному возникновению и развертыванию.

Если у нормально развивающихся дошкольников сюжетная игра является важным средством накопления представлений об окружающем мире, то у детей с ЗПР она такой роли не играет. Именно поэтому возникает необходимость в специальной работе по формированию игровой деятельности, в приобретении навыков общения со сверстниками и взрослыми, обогащению ребенка знаниями, правилами поведения, стимулирующей формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми.

В связи с этим нами была разработана игровая коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие навыков коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Коррекция навыков коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР построена с опорой на основные этапы игровой коррекции, рекомендованные О. А. Карабановой. А так же согласно принципам и методам коррекции психического развития ребенка, разработанным в отечественной психологии (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Г. В. Бурменская). В программе использованы игры, упражнения, этюды М. И. Чистяковой «Психогимнастика». Программа направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста как определенных личностных качеств (нравственно-волевых навыков общения, так и тех психических функций, которые создают основу для успешного обучения в школе.

Основная цель и задачи программы направленны на развитие навыков коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Цель: Устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.

В соответствии с этой целью формируются задачи программы:

1. Развитие внутренней активности детей.

2. Формирование социального доверия.

3. Формирование навыков практического овладения выразительными движениями – средства человеческого общения (мимика, жесты, пантомимика.

4. Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других.

5. Формирование адекватной самооценки детей, уверенности в себе.

6. Развитие социальных эмоций.

7. Развитие коммуникативных навыков.

Предмет коррекции: коммуникативная и эмоциональная сфера детей

старшего дошкольного возраста.

Средства коррекции: детская игра, элементы психогимнастики, направленные на повышение сплоченности группы, развитие навыков общения, способности к эмоциональной децентрации, а так же использование музыки, рисования, драматизации.

Программа рассчитана на детей 5 – 7 лет и состоит из 20 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка был произведен с помощью гармоничного сочетания подгрупповых и индивидуальных занятий. Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут, групповых 25-30, проводимых 1 раз в неделю.

Занятия по программе проводятся в начале учебного года с октября месяца, после проведенного диагностического обследования.

В сентябре месяце проводятся диагностические методики: ««Моя семья», «Секрет» экспериментальная методика Т. А. Репиной, «Два дома» где основной акцент сделан на эмоционально-личностных отношениях. Методика позволяет определить: 1) отношение каждого ребенка ко всем детям группы; 2) представление ребенка о том, нравится ли он сам каждому из детей его группы; 3) каков в действительности каждый член группы в глазах всех остальных детей (личностный статус ребенка). По результатам диагностических методик формируются группы. Повторная диагностика проводится после завершения программы в апреле месяце.

На основе полученных данных составляется план коррекционных и развивающих мероприятий с детьми, с родителями и воспитателями.

Критерием эффективности проведенной коррекционной работы с детьми служит:

1. Исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;

2. Преобладание положительных эмоций;

3. Способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вреда другим);

4. Изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок);

5. Повышение уверенности в своих силах, появлению сплоченности коллектива;

6. Развитие способности к эмоциональному сопереживанию.

Психологический результат:

1. Благоприятный психологический климат;

2. Опыт взаимодействия в коллективе;

3. Позитивные отношения между детьми.

Дети быстрее осуществляют взаимный контакт, прибегая к аргументации, отстаивая свою позицию. Предложения сверстника выслушивают, а не просто отвергают. Чувства и настроения ребенка приобретают более реалистический характер. Возникает социальная направленность действий детей, их готовность прийти на помощь сверстнику. Значительно повышается сензитивность к чувствам другого человека, эмпатия, как способность к сопереживанию и сочувствию. Дети готовы к новым способам взаимодействия и переноса модели отношений «на равных» с игрового занятия в семейную обстановку.

Положительный эффект коррекции проявляется спустя 4-6 месяцев после окончания коррекционно-развивающей программы игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста и влияет на общий результат подготовки детей к школе.

Хочу отметить, и это очень важно, что при проведении этого огромного комплекса нельзя исключать и потенциал семьи и взаимосвязь с другими педагогами. Программа предусматривает такую работу.

Примерное содержание работы с родителями:

Предварительный этап:

1. Информированность родителей об особенностях развития ребенка.

2. Прогноз на ближайшую перспективу развития ребенка.

3. Выработка конкретных рекомендаций по преодолению трудностей в развитии и принятие решения об участии ребенка в коррекционной программе.

4. Знакомство родителей с целями и задачами программы игровой психокоррекции трудностей общения детей старшего дошкольного возраста, методами ее реализации, ожидаемыми результатами.

5. Информированность о динамике особенностей поведения ребенка, которые будут сопутствовать коррекционной работе.

6. Характер и мера участия родителей в программе игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста, о продолжительности коррекционных занятий.

7. Сформировать адекватные ожидания в отношении результатов коррекционной программы.

Реконструктивный этап:

1. Индивидуальные консультации с родителями для выработки индивидуального маршрута коррекционной работы с ребенком.

2. Проведение практикума для родителей «Развитие игровых навыков взрослых в использовании коррекционных игр и упражнений».

3. Проведение совместного семинара-практикума родителей и детей «Игры, в которые играют…» с целью расширения знаний и навыков родителей в вопросах игрового общения с детьми дошкольного возраста».

4. Анкетирование родителей «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?

Закрепляющий этап:

1. Оценка результатов коррекционной программы с точки зрения достижения планируемых целей.

2. Составление психолого-педагогических рекомендаций по воспитанию и обучению детей, направленных на закрепление и упрочнение положительных результатов коррекционной работы.

3. Разработка в случае необходимости программы индивидуального курирования случая.

4. Обсуждение итогов коррекционной работы с ребенком.

Примерное содержание работы с педагогами:

Предварительный этап:

1. Рассмотрение на педсовете о необходимости проведения игровой коррекции с детьми ЗПР. Знакомство с целями и задачами коррекционной программы. Ожидаемыми результатами.

2. Согласование с педагогами времени и места проведения коррекционных занятий.

3. Информированность педагогов об особенностях развития ребенка.

4. Проведение диагностических методик по выявлению детей с ОВЗ и трудностями в общении.

5. Экспресс-обзор педагогов по результатам диагностики.

Реконстуктивный этап:

1. Информирование педагогов о плане проведения коррекционных мероприятий.

2. Формирование детей в группу, после проведенного психологического обследования. Составление с педагогами индивидуальных карт маршрута детей ЗПР.

4. Информированность о динамике особенностей поведения ребенка, которые будут сопутствовать коррекционной работе.

5. Проведение психолого-педагогического практикума «Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми».

6. Основная тематика консультаций:

- адаптация и дезадаптация к ДОУ;

- страхи, агрессивность, тревожность, застенчивость, гиперактивность, непослушание;

- психологическое неблагополучие;

- нарушения в сфере общения;

- нестабильность эмоционального состояния;

- взаимодействие педагога с детьми.

- рекомендации по планированию игровых занятий с детьми.

8. Индивидуальные консультации с педагогами, при возникновении проблем общения у детей (агрессивность, конфликтность, нарушение поведения и т. д.).

9. Уроки для педагогов по ознакомлению с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний.

Закрепляющий этап:

1. Рассмотреть на итоговом педсовете и дать оценку результатам работы по программе, с точки зрения достижения планируемых целей.

2. Составление психолого-педагогических рекомендаций педагогам по воспитанию и обучению детей общению, направленных на закрепление и упрочнение положительных результатов коррекционной работы по программе

3. Обсуждение итогов коррекционной работы по программе.

Формирование коммуникативных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, пронизывает все виды деятельности дошкольников : игровую, конструктивную, учебную и т. д. Эта задача решается на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на индивидуальных и групповых занятиях. Дальнейшее решение этой проблемы происходит в свободной деятельности детей и под руководством воспитателя вне занятий, и во многом зависит от личности педагога, его качеств, неравнодушия, добросовестности, компетентности.

Полноценное развитие детей с ЗПР возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого.

Список использованных источников

1. Абрамян Л. А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе воспитания. Таллин, 1984.

2. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста : Метод. пособие в помощь воспитателям и психологам дошкол. учреждений. М. : Творческий центр «Сфера», 2002.

3. Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников : Метод. рекомендации для воспитателей и методистов дошкол. образоват. учреждений. – 2-е изд. испр. и доп. М. : АРКТИ, 2003.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб. : СОЮЗ, 1997.

5. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. М. : АРКТИ, 2004.

6. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и метод. рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет. М. : Мозаика – Синтез, 2006.

7. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М. : Российское Педагогическое Агенство, 1997.

8. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. - Ярославль: Академия Развития, 1996.

9. Маркова Л. С. Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР : Методическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2005.

10. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. М. : Айрис – пресс, 2005.

11. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников : практ. рук. для педагогов и психологов дошк. образоват. учреждений. – Ростов н/ Д: Феникс, 2005.

12. Чистякова М. И. Психогимнастика. М. : Просвещение «Владос», 1999.

13. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – Кн. 1,2. – М. : Школьная пресса, 2004.

Публикации по теме:

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Консультация для педагогов «Коммуникативная готовность детей к школе» .

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастаПовышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативная готовность детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к школьному обучению
Опубликовано: 22 декабря 2019 в 15:23
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коммуникативная готовность детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к школьному обучению» (включая файлы) размещена пользователем Елена Смольникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД