Александр Владимирович Гришин
Комплексный коррекционно-педагогический логопедический подход занятий с заикающимися детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическую часть комплексного подхода составляет
коррекционно-педагогическая (логопедическая) работа, которая включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику, работу с родителями.
Логопедическая работа рассматривается как система
Публикация «Комплексный коррекционно-педагогический логопедический подход занятий с заикающимися детьми» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта.
Логопедическое воздействие в настоящее время осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном. Прямое логопедическое воздействие реализуется во время групповых и индивидуальных занятий с заикающимися.
Эти занятия предусматривают развитие общей и речевой
моторики, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи,
активизацию речевого общения, в случае необходимости
развитие слухового внимания и фонематического восприятия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, совершенствование грамматического оформления фразы.
На занятиях у заикающихся устраняют психологические отклонения в поведении, вырабатывают (у школьников, подростков) правильное отношение к дефекту, развивают интеллектуальные способности, этические и нравственные представления, формируют гармонично развитую личность.
Индивидуальные занятия проводятся в случае необходимых дополнительных упражнений по воспитанию навыков правильной речи и поведения (коррекция неправильного произношения, беседы психологического характера
и т. д.).
Косвенное логопедическое воздействие представляет
собой систему логопедизации всех режимных моментов для
ребенка и отношения к нему окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой режим.
Речевой режим дошкольников осуществляется с помощью взрослых, которые последовательно контролируют переход детей от одного речевого этапа к другому. Речевой режим школьников, подростков и взрослых предполагает
выбор ими необходимых речевых упражнений, понимание
ими требований правильной речи, систематическую тренировку навыков правильной речи в разных условиях.
Речевой аспект логопедических занятий включает регуляцию и координацию дыхательной, голосовой и артикуляторной функций, воспитание правильной речи.
В литературе имеется несколько мнений о методике воспитания
правильного дыхания. Одни считают, что над дыханием следует специально работать, применяя дыхательные дидактические упражнения. Другие считают, что ритм дыхания восстанавливается через спокойную плавную речь, т. е. воспитывается неторопливый темп речи и в результате нормализуются все речевые компоненты, в том числе и дыхание. Представители психологической школы считают, что воспитанию речи, а следовательно, и дыхания способствует тренировка воли. В каждом из этих мнений можно найти рациональное, если работу над дыханием проводить индивидуально, в зависимости от структуры речевого дефекта.
Виды нарушений голоса и речи и их коррекция
Отрабатывается дыхание в процессе речи: в произнесении на одном выдохе сначала коротких предложений, затем предложений с постепенным увеличением числа слов.
Вырабатывается умение произносить длинную фразу по частям с логической паузой, отмеченной или не отмеченной знаком препинания. Затем переходят к чтению стихотворного и прозаического текстов.
Нарушения голоса часто связаны с недостатками дыхания: у заикающихся иногда наблюдается захлебывающийся голос при речи на вдохе; резкий, крикливый — при сильном выдохе; твердая атака голоса вследствие напряжения мышц голосового аппарата и т. п. Фонопедическая работа с
заикающимися начинается с расслабления мышц артикуляторного аппарата, в первую очередь нижней челюсти, корня языка (например, поставить язык в положение, необходимое для звука н, и беззвучно артикулировать ну-но-на;
челюсть медленно опускается; нэ-ни-ны — челюсти медленно поднимаются). Упражнение доводится до автоматизма.
Далее отрабатывается мягкое голос начало, плавное непрерывное звучание голоса на сочетаниях гласных звуков, затем на слоговых сочетаниях сонорных звуков с гласными, в
предложениях и т. д.
Необходимая последовательность разных форм речи соблюдается при воспитании у заикающихся самостоятельной
речи. Вначале воспитывается плавная ритмическая речь в
процессе сопряженно-отраженного чтения стихотворного
текста. Далее предлагается самостоятельное чтение с включением логопеда в случаях затруднений, чтение через слово
или через определенные отрезки текста поочередно с кем
либо в одном и том же ритме; чтение диалога; чтение с остановками условной длительности на знаках препинания; произнесение заученного стихотворения.
Воспитанию самостоятельной речи уделяется значительно больше времени, чем другим ее формам. Самостоятельная
речь может быть подготовленной (стихотворение, пересказ, изложение школьного урока, рассказы о виденном) и неподготовленной.
Заикание
Содержание речевого материала логопедических занятий изменяется в зависимости от структуры нарушения,
от возраста, контингента заикающихся, течения заикания,
отношения заикающегося к своему дефекту и от многих
факторов. Учет этих факторов способствует глубокому,
дифференцированному изучению заикающегося и созданию различных методик по преодолению заикания в рамках комплексного подхода.
Основные требования к логопедическим занятиям с заикающимися детьми :
1) Логопедические занятия отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность заикающегося ребенка.
2) Логопедические занятия проводятся в определенной системе,
последовательно, поэтапно, с учетом основных дидактических
принципов; в зависимости от индивидуальных особенностей
каждого ребенка; с опорой на сознательность и активность детей; на занятиях используются пособия, наглядные и технические средства обучения; занятия содействуют прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.
3) Логопедические занятия согласовываются с требованиями
программ воспитания и обучения детей дошкольного или
школьного возраста.
4) И а занятиях предусматривается необходимость тренировки
правильной речи и поведения заикающихся детей в разных
условиях: в логопедическом кабинете и вне его, в разных жизненных ситуациях, в присутствии знакомых и т. д. С этой целью используется все разнообразие логопедических занятий :
многочисленные формы работы по развитию речи, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые я творческие игры, экскурсии, подготовка и участие в утренниках, концертах, выступления перед микрофоном и др.
Занятия организуются таким образом, чтобы ребенок говорил
на них без заикания и сопутствующих нарушений.
Занятия должны поддерживать у ребенка хорошее настроении бодрость, уверенность в своих силах.