Елена Локтева
Компоненты, показатели и методы оценки сформированности технической одаренности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современное образование базируется на дифференцированном и индивидуальном подходе, которые предполагают учет индивидуальных особенностей детей при выборе форм, методов и содержания образования. В 2010г. президентом Российской Федерации была утверждена национальная образовательная инициатива «Новая школа». Одним из направлений развития среднего общего образования является развитие системы поддержки талантливых детей. Изучение нормативных документов позволяет говорить о том, что необходимо научное обоснование понятий «одаренность» и «талант», определение признаков одаренности и выявления категорий одаренности, в том числе, в области технического творчества. С целью решения данной проблемы по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в 2003г. была разработана Рабочая концепция одаренности. Техническое творчество в рамках реализации основной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования представлено в определенных направлениях развития детей дошкольного возраста - это образовательные области «Познавательное развитие» и «Художественно-этетическое развитие».
Публикация «Компоненты, показатели и методы оценки сформированности технической одаренности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Проблема развития способностей давно изучается зарубежной и отечественной психологией, но из-за отсутствия единства в понимании природы одаренности и ее признаков, остается актуальной в современном научном сообществе.
По мнению Б. М. Теплова при установлении основных понятий учения об одаренности наиболее удобно исходить из понятия «способность». Под способностью понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Одаренность характеризует высокий уровень развития способностей. Согласно Рабочей концепции одаренности, под «одаренностью» понимается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких незаурядных результатов в одном или нескольких видах детальности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Н. С. Лейтес выделяет три категории детей, которых принято именовать одаренными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности; дети с высокой креативностью.
Значительный вклад в исследование технической одаренности, технического интеллекта и его структуры внесли Дж. Беннет, А. Бине, В. П. Захаров, М. Г. Давлетшин, Т. В. Кудрявцев, Н. Д. Левитов, Ч. Спирмен, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков, П. М. Якобсон. На настоящий момент в науке нет единого понимания детского технического творчества из-за нескольких спорных моментов: его самостоятельность, новизна, объем, значимость для индивидуального развития ребенка, «всеобщность».
Л. Терстон рассматривает технические способности как общие умственные. Так, В. А. Моляко определяет техническую одаренность как «сложное психическое образование, неотделимо связанное с общей одаренностью субъекта - основные творческие, умственные, эмоционально-волевые компоненты одаренности будут общими. Следовательно, можно говорить о своего рода надстройке (или достройке) специальной (технической) одаренности к одаренности общей.
Напротив, В. Ю. Шурыгин и А. В. Дерягин под техническими способностями понимают взаимосвязанные и проявляющиеся независимо друг от друга качества к пониманию вопросов, связанных с техникой, к изготовлению технических устройств, к техническому изобретательству. Это те способности, которые проявляются внепосредственной работе с различным техническим оборудованием или его частями. Под техническими способностями В. А. Крутецкий понимает следующее: наблюдательность в области технических приспособлений, позволяющая видеть их достоинства и несовершенства; точность и живость пространственных представлений; комбинаторная способность (способность составлять из данных узлов, деталей новые комбинации, сопоставлять свойства различных материалов); техническое мышление (способность понимать логику технических устройств). И. В. Абокумова, К. А. Бабиянц рассматривают технические способности как психологические особенности, проявляемые в работе с оборудованием и отдельными взаимодействующими механизмами. И. Е. Емельянова, Н. П. Елпанова выделяют следующие технические способности детей: понимание назначения техники, ее полезных и вредных функций; умение обращаться с техникой (подключение, запуск, управление функциями); изготовление технических изделий (сборка деталей, конструирование, навешивание технических функций на предметы-заместители);проявление в продуктах творчества ребенка идей технического изобретательства (идея с субъективной для ребенка новизной, способность видеть, формулировать и разрешать противоречия (телевизор и широкий, и узкий одновременно, уместное использование датчиков и их программирование в игре с конструкторами первороботами, способность комбинировать технические системы).
Е. А. Бабушкина так определяет детское техническое творчество: «поэтапная, эффективная, педагогически управляемая, диагностируемая и стимулируемая деятельность детей в области техники, направленная на формирование личностных качеств и практическую подготовку воспитанников к рационализаторской и изобретательской деятельности, а также на развитие их творческих способностей в результате создания материальных объектов с признаками полезности и субъективной новизны».
Вслед за М. А. Холодной технический интеллект понимается формой организации индивидуального ментального опыта в виде специфических ментальных структур, связанных с получением технической информации, управлением процессом ее переработки, специфическими формами и диапазоном отражения. Характеристиками технического интеллекта являются: техническая понятливость, техническая креативность, понимание механико-технических соотношений, особенности отражения физических феноменов и пространственных явлений, а также понимание пространственных взаимодействий. Из перечисленных характеристик особо выделяется техническая креативность, так как в различные модели технических способностей входят: конструкторская фантазия, творческий подход к решению конструкторских задач, нестандартность технического мышления, что и составляет сущность креативности.
При выявлении особенностей технической диагностики у детей дошкольного возраста необходимо опираться на принципы выявления одаренных детей, разработанные Д. Б. Богоявленской:
1. Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей.
2. Длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях).
3. Анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.).
4. Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические "преграды" и т. п.
5. Подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов и т. д.) При этом следует иметь ввиду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов творчества.
6. Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).
7. Преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки воспитателей, специалистов и родителей, естественный эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и степени обучения.
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что проблема диагностики технической одаренности детей остается по-прежнему дискуссионной из-за различий подходов к содержанию самого понятия «техническая одаренность» и её структуры. В большинстве концепций одаренности (Дж. Рензулли, А. М. Матюшкин, Д. Б. Богоявленская, Н. С. Лейтес и др.) выделяют несколько ее основных структурных компонентов: интеллектуальный, мотивационный, творческий. В Рабочей концепции одаренности выделены несколько критериев для выявления одаренности: вид деятельности, широта проявления в различных видах деятельности, степень сформированности, форма проявления, особенности возрастного развития.
По мнению Л. С. Выготского, признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены при наблюдении за характером деятельности его действий. С. Л. Рубинштейн определил признаки одаренности: темпы и легкость усвоения, быстрота продвижения, время проявления способности. Данные признаки одаренности были учтены при разработке Рабочей концепции одаренности и отнесены к инструментальному аспекту одаренности: наличие специфических стратегий деятельности, сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, особый тип организации знаний одаренного ребенка, своеобразный тип обучаемости. Авторами также выделен мотивационный аспект одаренности: повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности; повышенная познавательная потребность; ярко выраженный интерес к тем или иным сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело; предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации; неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов; высокая требовательность к результатам собственного труда; склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижение; стремление к совершенству. Выделение мотивационного аспекта, как признака одаренности, свидетельствует о понимании взаимосвязи развития одаренности с развитием личностных качеств человека.
Исследование Т. М. Хрусталевой и Ю. А. Шевченко посвящено разработке и описанию гипотетической модели технической одаренности, которая композиционно и содержательно перекликается с моделью общей одаренности Дж. Рензулли. Графически она представляет собой пересечение четырех окружностей, каждая из которых связана со вкладом в феноменологию технической одаренности таких явлений, как: технический интеллект, техническая креативность, деятельностные компоненты технических способностей и специфическая мотивация личности, что позволяет определить компоненты, показатели и методы оценки сформированности технической одаренности детей старшего дошкольного возраста.
Компоненты, показатели и методы оценки сформированности технической одаренности детей старшего дошкольного возраста[/b]
Первый компонент - интеллект.
Показатели: общие и специальные способности выше среднего уровня, любопытство, любознательность, способность рассуждать и мыслить логически, требовательность к результатам собственной деятельности, способность к позиционированию.
Умение быстро и легко выделять в предметах и явлениях разнообразные признаки и свойства (способность к анализу).
Умение группировать предметы и явления по общим и существенным признакам (способность к обобщению).
Методики: Тест интеллекта Векслера WISG (адаптация Ю. А. Панасюка) (от 6 лет) ; прогрессивные матрицы» Дж. Равена (для детей от 5 лет);
методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС – 6-И. С. Авериной, Е. И. Щеблановой для детей 6-7 лет; тест пространственного мышления (ТПМ) И. С. Якиманской, В. Г. Зархиным и Х. -М. X. Кадаяса; методика диагностики уровня саморегуляции ребенка в интеллектуальной деятельности. У. В. Ульенкова.
Второй компонент - мотивация.
Показатели: Познавательная мотивация, потребность в новых впечатлениях, в разрешении противоречий, в исследовании, в поиске истины.
Методики: диагностика выявления уровня отношения дошкольника к обучению в школе «Светофор»(Полякова Е. Д.); методика СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности, В. С. Юркевич: формализация обычной беседы с ребенком и родителями, ориентированная на спонтанное описание одаренным ребенком и его родителями деятельности, любимой ребенком, в течение прошедшей до момента обследования недели; беседа;
наблюдение.
Третий компонент - творчество.
Показатели:Креативность. Создание субъективнонового, основанное на способности порождать продуктивные оригинальные идеи и выходить за пределы стандартных требований деятельности. Беглость, гибкость, оригинальность, разработанность.
Методики: диагностика невербальной креативности дошкольников: фигурный (изобразительный) тест П. Торренса в адаптации Е. И. Щеблановой, Н. П. Щербо, Н. Б. Шумаковой (субтесты «Нарисуй картинку», «Закончи рисунок», «Повторяющиеся фигуры»); фигурный тест П. Торренса в адаптации Е. Е. Туник; диагностика вербальной (словесной) креативности дошкольников: вербальный Дж. Гилфорда в адаптации Е. Е. Туник (субтесты «Необычное использование», «Заключения», «Слова», «Словесная ассоциация»);
наблюдение; опросник креативности Дж. Рензулли в адаптации Е. Е. Туник.
Четвертый компонент - специальные (технические) способности.
Показатели: Технические способности–это взаимосвязанные и независимые друг от друга личностные качества, проявляющиеся в игровой, конструкторской и продуктивной видах деятельности. Дети умеют легко и быстро понимать и использовать схематичные изображения; проявляют выраженный интерес к технике, большую любознательность, учитывают свойства и возможности материалов; обладают логическим мышлением, пространственным воображением, упорством в борьбе за поставленную цель, способностью к комбинированию.
Методики: диагностическое задание «Помоги зайчику» (поГ. А. Урунтаевой);
наблюдение:анкета "Как распознать одаренность" Л. Г. Кузнецова,
Л. П. Сверч (блок технических способностей); диагностика способности к пространственному конструированию Котова Е. В., Кузнецова СВ., Романова Т. А. ; компьютерная диагностика потенциальных возможностей и способностей дошкольников в технической деятельности (авторская методика профессора П. П. Дьячук КГПУ им. В. П. Астафьева); методика «Карта одаренности» (А. И. Савенков); опросник для выявления (экспертной оценки) одаренных детей А. А. Лосевой: характеристика 10 сфер дошкольника (интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной);
«Тест понимания механических закономерностей Беннета»;«Тест технического
понимания Пурдье».
Воспитанники с технической одаренностью легко и быстро понимают схематичные изображения, предлагаемые взрослыми с успехом используют их, обладают логическим мышлением, выполняют такие логические операции как анализ,синтез, обобщение. У дошкольников проявляется умение выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, наблюдательность, инициативность, упорство при достижении цели, организованность, самостоятельность и трудолюбие. Высокий уровень развития технического мышления характеризуется теоретическими действиями, на основе которых проводится планирование предстоящей деятельности, осуществляется так называемый умственный эксперимент, операции по преобразованию имеющейся ситуации и т. п. В основе действий лежит осознанность, действия соответствуют цели, отличаются достаточной точностью и характеризуются рациональным их сочетанием. Характерны практические исследовательские действия детей, имеющие целью получение новых идей по решению и составлению задач технического содержания. Высокий уровень развития технической наблюдательности характеризуется хорошо развитым умением «на глаз» определять различие в величине деталей, выделения даже незначительных целесообразностей и нецелесообразностей в тех или иных технических приспособлений, конструктивных неточностей и т. п.
Высокий уровень технического воображения представляет «целостно-динамические» образы; построение и «чтение» графиков технических процессов, оперирование с техническими рисунками, схемами происходит на творческом уровне
Ребенок дошкольного возраста с признаками технической одаренности проявляет самостоятельность в понимании поставленной перед ним проблемной задачи, активность в легоконструирующей деятельности, с увлечением работает самостоятельно, предлагает свои идеи, свободно ориентируется внестандартной ситуации, охотно экспериментирует, легко выбирает необходимые для осуществления замысла технические средства. Старший дошкольник дорожит результатом своего и чужого труда, оценивает и мотивирует собственное эмоциональное состояние с опорой на нравственные ценности, испытывает удовольствие от деятельности, знает, как сделать работу еще лучше.
Отметим также, что развитие технических способностей детей опирается на сформированную мелкую моторику, пространственное представление, логическое мышление. Выявив особые характеристики, соответствующие человеку, обладающему техническими способностями, мы можем определить основы развития технических способностей детей дошкольного возраста, выстроенные в соответствии с возрастными периодами развития:
1. развитие мелкой моторики рук (младший возраст);
2. развитие пространственного мышления ребенка (средний возраст);
3. развитие логики, включение в продуктивные виды деятельности (конструирование, лепка, черчение и рисование, решение творческих задач и изобретательских задач (основы ТРИЗ) (старший возраст).
Опора на возрастные особенности обеспечивает поступательность развития психических процессов и индивидуальных способностей детей. При этом важно ориентироваться на результаты деятельности детей в продуктах творчества. Если в продуктах творчества детей проявляется опережение в развитии сверстников на 1,5-3 года, то можно говорить о признаках одаренности. В области развития технических способностей это может реализовываться в способностях ребенка 4-5 или 5,5-6 лет в установлении закономерностей, выполнении логических операций таких, как анализ и синтез, обобщение, установление связей между системами и их частями, в способности разрешить противоречие и объяснить прием его разрешения (например, в основе нового для ребенка решения заложены объединение объектов, чередование функций, переход признаков объекта в новое качество и т. д.).
Таким образом, при выявлении технически одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в игровой деятельности и т. п.); специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей педагогами, родителями, воспитателями; проведение "пробных" занятий по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, соревнований; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Список использованной литературы
1. Емельянова, И. Е. Развитие технических способностей детей дошкольного возраста[Текст] / И. Е. Емельянова, Н. П. Елпанова // Вестник БГУ. - 2014. - №4-1. - С. 8-12.
2. Куляпин, А. С. Техническая одаренность учащихся[Текст] / А. С. Куляпин// Пермский педагогический журнал. - 2018. - №9. - С. 40-49.
3. Максаева, Ю. А. Развитие технической одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования[Текст] / Ю. А. Максаева // Вестник ЮУрГГПУ. - 2013. - №10. - С. 141-148.
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/6744437/. Дата обращения: 21.02.2021.
5. Психология одаренности и творчества [Текст]: монография / Дружинин В. Н., Савенков А. И., Богоявленская Д. Б. и др. ; под ред. Л. И. Ларионовой, А. И. Савенкова. - Москва: Нестор-История, 2017. - 287 с.
6. Рабочая концепция одаренности [Текст] / Богоявленская Д. Б. (отв. исполн.) и др. - Москва: Магистр, 2003. - 66 с.
7. Таллибулина, М. Т. Психологические исследования одаренности [Текст]: сборник статей / М. Т. Таллибулина. - Москва: Директ-Медиа, 2016. - 234 с.
8. Штерц, О. М. Проблема развития и диагностики технической одаренности детей[Текст] / О. М. Штерц // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64-1. - С. 291-294.
Список использованной литературы
1. Емельянова, И. Е. Развитие технических способностей детей дошкольного возраста[Текст] / И. Е. Емельянова, Н. П. Елпанова // Вестник БГУ. - 2014. - №4-1. - С. 8-12.
2. Куляпин, А. С. Техническая одаренность учащихся[Текст] / А. С. Куляпин// Пермский педагогический журнал. - 2018. - №9. - С. 40-49.
3. Максаева, Ю. А. Развитие технической одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования[Текст] / Ю. А. Максаева // Вестник ЮУрГГПУ. - 2013. - №10. - С. 141-148.
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/6744437/. Дата обращения: 21.02.2021.
5. Психология одаренности и творчества [Текст]: монография / Дружинин В. Н., Савенков А. И., Богоявленская Д. Б. и др. ; под ред. Л. И. Ларионовой, А. И. Савенкова. - Москва: Нестор-История, 2017. - 287 с.
6. Рабочая концепция одаренности [Текст] / Богоявленская Д. Б. (отв. исполн.) и др. - Москва: Магистр, 2003. - 66 с.
7. Таллибулина, М. Т. Психологические исследования одаренности [Текст]: сборник статей / М. Т. Таллибулина. - Москва: Директ-Медиа, 2016. - 234 с.
8. Штерц, О. М. Проблема развития и диагностики технической одаренности детей[Текст] / О. М. Штерц // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64-1. - С. 291-294.