Светлана Калимулина
Инновационный проект «Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА : ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
1. Тема. Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении.
2. Паспорт инновационного проекта.
Паспорт инновационного проекта
Тема инновационного проекта Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении
Публикация «Инновационный проект „Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении“» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Руководитель инновационного проекта Калимулина Светлана Вячеславовна
Разработчики инновационного проекта (Ф. И. О., должность, наименование организации) Роженцева Анна Александровна, воспитатель;
Хи Наталья Николаевна, воспитатель
Исполнители инновационного проекта (Ф. И. О., должность, наименование организации) Роженцева Анна Александровна, воспитатель;
Хи Наталья Николаевна, воспитатель
База реализации инновационного проекта МБДОУ «Нововосточный детский сад «Светлячок»
Цели и задачи Цель: Разработка и внедрение организационно-педагогических условий для инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях дошкольного учреждения.
Задачи проекта :
1. Содействовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах инклюзивного образования.
2. Разработать нормативно-правовую базу по инклюзивному образованию.
3. Совершенствовать материально-техническую базу, обеспечивающую эффективное внедрение инновационного проекта.
4. Разработать и внедрить модель индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.
5. Разработать и внедрить адаптированную образовательную программу ДОУ.
Этапы реализации (их краткая характеристика) инновационного проекта
I этап – диагностический (май - август 2015 года) :
1. Создание творческой группы педагогов ДОУ по теме инновации.
2. Изучение и оформление нормативных программно-методических документов по вопросам инклюзивного образования.
3. Представление пакета нормативно-правовых документов по вопросам инклюзивного образования.
4. Представление инновационного проекта.
5. Изучение, анализ и обзор психолого-педагогической, методической литературы, интернет ресурсов по данной проблеме.
6. Изучение и повышение уровня профессионального мастерства педагогов.
7. Изучение материально-технической базы ДОУ на данном этапе.
II этап – организационный (сентябрь 2015 года – август 2016 года) :
1. Разработка и составление инновационного проекта, методических рекомендаций к нему.
2. Разработка анкет, опросников для родителей, педагогов, диагностических карт.
3. Обработка данных описания промежуточных результатов, соотношение их с целью и задачами.
4. Проектирование различных форм и методов работы с детьми ОВЗ.
5. Формирование соответствующего программно-методического обеспечения образовательного процесса.
6. Представление инновационного проекта педагогами ДОУ, его обсуждение, внесение корректив.
7. Организация рефлексивной деятельности участников инновационного проекта.
8. Установление сотрудничества с социумом, создание атмосферы общих интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
9. Повышение компетентности педагогов ДОУ в режиме инновационной деятельности.
10. Оформление отчета по инновационной деятельности.
III этап – практический (сентябрь 2016 года – май 2017 года) :
1. Реализация инновационного проекта.
2. Апробирование индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.
3. Апробирование адаптированной образовательной программы ДОУ.
4. Разработка методических рекомендаций по организации и проведению занятий с детьми ОВЗ.
5. Разработка методических рекомендаций педагогического просвещения педагогов по вопросам инклюзивного дошкольного образования.
6. Проведение мастер-классов для педагогов района.
7. Публикация в СМИ по вопросам инклюзивного дошкольного образования.
8. Оформление отчета по инновационной деятельности.
9. Представление практических материалов по инновационной деятельности.
10. Организация рефлексивной деятельности участников инновационного проекта.
4 этап – обобщающий (июнь – декабрь 2017 года) :
1. Отчет об итогах работы инновационной площадки за 2016 – 2017 учебный год.
2. Реализация индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.
3. Реализация адаптированной образовательной программы ДОУ.
4. Обработка данных описания результатов, соотношение их с целями и задачами инновационного проекта.
5. Систематизация результатов инновационной деятельности.
6. Выпуск сборника методических рекомендаций по внедрению и распространению результатов, полученных в ходе инновационной деятельности.
7. Подготовка материалов для публикации в российских и региональных изданиях.
Сроки реализации инновационного проекта 3 года
Область изменения 1. Повысится профессиональная компетентность педагогов в вопросах инклюзивного образования.
2. Разработана нормативно-правовая база по инклюзивному образованию.
3. Улучшена материально-техническая база, обеспечивающая эффективное внедрение инновационного проекта.
4. Разработана и внедрена модель индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.
5. Разработана и внедрена адаптированная образовательная программа ДОУ.
Продукт деятельности инновационной площадки
1. Пакет нормативно-правовых документов по инклюзивному образованию.
2. Мониторинговое сопровождение по инклюзивному образованию.
3. Модель индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.
4. Адаптированная образовательная программа ДОУ.
5. Методические рекомендации педагогического просвещения педагогов по вопросам инклюзивного дошкольного образования.
3. Исходные теоретические положения, цель, задачи и основные идеи инклюзивного образования, обоснование его значимости
для развития системы образования
К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Италия, Скандинавские страны) ведущей стратегией в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стало интегрированное образование, которое предполагает создание коррекционных групп в детских садах. Однако выделение "особых" групп часто ведет к исключению этих детей из социальной жизни детского сада и создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей. Поэтому от интеграции перешли к инклюзии – совместному обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Термин "инклюзия" введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.
Инклюзия (калька с англ. inclusion) – включение, добавление, прибавление, присоединение, то есть:
• вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью адаптированной образовательной программы, которая соответствует его способностям;
• удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.
В 2000 г. на Всемирном форуме по образованию в Дакаре многие страны, придерживаясь положений Саламанкской декларации, достигли договоренности о стремлении создать инклюзивное образование, где участие, равенство в сообществах является главным показателем качества образования.
Дакарская рамочная концепция действий (Dakar Framework for Action) и последующие за ней цели развития тысячелетия в образовании (Millennium Development Goals on Education) предлагают наиболее полный и современный подход, позволяющий реально обеспечить образование для всех к 2015 г. В документе сказано, что инклюзивно-ориентированные образовательные учреждения – это "самый эффективный метод борьбы с дискриминацией в образовании, инструмент построения по-настоящему инклюзивного общества и предоставления образования для всех детей…"
В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для людей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.
Конвенция о правах инвалидов (2006) – это первый акт о правах человека в этом тысячелетии и первый обязательный международный правовой акт всеобъемлющего характера, который касается прав инвалидов. Ратификация Конвенции Российской Федерацией будет содействовать изменению законодательства по отношению к инвалидам. В статье 24 Конвенции говорится: "Государство обязано обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем обеспечения инклюзивности системы образования".
При инклюзивном подходе выигрывают все дети, поскольку он делает образование индивидуализированным для всех участников образовательного процесса. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в жизнь группы. Цель инклюзии – организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ОВЗ.
В последние годы в России наметилась тенденция к дифференциации форм дошкольного образования. С 1 января 2014 года был введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155). Где говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В последние годы в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования, которое нацелено не только на традиционные образовательные достижения, но и на обеспечение полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе всех его членов, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ОВЗ, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей. Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, администрации).
Необходимо разработать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья, модель дошкольного образовательного учреждения с примерами внутренних нормативно-правовых документов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы ДОУ.
Создать необходимые условия, при которых ребенок с ОВЗ может быть включен в работу всех видов детской деятельности.
Модель инклюзивного ДОУ строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, главными составляющими которого являются как усилия специалистов и содержательные методологические взаимосвязи, так и активность ребенка и его семьи.
4. Календарный план реализации инновационного проекта
Задачи Перечень запланированных мероприятий Сроки проведения Исполнители Ответственный
1. Изучить возможности ДОУ для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями.
2. Привести нормативно-правовую базу ДОУ в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании
3. Провести рекламную акцию по работе инклюзивного образования в дошкольном учреждении. 4. Разработать программно-методическое обеспечение для инклюзивной группы.
Провести анализ условий:
материально-технические (выявить потребности в специальном оборудовании);
кадровые (определить состав педагогов, занятых в реализации проекта, скоординировать их деятельность);
финансово-экономические
(изыскать средства для курсовой подготовки педагогов; приобретения и установки специального оборудования);
научно-методические
(разработать психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса).
Разработать положение о творческой группе. Скорректировать должностные обязанности персонала. Разработать форму договора с родителями. Разработать модели взаимодействия с детьми, родителями. Провести день открытых дверей для родителей, специалистов детского дома.
Разработать и издать рекламные буклеты. Разместить информацию в СМИ, на сайте.
Разработать модель образовательной программы для работы с детьми ОВЗ. Сформировать пакет диагностических методик.
Разработать форму индивидуального образовательного маршрута.
Ознакомить родителей и специалистов детского дома с направлениями деятельности, содержанием и формами инклюзивного образования.
Разработать методические разработки для проведения Дней открытых дверей.
5. Прогнозируемые результаты инновационной деятельности, условия организации работ, средства контроля и обеспечение достоверности результатов
I этап – диагностический (май - август 2015 года) :
1. Создание творческой группы педагогов ДОУ по теме инновации.
2. Изучение и оформление нормативных программно-методических документов по вопросам инклюзивного образования.
3. Представление пакета нормативно-правовых документов по вопросам инклюзивного образования.
4. Представление инновационного проекта.
5. Изучение, анализ и обзор психолого-педагогической, методической литературы, интернет ресурсов по данной проблеме.
6. Изучение и повышение уровня профессионального мастерства педагогов.
7. Изучение материально-технической базы ДОУ на данном этапе.
II этап – организационный (сентябрь 2015 года – август 2016 года) :
1. Разработка и составление инновационного проекта, методических рекомендаций к нему.
2. Разработка анкет, опросников для родителей, педагогов, диагностических карт.
3. Обработка данных описания промежуточных результатов, соотношение их с целью и задачами.
4. Проектирование различных форм и методов работы с детьми ОВЗ.
5. Формирование соответствующего программно-методического обеспечения образовательного процесса.
6. Представление инновационного проекта педагогами ДОУ, его обсуждение, внесение корректив.
7. Организация рефлексивной деятельности участников инновационного проекта.
8. Установление сотрудничества с социумом, создание атмосферы общих интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
9. Повышение компетентности педагогов ДОУ в режиме инновационной деятельности.
10. Оформление отчета по инновационной деятельности.
III этап – практический (сентябрь 2016 года – май 2017 года) :
1. Реализация инновационного проекта.
2. Апробирование индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.
3. Апробирование адаптированной образовательной программы ДОУ.
4. Разработка методических рекомендаций по организации и проведению занятий с детьми ОВЗ.
5. Разработка методических рекомендаций педагогического просвещения педагогов по вопросам инклюзивного дошкольного образования.
6. Проведение мастер-классов для педагогов района.
7. Публикация в СМИ по вопросам инклюзивного дошкольного образования.
8. Оформление отчета по инновационной деятельности.
9. Представление практических материалов по инновационной деятельности.
10. Организация рефлексивной деятельности участников инновационного проекта.
4 этап – обобщающий (июнь – декабрь 2017 года) :
1. Отчет об итогах работы инновационной площадки за 2016 – 2017 учебный год.
2. Реализация индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.
3. Реализация адаптированной образовательной программы ДОУ.
4. Обработка данных описания результатов, соотношение их с целями и задачами инновационного проекта.
5. Систематизация результатов инновационной деятельности.
6. Выпуск сборника методических рекомендаций по внедрению и распространению результатов, полученных в ходе инновационной деятельности.
7. Подготовка материалов для публикации в российских и региональных изданиях.
6. Проблемно-ориентированный анализ деятельности ДОУ
SWOT - анализ
Сильные стороны
- наличие адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в средней – старшей разновозрастной группе;
- наличие плана работы по инклюзивному образованию в ДОУ;
- наличие индивидуальных образовательных маршрутов;
- наличие договора, плана взаимодействия с детским домом «Ласточкино гнездышко»;
- назначение ответственного за координацию работы с детьми ОВЗ
Слабые стороны
- не созданы условия воспитания и развития детей с ОВЗ в ДОУ;
- недостаточное количество времени, отводимого на изучении работы с детьми ОВЗ;
- профессиональная и психологическая неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ;
- психологические «барьеры», связанные с общественным мнением;
- недостаточная обеспеченность учебно-методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ;
- отсутствие программы мониторинговых исследований по данной проблеме.
Возможности
- социальное партнерство с детским домом;
- деятельность педагогических работников с детьми ОВЗ;
- наличие помощи со стороны ветеранов ВОВ (информационная осведомленность, исторические материалы и т. д.);
- создание информационно-методического центра по инклюзивному образованию;
- участие в областных мероприятиях по инклюзивному образованию;
- привлечение родителей к участию в мероприятиях социокультурного комплекса Угрозы
- общественное мнение;
- низкая мотивация педагогов;
- недостаточная заинтересованность родителей в осуществлении программы по инклюзивному образованию
7. Состав участников инновационного проекта, распределение обязанностей между ними.
1. Калимулина Светлана Вячеславовна, заведующий
Создание условий, контроль за ходом инновационной деятельности, оформление пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих хо инновационной деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности, консультативная помощь педагогам, родителям.
Мониторинговое сопровождение, отслеживание промежуточных и конечных результатов инновационной деятельности.
2. Хи Наталья Николаевна, воспитатель
Консультативная помощь педагогам, родителям. Мониторинговое сопровождение, отслеживание промежуточных и конечных результатов инновационной деятельности, подготовка пакета диагностических карт.
Разработка и внедрение организационно-педагогических условий для инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях дошкольного учреждения.
Презентация инновационного проекта на опорно-методических площадках.
Оформление методических рекомендаций и методических разработок по работе с детьми ОВЗ.
3. Роженцева Анна Александровна, воспитатель
Разработка и внедрение организационно-педагогических условий для инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях дошкольного учреждения.
Презентация инновационного проекта на опорно-методических площадках.
Оформление методических рекомендаций и методических разработок по работе с детьми ОВЗ.
9. Предварительные расчеты по научно-педагогическому, учебно-методическому, организационному, правовому, кадровому, материально-техническому, финансово-экономическому, обеспечению инновационного проекта, источники финансирования.
Организационно-управленческие ресурсы
• Творческая группа
• Руководитель проекта
Кадровые ресурсы
• Административный персонал (заведующий МБДОУ)
• Совет Учреждения
• Педагогический персонал (воспитатели)
• Представители родительской общественности
Информационные ресурсы
• СМИ
• Интернет
• Сайт
• Публикации
• Конкурсы
Материально-техническое обеспечение
• Групповая, приёмная, спальня, музыкально-спортивный зал
• Спортивное оборудование: беговая дорожка, велотренажёр, бегущая по волнам, батут, сухой бассейн, спортивный инвентарь;
• Музыкальное оборудование: музыкальные инструменты, атрибуты
• Мебель: стол, стул, кровать, кабинка, шкаф
• Телевизор, DVD, компьютер, монитор, клавиатура, принтер, музыкальный центр, магнитофон
Источники финансирования
• Внебюджетные средства
• Привлеченные средства партнеров