Кравцова Евгения Михайловна
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога ДОУ с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ посредством игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые технологии.
Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию детей и проходит не формально, а заинтересованно.
Целью использования игровой технологии является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций. Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент.
Публикация «Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога ДОУ с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ посредством игровых технологий» размещена в разделах
В моем кабинете подобраны игрушки, настольные игры, конструкторы, реальные предметы, объекты природы (овощи, фрукты, ракушки, камни и т. д., дидактические игры собственного производства.
Игрушки использую, как героев, создающих мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Иногда на занятия «приходит гость», что погружает детей в игровую ситуацию, где дети, обучая «гостя», сами приобретают навыки.
Итак можно выделить следующие функции игры, применимые в практике в рамках психолого-педагогического сопровождения:
Реализация личностной свободы и естественного проявления эмоций. Активизация этой функции эффективна в практике психолого-педагогической помощи детям раннего и или дошкольного возраста при широком спектре дезадаптивного поведения, а также страхов.
Функция получения удовольствия. Данная функция вызывает игровую зависимость.
Функция тренировки, приобретения новых навыков. Одинаково актуальна, независимо от возраста и цели психологической помощи.
Формирование социальных навыков
Драматическая функция игры, требующая зрителя, применима практически во всех видах арт-терапии, позволяющая выплеснуть переизбыток эмоций или выразить эмоции через творчество.
Выделяют несколько типов игровых действий, характеризующих функциональную игру ребенка:
1. действия, направленные на себя (например, причесывание своих собственных волос игрушечной расческой);
2. действия, направленные на куклу (например, причесывание волос куклы);
3. действия, направленные на другого человека (например, причесывание волос мамы);
4. действия, направленные на предметы (например, размещение чашки на блюдце).
Символическая игра имеет несколько вариантов:
1.·использование предметов-заместителей (например, использование банана как телефонной трубки);
2. использование куклы как независимо действующего лица, то есть наделение куклы качествами живого человека (например, поддерживание бутылки в руке у куклы, как если бы она могла пить самостоятельно);
3.·создание в воображении предметов и людей, не существующих в непосредственном окружении (например, разговор по телефону).
Дети через игру познают свойства предметов и действия с ними, и отношения между людьми; формируются и развиваются отдельные психические процессы, изменяется позиция ребенка по отношению к окружающему миру, развивается мотивационно-потребностная сфера, развивается произвольность психических функций, развивается способность к сопереживанию и формируются коллективистские качества, удовлетворяется потребность в признании (статусная роль) и осуществлении самопознания, рефлексии.
В психологии и педагогике неоднократно делались попытки изучить и описать каждый из видов игра с учётом его функций в развитии детей дать классификацию игр. Это необходимо для углублённого изучения природы игры, особенностей каждого его вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически и психологически грамотно используя в воспитательном процессе.
В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. Можно выделила три класса игр:
1. игры, возникающие по инициативе ребёнка, самостоятельные игры (сюжетно – ролевые, театрализованные, режиссёрские);
2. игры, возникающие по инициативе взрослого, которые внедряет их с образовательной и воспитательной целями (обучающие – дидактические, подвижные; досуговые - игры – забавы, интеллектуальные);
3. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникнуть по инициативе, как взрослого, так и детей.
Кроме этого игры условно можно сгруппировать таким образом:
1. Символическая игра. Игра, позволяющая контролировать, постепенно исследовать и постигать без риска потери глубины.
2. Игровое, эмоционально-практическое взаимодействие. Физическое взаимодействие, которое, в отличие от драки, направлено на физический контакт: прикосновения,щекотка, возня, шутливая борьба и погоня и пр.
3. Социальная игра-драматизация. Проигрывание реального и потенциального опыта значимого персонального, семейного или межличностного характера. Например, игра в дом, маму и папу, походы в магазины.
4. Игра с правилами. Игровое взаимодействие, котороеруководствуется правилами социальноговзаимодействия, например, в игре с правилами или разговоре.
5. Продуктивная игра. Игра, внезапно позволяющая по-новому отреагировать, изменить информацию, открыть новые связи. Примером может служить удовольствие от творчества самого по себе, с использованием различного диапазона материалов и инструментов.
6. Игра-общение. Игра со словами, нюансами или жестами. Например, пантомима, подражание, пение, полемика, рифмование, игры со словами.
7. Игра-драматизация. Игра, воспроизводящая события, в которых ребенок не участвует непосредственно. Например, презентация телевизионного шоу, события на улице, религиозные или развлекательные события.
8. Глубокая игра. Игра, позволяющая ребенку пережить опасный опыт, развить навыки самосохранения и победить страх (например, используя образ взлетно-посадочной полосы).
9. Исследовательская игра. Игра-экспериментирование:манипулирование, бросание, постукивание и погружение объектов для получения информации об их свойствах и операциональных возможностях.
10. Игра-фантазирование. Игра, в которой ребенок перестраивает мир по собственному замыслу. Примером может служить игра в волшебника или превращение в предмет, явление.
11. Воображаемая игра. Игра, в которой не действуют ограничения физического мира. Например, ребенок может изображать дерево или корабль или гладить воображаемую собаку.
12. Подвижная игра. Движение ради удовольствия, пример — салки, беготня, лазанье.
13. Игра-освоение. Овладение средой, например, выкапывание ям, строительство укрытий, разведение костров, изменение направления потока воды.
14. Предметная игра. Обследование объектов с использованием различных движений и глазодвигательной координации.
15. Ролевая игра. Игра, исследующая способы бытия, например, подметание метлой, набор телефонного номера, вождение автомобиля.
Из данного перечня видно, что некоторые виды игр исключают или дополняют друг друга или имеют много общего, однако в исследовательских работах они описывают определенный вид деятельности ребенка, имеют собственный понятийный аппарат. Далеко не все виды игр предполагают создание воображаемой ситуации, между тем эти виды деятельности, безусловно, остаются играми.
Критерии игры, которые играют особую роль для педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях решения разных задач определяются следующим:
• свобода выбора, отсутствие принуждения
• эмоционально насыщенная активность, причём удовольствие даёт сам процесс, а не результат
• спонтанность, отсутствие внешне определенных правил.
Игры с предметами развивают мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) и совершенствуют речь.
Дети с удовольствием играют в настольно-печатные игры. Они помогают уточнить и расширить представления об окружающем мире, систематизируют знания, развивают мыслительные процессы.
Все используемые педагогом-психологом технологии одинаково эффективны, безопасны как в работе с взрослыми, так и с детьми.
Расширение возможностей использования современных образовательных технологий в работе педагога-психолога позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс развивающим, привлекательным для ребенка; приводит к повышению эффективности коррекционно-развивающих психолого-педагогических воздействий, способствует активизации личностного потенциала дошкольника, стимулирует познавательную активность, обеспечивая его разностороннее развитие, и, в целом, влияет на повышение и эффективность качества образования в детском саду.