Елена Токарева
Комплексный инновационный проект по развитию инициативы детей
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексный инновационный проект по развитию инициативы детей
1. Введение
Новые принципы современного дошкольного образования, заданные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия детства, ценность познания и творчества, определяющая субъективное восприятие мира с детских лет. В связи с этим принципиально меняется содержание и организация образовательного процесса уже на уровне дошкольного образования. Это происходит через создание условий для свободного выбора детьми различных деятельностей, их участников и форм совместности, а также условий для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей, что способствует развитию самостоятельности и инициативности каждого ребенка. Инициатива – внутреннее побуждение к новым действиям, вовлечение окружающих людей в эту деятельность, беря на себя руководящую роль. Для детей дошкольного возраста характерна безответственная инициатива. Задача педагога - направить детскую инициативу в продуктивное русло и превратить ее в инициативу человека, у которого есть цели, есть свой максимум жизни, есть свое направление, продумано, кто и как будет доделывать и довершать дело.
Публикация «Комплексный инновационный проект по развитию инициативы детей» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
C каждым годом в современной России увеличивается количество детей с низким уровнем речевого развития. По данным статистики 59% воспитанников ДОУ России не обладают достаточной речевой готовностью к школьному обучению. Данные мониторингового исследования в нашем ДОУ на начальном этапе также выявили проблемы в речевом развитии детей дошкольного возраста: 48% детей старшего дошкольного возраста с трудом выделяли главное, не последовательно излагали основные действия и события в повествовании; 52% дошкольников не владели образной, богатой синонимами, дополнениями и описаниями речью. В монологической речи дети с трудом строили связный рассказ, пересказывали знакомый текст, пропуская смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делали ошибки в построении предложений. То есть были недостаточно сформированы навыки построения связного рассказывания. А ведь речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь - великий дар природы. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка. Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка.
Причинами падения показателей речевого развития являются : ухудшение экологической обстановки, увеличение числа патологий беременности, различные социальные проблемы (пьянство, употребление наркотиков родителями, нежелание заниматься с детьми в силу различных причин, хотелось бы отметить, что зачастую такие проблемы возникают, как ни странно, в вполне благополучных семьях: родители заняты своей жизнью, делают карьеру, зарабатывают деньги, а времени на ребёнка у них практически не остаётся). Педагоги нашего дошкольного учреждения обратили более пристальный взгляд на последнюю причину, на которую они в состоянии, хотя бы частично, повлиять. Специфика нашего ДОУ – все группы являются разновозрастными, в которых объединены по два ближайших возраста детей. Такое объединение способствует проявлению инициативы детей более старшего возраста в группе и побуждает детей более младшего возраста в группе подражать старшим детям во всех видах продуктивной деятельности.
Поэтому одним из способов развития и продуктивного применения инициативности детей с учетом проблем речевого развития стала разработка комплексного инновационного проекта «Сад детских инициатив».
2. Цели и задачи проекта
Цель проекта : создание условий для реализации комплексной инновационной образовательной модели, обеспечивающей качественное дошкольное образование на основе обновления структуры управления, содержания и технологий, а также механизмов оценки качества дошкольного образования, соответствующих требованиям ФГОС ДО.
Задачи проекта :
- формирование комплекса условий, обеспечивающих эффективное внедрение инновационной деятельности в ДОУ;
- создание эффективной модели взаимодействия с организациями, реализующими программы дополнительного образования и учреждениями культуры, прежде всего, на основе реализации совместных сетевых образовательных программ, соответствующих требованиям ФГОС ДО;
- разработка методик описания и трансляции комплексной образовательной модели с целью ее широкого внедрения в другие ДОУ;
- введение в педагогическую практику современных подходов к поддержке и развитию детской игры, а также образовательных технологий деятельностного типа;
- разработка системы оценки эффективности функционирования комплексной образовательной модели.
3. Описание проекта
Инициативность детей проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.
Так как работа педагогов нашего ДОУ нацелена на то, чтобы направить детскую инициативу на развитие речи в любых видах деятельности, нами разработаны условия успешного развития в данной области : сотрудники побуждают детей обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой; речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная; в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета, педагоги следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения); наблюдают за темпом и громкостью речи детей; обеспечивают детям условия для включения называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность; помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них; обеспечивают развитие образной стороны речи, помогают правильно изменять слова, формулировать вопросы, строить предложения, поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания; организуют диалоги между детьми и со взрослым, уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции, стимулируют детей комментировать свою речь; упражняют в умении планировать свою деятельность, приобщают детей к культуре чтения художественной литературы, поощряют детское словотворчество.
При подборе и создании нами игровых речевых пособий главным и определяющим стало использование такого подхода в организации предметной развивающей среды, при котором процесс постановки целей отличается от традиционных тем, что дети не только осваивают определенные знания и умения, но и реализовывают свой речевой и интеллектуальный потенциал в практических заданиях; учатся мыслить самостоятельно, высказывать независимые суждения и оценки, берут на себя инициативу.
В наших разновозрастных группах дети поделены на подгруппы в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Зная, что дети обучаются через подражание, образовательный процесс строится с учетом взаимодействия детей разных возрастов, поэтому часть занятий проводится фронтально. В занятиях один вид деятельности часто сменяет другой. Это обеспечивает хорошую работоспособность детей, производительность внимания на занятиях. Задача педагога - сделать занятие привлекательным и интересным для любого ребенка, опираясь на предыдущий опыт. Включение опыта ребенка происходит на каждом этапе освоения нового знания. Групповые формы работы помогают мобилизоваться для работы всем детям, даже тем, кто испытывает смущение перед сложным заданием. Совместные действия по созданию единой работы сплачивают детей, с одной стороны, с другой, позволяют проявиться индивидуальности каждого. В процессе совместной деятельности дети как помогают друг другу, так и соперничают, часто стремятся сделать все индивидуально.
Основные виды деятельности, применяемые педагогами нашего ДОУ, способствующие речевому развитию детей через их инициативу :
1. Игровая деятельность - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений. Важнейшее педагогическое условие развития игровой деятельности – свобода детской инициативы. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. Игровые технологии, решающие задачу развития речи детей посредством игровой деятельности (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр).
2. Театрализованная деятельность – это одно из средств поддержки детского творчества и инициативности у дошкольников. Она учит замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обычном. Театральная деятельность знакомит с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, этикетом, обрядами, традициями, ну и самое главное, способствует развитию у детей творческой инициативы, развивает у дошкольников коммуникативные качества, помогает застенчивым и малоактивным детям преодолеть свои волнения, страх и показать свою индивидуальность. С одной стороны, творческая деятельность дает широкие возможности для развития инициативы, а с другой - само творчество является высшей формой проявления самостоятельности. Метод наглядного моделирования – мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Данный метод помогает развивать : ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение. Мнемотехника незаменима в речевом развитии детей.
Для стимулирования детского творчества и инициативности в театрализованной деятельности педагогами создается несколько театральных зон: «Уголок ряжения», «Уголок масок», «Уголок театральных кукол» и др. Театральные зоны оснащены книгами, шаблонами для изготовления масок, элементами костюмов, атрибутами, декорациями. При построении педагогического процесса используется две формы театрализованной деятельности: непосредственная работа педагога с детьми и нерегламентированный вид театрализованной деятельности по желанию детей. Непосредственная работа педагога с детьми предполагает подготовку и проведение театрализованных постановок. Нерегламентированная деятельность может осуществляться ежедневно в утренние и вечерние часы. В это время можно проводить различные игры и упражнения, речевые игры, на развития внимания и памяти, воображения. Интересна и такая форма работы, когда ребятам предлагается объединиться в группы по интересам и разыграть какую-нибудь сценку. В этот момент дети становятся не только артистами, но и режиссерами.
3. Познавательно - исследовательская деятельность. С помощью исследований, своих открытий ребенок делает шаг в неизведанное, получает возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Для активизации познавательно-исследовательской деятельности, стимулирования активности детей, чтобы больше привлечь внимание к различным объектам мы разбили деятельность на типы исследования: опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами; коллекции; путешествие по карте; путешествие во времени. Через эти формы дети имеют возможность на чувственном опыте убедиться в правдивости слов взрослого, и такой опыт остаётся в памяти детей и используется в дальнейшем. Все эти навыки необходимы будущему ученику. В результате такой совместной партнерской деятельности у детей появилась потребность в общении.
Немаловажным звеном в цепи развития речи детей посредством их инициативы является взаимодействие с организациями, реализующими
программы дополнительного образования и учреждениями культуры. Благодаря удачному территориальному расположению ДОУ (учреждение находится в центре поселка, где вокруг расположены учреждения дополнительного образования и культуры, проект предусматривает возможность реализации дополнительного образования детей с использованием возможностей учреждения дополнительного образования Таловского детско-юношеского центра имени Титова Ю. Т. (проведение занятий на развитие мелкой моторики детей 3-7 лет «Пальчики», занятий по развитию творческих способностей детей 6-7 лет в объединении «Гусельки» на базе нашего ДОУ, учреждения дополнительного образования «Таловская детская школа искусств» (проведение занятий по развитию творческих способностей детей 5-7 лет в объединении «Хореография» на базе нашего ДОУ, организаций культуры (Таловский краеведческий музей, Таловская районная библиотека путем организации экскурсий.
Многовариативность организационных форм обучения, используемых нами, их развивающий характер и разнообразие методических приемов максимально реализуют потенциальные возможности детей. Такое образование позволяет сформировать интеллектуальные предпосылки для начала систематического обучения в школе, обеспечивает в дальнейшем гармонию физического и психического развития личности ребенка, дает большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности.