Татьяна Жукова
Инновационный проект. Мини-музей «Сударушка».
▼ Скачать +Заказ
Инновационный проект. Мини-музей .
Ногинский муниципальный район Московской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 21 «Солнышко» общеразвивающего вида
Инновационный проект
Мини-музей «Сударушка».
2014-2016г
Направление: Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации воспитанников.
(Разработка и внедрение моделей социально-личностного развития в образовательном процессе муниципальной общеобразовательной организации)
Публикация «Инновационный проект, Мини-музей „Сударушка“,» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
К. Д. Ушинский
1. Тема инновационного проекта :
Мини-музей «Сударушка»
2. Цель инновационного проекта :
Формирование у детей «базиса личностной культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, традициями, особенностями культуры.
3. Задачи и система показателей по достижению целей проекта.
Задачи Система показателей
1. Реализовать направление
«музейная педагогика» Методические рекомендации для воспитателей по музейной педагогике.
2. Обогащение душевного и физического здоровья ребёнка через приобщение к общечеловеческим ценностям (добро, красота, истина, справедливость). Данные мониторинга социально-личностного развития детей.
Уровень сформированности у детей представлений о целостной картины мира.
3. Освоить новую форму работы с детьми и родителями. Сплочение коллектива воспитателей, родителей, детей.
Гармонизация семейных и родительско-детских отношений.
Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
4. Формировать проектно-исследовательские умения, и навыки взрослых и детей. Продуктивная деятельность детей совместно с родителями.
5. Развивать творческие способности взрослых и детей. Самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий.
Использование различных инструментов и материалов.
Развитие находчивости и активности.
Стимулировать детей за счёт включения проблемной ситуации в ход занятия.
4. Ожидаемые результаты реализации проекта :
* Повышение уровня коммуникативных и интеллектуально познавательных способностей у детей
*Овладение основными терминами музейной педагогики, расширение кругозора, обогащение словаря, повышение познавательного процесса
*Успешное усвоение общеобразовательной программы
*Умение видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
* Умение самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
* Повышение уровня профессиональной квалификации педагогов
* Установление дополнительного взаимодействия ДОУ и семьи, обогащение родительского опыта новыми средствами общения с детьми.
5. Описание основной проблемы и обоснование актуальности разработки проекта.
Проект направлен на знакомство детей с народным творчеством, народными традициями, и передачу их из поколения в поколение. С другой стороны на привлечение родителей в воспитательно- образовательный процесс. Взаимодействие семьи и детского сада оказывает большое влияние на развитие личности детей.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев.
Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают. Воспитанники являются соавторами и творцами, что позволяет значительно расширить кругозор ребенка. Мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Особое внимание обращаю на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации.
Исключительно важное место в работе мини-музея занимают занятия-экскурсии. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старшей дошкольной группы. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
В настоящее время является актуальным региональный подход в воспитании и обучении детей. Это обусловливается социально-педагогическими потребностями современного общества и состоянием проблемы народной педагогики.
Таким образом, мини-музей, созданный руками педагога, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.
Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.
6. Сроки реализации проекта.
Подготовительный
Октябрь-декабрь
2014г. Поиск, анализ, систематизация имеющейся литературы по декоративно-прикладному творчеству, разработка планирования по изобразительной и продуктивной деятельности. Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения.
Воспитатель: подготовка цикла бесед для детей, консультации для родителей.
Родители: участи ев организации выставок сувениров и поделок декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, мини-музея, пополнение и обогащение предметно-развивающей среды.
Работа с детьми: беседы с детьми, занятия.
Основной
2015-2016 Работа по данному проекту строилась на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих технологий.
- ознакомительные беседы;
- дидактические игры;
-посещение мини-музея;
- художественно-продуктивная деятельность.
Заключительный
2016 По окончании данного проекта у детей развились такие качества, как эстетический вкус, умение узнавать предметы народного декоративно-прикладного творчества, умение создавать рисунок, используя цветовые сочетания.
Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.
Творческая презентация мини-музея «Сударушка».
Презентация проекта праздник ярмарка «Русские чудеса».
7. Способы внедрения проектной разработки в образовательную практику ДОУ.
После оборудования мини- музея, руководитель музея и педагоги будут проводить занятия с детьми, организовывать выставки для детей и родителей, представлять родителям работу с детьми по данному проекту.
Реализация данного проекта в условиях интеграции образовательного процесса позволит обеспечить более эффективное развитие ребёнка, создаст развивающую среду для формирования познавательных потребностей дошкольника в народном творчестве, приобщит к общечеловеческим ценностям (добро, красота, истина, справедливость).
Используемая литература:
1. Лысикова О. В. Музеи мира. – М. : Флинта: Наука. 2002.
2. Пантелеева Л. В. Музей и дети. – М: Дом “Карапуз”, 2000.
3. Полунина В. Н. Искусство и дети. М. : Просвещение, 1982.
4. Рыжова Н. А., Логинова Л. В. Данюкова А. И. Мини-музей в детском саду. – М. : Линка-Пресс, 2008.
5. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. – М. : Высш. шк., 2004.
6. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа – С. Пб, 1997г.
7. Журнал «Дошкольное воспитание» №5 ,2002г. Н. Кутьина «На пути к музею».
8. Тельчаров А. Д. Основы музейного дела. - М. : Омега-Л,2005.