Получи документы

Инновационный проект «Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении»

Светлана Калимулина
Инновационный проект «Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА : ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

1. Тема. Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении.

2. Паспорт инновационного проекта.

Паспорт инновационного проекта

Тема инновационного проекта Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении

Публикация «Инновационный проект „Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении“» размещена в разделах

Руководитель инновационного проекта Калимулина Светлана Вячеславовна

Разработчики инновационного проекта (Ф. И. О., должность, наименование организации) Роженцева Анна Александровна, воспитатель;

Хи Наталья Николаевна, воспитатель

Исполнители инновационного проекта (Ф. И. О., должность, наименование организации) Роженцева Анна Александровна, воспитатель;

Хи Наталья Николаевна, воспитатель

База реализации инновационного проекта МБДОУ «Нововосточный детский сад «Светлячок»

Цели и задачи Цель: Разработка и внедрение организационно-педагогических условий для инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях дошкольного учреждения.

Задачи проекта :

1. Содействовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах инклюзивного образования.

2. Разработать нормативно-правовую базу по инклюзивному образованию.

3. Совершенствовать материально-техническую базу, обеспечивающую эффективное внедрение инновационного проекта.

4. Разработать и внедрить модель индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.

5. Разработать и внедрить адаптированную образовательную программу ДОУ.

Этапы реализации (их краткая характеристика) инновационного проекта

I этап – диагностический (май - август 2015 года) :

1. Создание творческой группы педагогов ДОУ по теме инновации.

2. Изучение и оформление нормативных программно-методических документов по вопросам инклюзивного образования.

3. Представление пакета нормативно-правовых документов по вопросам инклюзивного образования.

4. Представление инновационного проекта.

5. Изучение, анализ и обзор психолого-педагогической, методической литературы, интернет ресурсов по данной проблеме.

6. Изучение и повышение уровня профессионального мастерства педагогов.

7. Изучение материально-технической базы ДОУ на данном этапе.

II этап – организационный (сентябрь 2015 года – август 2016 года) :

1. Разработка и составление инновационного проекта, методических рекомендаций к нему.

2. Разработка анкет, опросников для родителей, педагогов, диагностических карт.

3. Обработка данных описания промежуточных результатов, соотношение их с целью и задачами.

4. Проектирование различных форм и методов работы с детьми ОВЗ.

5. Формирование соответствующего программно-методического обеспечения образовательного процесса.

6. Представление инновационного проекта педагогами ДОУ, его обсуждение, внесение корректив.

7. Организация рефлексивной деятельности участников инновационного проекта.

8. Установление сотрудничества с социумом, создание атмосферы общих интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

9. Повышение компетентности педагогов ДОУ в режиме инновационной деятельности.

10. Оформление отчета по инновационной деятельности.

III этап – практический (сентябрь 2016 года – май 2017 года) :

1. Реализация инновационного проекта.

2. Апробирование индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.

3. Апробирование адаптированной образовательной программы ДОУ.

4. Разработка методических рекомендаций по организации и проведению занятий с детьми ОВЗ.

5. Разработка методических рекомендаций педагогического просвещения педагогов по вопросам инклюзивного дошкольного образования.

6. Проведение мастер-классов для педагогов района.

7. Публикация в СМИ по вопросам инклюзивного дошкольного образования.

8. Оформление отчета по инновационной деятельности.

9. Представление практических материалов по инновационной деятельности.

10. Организация рефлексивной деятельности участников инновационного проекта.

4 этап – обобщающий (июнь – декабрь 2017 года) :

1. Отчет об итогах работы инновационной площадки за 2016 – 2017 учебный год.

2. Реализация индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.

3. Реализация адаптированной образовательной программы ДОУ.

4. Обработка данных описания результатов, соотношение их с целями и задачами инновационного проекта.

5. Систематизация результатов инновационной деятельности.

6. Выпуск сборника методических рекомендаций по внедрению и распространению результатов, полученных в ходе инновационной деятельности.

7. Подготовка материалов для публикации в российских и региональных изданиях.

Сроки реализации инновационного проекта 3 года

Область изменения 1. Повысится профессиональная компетентность педагогов в вопросах инклюзивного образования.

2. Разработана нормативно-правовая база по инклюзивному образованию.

3. Улучшена материально-техническая база, обеспечивающая эффективное внедрение инновационного проекта.

4. Разработана и внедрена модель индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.

5. Разработана и внедрена адаптированная образовательная программа ДОУ.

Продукт деятельности инновационной площадки

1. Пакет нормативно-правовых документов по инклюзивному образованию.

2. Мониторинговое сопровождение по инклюзивному образованию.

3. Модель индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.

4. Адаптированная образовательная программа ДОУ.

5. Методические рекомендации педагогического просвещения педагогов по вопросам инклюзивного дошкольного образования.

3. Исходные теоретические положения, цель, задачи и основные идеи инклюзивного образования, обоснование его значимости

для развития системы образования

К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Италия, Скандинавские страны) ведущей стратегией в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стало интегрированное образование, которое предполагает создание коррекционных групп в детских садах. Однако выделение "особых" групп часто ведет к исключению этих детей из социальной жизни детского сада и создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей. Поэтому от интеграции перешли к инклюзии – совместному обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Термин "инклюзия" введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.

Инклюзия (калька с англ. inclusion) – включение, добавление, прибавление, присоединение, то есть:

• вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью адаптированной образовательной программы, которая соответствует его способностям;

• удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.

В 2000 г. на Всемирном форуме по образованию в Дакаре многие страны, придерживаясь положений Саламанкской декларации, достигли договоренности о стремлении создать инклюзивное образование, где участие, равенство в сообществах является главным показателем качества образования.

Дакарская рамочная концепция действий (Dakar Framework for Action) и последующие за ней цели развития тысячелетия в образовании (Millennium Development Goals on Education) предлагают наиболее полный и современный подход, позволяющий реально обеспечить образование для всех к 2015 г. В документе сказано, что инклюзивно-ориентированные образовательные учреждения – это "самый эффективный метод борьбы с дискриминацией в образовании, инструмент построения по-настоящему инклюзивного общества и предоставления образования для всех детей…"

В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для людей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.

Конвенция о правах инвалидов (2006) – это первый акт о правах человека в этом тысячелетии и первый обязательный международный правовой акт всеобъемлющего характера, который касается прав инвалидов. Ратификация Конвенции Российской Федерацией будет содействовать изменению законодательства по отношению к инвалидам. В статье 24 Конвенции говорится: "Государство обязано обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем обеспечения инклюзивности системы образования".

При инклюзивном подходе выигрывают все дети, поскольку он делает образование индивидуализированным для всех участников образовательного процесса. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в жизнь группы. Цель инклюзии – организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ОВЗ.

В последние годы в России наметилась тенденция к дифференциации форм дошкольного образования. С 1 января 2014 года был введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155). Где говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования, которое нацелено не только на традиционные образовательные достижения, но и на обеспечение полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе всех его членов, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ОВЗ, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей. Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, администрации).

Необходимо разработать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья, модель дошкольного образовательного учреждения с примерами внутренних нормативно-правовых документов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы ДОУ.

Создать необходимые условия, при которых ребенок с ОВЗ может быть включен в работу всех видов детской деятельности.

Модель инклюзивного ДОУ строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, главными составляющими которого являются как усилия специалистов и содержательные методологические взаимосвязи, так и активность ребенка и его семьи.

4. Календарный план реализации инновационного проекта

Задачи Перечень запланированных мероприятий Сроки проведения Исполнители Ответственный

1. Изучить возможности ДОУ для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями.

2. Привести нормативно-правовую базу ДОУ в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании

3. Провести рекламную акцию по работе инклюзивного образования в дошкольном учреждении. 4. Разработать программно-методическое обеспечение для инклюзивной группы.

Провести анализ условий:

материально-технические (выявить потребности в специальном оборудовании);

кадровые (определить состав педагогов, занятых в реализации проекта, скоординировать их деятельность);

финансово-экономические

(изыскать средства для курсовой подготовки педагогов; приобретения и установки специального оборудования);

научно-методические

(разработать психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса).

Разработать положение о творческой группе. Скорректировать должностные обязанности персонала. Разработать форму договора с родителями. Разработать модели взаимодействия с детьми, родителями. Провести день открытых дверей для родителей, специалистов детского дома.

Разработать и издать рекламные буклеты. Разместить информацию в СМИ, на сайте.

Разработать модель образовательной программы для работы с детьми ОВЗ. Сформировать пакет диагностических методик.

Разработать форму индивидуального образовательного маршрута.

Ознакомить родителей и специалистов детского дома с направлениями деятельности, содержанием и формами инклюзивного образования.

Разработать методические разработки для проведения Дней открытых дверей.

5. Прогнозируемые результаты инновационной деятельности, условия организации работ, средства контроля и обеспечение достоверности результатов

I этап – диагностический (май - август 2015 года) :

1. Создание творческой группы педагогов ДОУ по теме инновации.

2. Изучение и оформление нормативных программно-методических документов по вопросам инклюзивного образования.

3. Представление пакета нормативно-правовых документов по вопросам инклюзивного образования.

4. Представление инновационного проекта.

5. Изучение, анализ и обзор психолого-педагогической, методической литературы, интернет ресурсов по данной проблеме.

6. Изучение и повышение уровня профессионального мастерства педагогов.

7. Изучение материально-технической базы ДОУ на данном этапе.

II этап – организационный (сентябрь 2015 года – август 2016 года) :

1. Разработка и составление инновационного проекта, методических рекомендаций к нему.

2. Разработка анкет, опросников для родителей, педагогов, диагностических карт.

3. Обработка данных описания промежуточных результатов, соотношение их с целью и задачами.

4. Проектирование различных форм и методов работы с детьми ОВЗ.

5. Формирование соответствующего программно-методического обеспечения образовательного процесса.

6. Представление инновационного проекта педагогами ДОУ, его обсуждение, внесение корректив.

7. Организация рефлексивной деятельности участников инновационного проекта.

8. Установление сотрудничества с социумом, создание атмосферы общих интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

9. Повышение компетентности педагогов ДОУ в режиме инновационной деятельности.

10. Оформление отчета по инновационной деятельности.

III этап – практический (сентябрь 2016 года – май 2017 года) :

1. Реализация инновационного проекта.

2. Апробирование индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.

3. Апробирование адаптированной образовательной программы ДОУ.

4. Разработка методических рекомендаций по организации и проведению занятий с детьми ОВЗ.

5. Разработка методических рекомендаций педагогического просвещения педагогов по вопросам инклюзивного дошкольного образования.

6. Проведение мастер-классов для педагогов района.

7. Публикация в СМИ по вопросам инклюзивного дошкольного образования.

8. Оформление отчета по инновационной деятельности.

9. Представление практических материалов по инновационной деятельности.

10. Организация рефлексивной деятельности участников инновационного проекта.

4 этап – обобщающий (июнь – декабрь 2017 года) :

1. Отчет об итогах работы инновационной площадки за 2016 – 2017 учебный год.

2. Реализация индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.

3. Реализация адаптированной образовательной программы ДОУ.

4. Обработка данных описания результатов, соотношение их с целями и задачами инновационного проекта.

5. Систематизация результатов инновационной деятельности.

6. Выпуск сборника методических рекомендаций по внедрению и распространению результатов, полученных в ходе инновационной деятельности.

7. Подготовка материалов для публикации в российских и региональных изданиях.

6. Проблемно-ориентированный анализ деятельности ДОУ

SWOT - анализ

Сильные стороны

- наличие адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в средней – старшей разновозрастной группе;

- наличие плана работы по инклюзивному образованию в ДОУ;

- наличие индивидуальных образовательных маршрутов;

- наличие договора, плана взаимодействия с детским домом «Ласточкино гнездышко»;

- назначение ответственного за координацию работы с детьми ОВЗ

Слабые стороны

- не созданы условия воспитания и развития детей с ОВЗ в ДОУ;

- недостаточное количество времени, отводимого на изучении работы с детьми ОВЗ;

- профессиональная и психологическая неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ;

- психологические «барьеры», связанные с общественным мнением;

- недостаточная обеспеченность учебно-методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ;

- отсутствие программы мониторинговых исследований по данной проблеме.

Возможности

- социальное партнерство с детским домом;

- деятельность педагогических работников с детьми ОВЗ;

- наличие помощи со стороны ветеранов ВОВ (информационная осведомленность, исторические материалы и т. д.);

- создание информационно-методического центра по инклюзивному образованию;

- участие в областных мероприятиях по инклюзивному образованию;

- привлечение родителей к участию в мероприятиях социокультурного комплекса Угрозы

- общественное мнение;

- низкая мотивация педагогов;

- недостаточная заинтересованность родителей в осуществлении программы по инклюзивному образованию

7. Состав участников инновационного проекта, распределение обязанностей между ними.

1. Калимулина Светлана Вячеславовна, заведующий

Создание условий, контроль за ходом инновационной деятельности, оформление пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих хо инновационной деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности, консультативная помощь педагогам, родителям.

Мониторинговое сопровождение, отслеживание промежуточных и конечных результатов инновационной деятельности.

2. Хи Наталья Николаевна, воспитатель

Консультативная помощь педагогам, родителям. Мониторинговое сопровождение, отслеживание промежуточных и конечных результатов инновационной деятельности, подготовка пакета диагностических карт.

Разработка и внедрение организационно-педагогических условий для инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях дошкольного учреждения.

Презентация инновационного проекта на опорно-методических площадках.

Оформление методических рекомендаций и методических разработок по работе с детьми ОВЗ.

3. Роженцева Анна Александровна, воспитатель

Разработка и внедрение организационно-педагогических условий для инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях дошкольного учреждения.

Презентация инновационного проекта на опорно-методических площадках.

Оформление методических рекомендаций и методических разработок по работе с детьми ОВЗ.

9. Предварительные расчеты по научно-педагогическому, учебно-методическому, организационному, правовому, кадровому, материально-техническому, финансово-экономическому, обеспечению инновационного проекта, источники финансирования.

Организационно-управленческие ресурсы

• Творческая группа

• Руководитель проекта

Кадровые ресурсы

• Административный персонал (заведующий МБДОУ)

• Совет Учреждения

• Педагогический персонал (воспитатели)

• Представители родительской общественности

Информационные ресурсы

• СМИ

• Интернет

• Сайт

• Публикации

• Конкурсы

Материально-техническое обеспечение

• Групповая, приёмная, спальня, музыкально-спортивный зал

Спортивное оборудование: беговая дорожка, велотренажёр, бегущая по волнам, батут, сухой бассейн, спортивный инвентарь;

Музыкальное оборудование: музыкальные инструменты, атрибуты

Мебель: стол, стул, кровать, кабинка, шкаф

• Телевизор, DVD, компьютер, монитор, клавиатура, принтер, музыкальный центр, магнитофон

Источники финансирования

• Внебюджетные средства

• Привлеченные средства партнеров

Публикации по теме:

Организация здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении и семье Ж. Ж. Руссо «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Здоровье выступает основой жизнедеятельности.

Педагогический проект по патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении «Победный Май!» Цель проекта: воспитание детей в духе патриотизма, любви к Родине, гордости за её историческое прошлое и настоящее, формирование основ национального.

Содержание и методика проведения физкультурных досугов в дошкольном учреждении Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. Содержание досуга - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в.

Инновационный проект «Организация этнографического мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения» Содержание 1. Общие положения проекта…. 3 1.1. Обоснование актуальности проекта…. 3 1.2. Принципы.

Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья в образовательном учреждении является.

Образовательный проект как средство организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении .

Организация акций в дошкольном учреждении Взаимодействия педагога-психолога с родителями во многом определяется теми формами и методами, которые он использует в своей работе. Чем.

Организация предметно-пространственной среды для экспериментирования в дошкольном учреждении в разных возрастных группах Организация мини-лаборатории и центра науки в детском саду В мини-лаборатории (центре науки) может быть выделено: 1. Место для постоянной.

Педагогический проект в дошкольном образовательном учреждении по экологическому воспитанию «Экоогород» Педагогический проект в дошкольном образовательном учреждении по экологическому воспитанию "Экоогород" Составила: Воспитатель МБДОУ.

Проект по ПДД «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и создание безопасной среды в дошкольном учреждении» Годовой проект: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и создание безопасной среды в дошкольном учреждение». Содержание:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный проект «Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении»
Опубликовано: 27 марта 2016 в 01:58
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный проект «Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Калимулина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД