Татьяна Ёлгина
Инновационный проект «Нетрадиционные формы работы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Ёлгина Татьяна Александровна.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. МБДОУ п. Приаргунск
детский сад «Светлячок».
Цель проекта :
-Внедрение новых нетрадиционных форм работы с семьей.
-Тесное сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка.
Задачи проекта :
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Апробирование новых нетрадиционных форм работы с семьей, как фактора позитивного развития ребенка.
- Объединить усилия для развития и воспитания детей.
Публикация «Инновационный проект „Нетрадиционные формы работы с родителями“» размещена в разделах
- Проекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
- Выявление и реализация потребностей родителей в педагогических знаниях.
-Создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов.
Сроки реализации проекта :
2012 – 2015г
С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, а так же повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Наш детский сад определил для себя главные задачи – тесное сотрудничество с родителями, открытость, оказание помощи в воспитании, охране и укреплении физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей ребенка. Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Семья играет важную роль в жизни ребёнка, и наша, педагогов, задача – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, порекомендовать приемы воспитания. Педагоги придумывают разные формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей – собрания, стенды…., но откликаются на них только малая часть родителей. Анализ организации работы с родителями выявил ряд актуальных проблем:
- традиционные формы работы с родителями (беседы, собрания, уголки) дают малый результат. Нужны новые нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов. Сближение, контакт, взаимодействие родителей и детей необходимо для формирования морально - нравственных качеств и социализации ребенка.
- педагогическая пассивность родителей, родители не понимают своей воспитательной функции, не желают устанавливать единые требования к ребенку дома и в детском саду.
-неумение самокритично оценить себя, как воспитателя.
-педагог выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду.
-незнание родителей истинной работы с детьми в детском саду.
Почему так происходит? Не хотят, потому что заняты? Не понимают значимости? Всего понемногу. Но в большей степени – потому что не испытывают насущной потребности,
Чтобы помощь родителей была действенной, а дело воспитания и развития стало общим делом семьи и детского сада, надо воспитывать не только детей, но и их родителей. Причем не столько воспитывать, сколько общаться, сотрудничать, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения.
Содержание сотрудничества воспитателя с родителями :
-психолого-педагогическое просвещение родителей;
-вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
-участие семей в учебно-воспитательном процессе.
-создание атмосферы взаимопомощи,
-демонстрация заинтересованности коллектива детского сада. желание помочь.
Структура взаимодействия педагогов с родителями :
-изучение социального статуса семьи
-беседы
-анкетирование родителей, чтобы выявить, какие вопросы воспитания и развития детей их интересуют,
-консультации, каких специалистов ДОУ они хотели бы получить. Опыт показывает, что при анонимном анкетировании родители задают разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.
- письменные приглашения родителей к участию в детских тематических проектах, праздниках, собраниях,
-оформление фотогазет, персональных и групповых выставок детского творчества.
-мероприятия для родителей в детском саду – это:
-индивидуальные беседы,
-организация встреч родителей со специалистами ДОУ,
-проведение групповых праздников, развлечений,
-проведение родительских собраний,
Поскольку мы запланировали вовлечь родителей в участие в воспитательно-образовательном процессе через совместное творчество педагогов, детей и родителей, нам пришлось пересмотреть формы взаимодействия педагогов с родителями.
Мы добавили такие новые формы взаимодействия, как привлечение родителей :
-для подгрупповой работы с детьми в рамках образовательного процесса,
-к изготовлению совместных с детьми поделок в соответствии с комплексно-тематическим планированием,
-к участию в различных конкурсах, проводимых в детском саду.
Основная идея педагогической деятельности
Основной идеей является применение инновационных методов и технологий по работе с родителями, таких как технология сотрудничества, технология коллективного творческого дела, игровая технология для изменения внутренней картины мира и уже существующей концепции воспитанников, педагогов, родителей с целью сохранения и укрепления психического и психологического здоровья всех участников воспитательного и образовательного процесса.
Новизна инновационного опыта
Применение инновационных методов работы с семьями помогло установить более тесный контакт с родителями, повернуть их взгляды на ребёнка, на отношения в семье. Большинство родителей воспитанников, посещающих наши мероприятия, понимают, что это важно для развития ребёнка, для установления позитивных контактов с ним и с детским садом.
Этапы реализации проекта
1 этап, подготовительный
- Изучение научной и методической литературы по теме проекта.
- Анкетирование родителей.
- Календарно-тематические планы в рамках проекта.
- Разработка методических материалов для реализации проекта.
2 этап, основной, текущий
- Разработка конспектов мероприятий и их проведение.
- Реализация планов взаимодействия участников проекта.
3 этап, заключительный
- Анализ проделанной работы
- Презентация лучшего опыта семейного воспитания.
- публикации в СМИ.
Участники проекта :
- Воспитатели всех групп, директор детского сада, помощники воспитателей, музыкальный руководитель
- Родители, бабушки, дедушки, воспитанники детского сада.
- Воспитанники всех возрастов.
Основные формы реализации проекта :
Традиционные формы подразделяются :
Коллективные
-родительские собрания,
-конференции,
-круглые столы,
индивидуальные
-беседы,
-консультации,
-посещение на дому
наглядно-информационные
-выставки,
-стенды, ширмы,
-папки-передвижки.
Нетрадиционные формы работы с родителями.
Развлечения.
Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Форма проведения : Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, играх, праздники, выставки призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуг позволяют создать эмоциональный комфорт.
Познавательные.
Цель: Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Форма проведения : Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей. Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков в воспитании детей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы, групповым консультациям.
Экскурсии и первыми помощниками в их организации выступают родители. Благодаря родителям дети побывали на железной дороге, ТЭЦ, хлебозаводе, типографии.
Наглядно-информационные :
Цель: Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
Форма проведения : Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини – библиотек. Наша «Игротека» (карточки с играми) «Между делом», «По дороге в детский сад» помогает родителям разучить простые, интересные, и познавательные игры и игровые упражнения. Ежедневно обновляем стенд «Чем мы занимались», «Закрепите дома вместе с детьми», «Меню». Наглядно-информационные формы позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Родители в качестве гостей посещают занятия, они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье. В другом случае родители часто бывают активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога.
Информационно – аналитические
Цель: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
Форма проведения : Проведение социологических опросов; «Почтовый ящик», в который родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются ответы специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться мыслями, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.
Самая традиционная и конечно необходимая форма работы с родителями это – собрания. Мы изменили форму и методы проведения. Собрание начинается с приветствия, игры на снятие напряжения, в форме диспутов, круглых столов. Родители должны «прожить» некоторые ситуации из жизни детей в саду. «Звук, буква» - при обучении грамоте детей, «Мнемотехника» - при заучивании стихотворений.
В соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО формы работы с родителями должны содержать 5 образовательных областей:
-ОО «Социально - коммуникативное развитие».
-ОО «Познавательное развитие».
-ОО «Художественно – эстетическое».
-ОО «Речевое развитие».
-ОО «Физическое развитие».
ОО «Социально-коммуникативное развитие» включает в себя знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок детских работ и совместных работ детей и их родителей, вовлечение родителей в подготовку и проведение мероприятий в ДОУ, индивидуальное и групповое консультирование родителей, круглые столы, участие в конкурсах.
ОО «Познавательное развитие» включает в себя интеллектуальное развитие ребенка через подготовку к праздникам, развлечениям, конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и детском саду.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя совместные поделки и рисунки детей и родителей; музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах.
ОО «Речевое развитие» - совместное чтение детей и родителей, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок художественной литературы.
ОО «Физическое развитие» - знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультурном досуге других семей, организация совместных соревнований, привлечение к участию и помощь в проведении олимпиад внутри сада. Знакомство родителей с эффективными средствами закаливания, профилактика заболеваний; безопасное поведение в различное время года через оформление стендов, индивидуальных консультаций; информирование родителей о создании безопасных условий дома через оформление буклетов, плакатов.
По сравнению с известными формами работы с родителями огромную роль и преимущество играет создание официального сайта в сети Интернет нашего детского сада. На сайте содержится информация для родителей : о направлении работы ДОУ, об оказании дополнительных коррекционно-развивающих, эстетических и оздоровительных услуг. На форуме происходит виртуальное общение родителей, с воспитателями и специалистами детского сада, где они высказывают свои предложения, пожелания, пишут отзывы о работе ДОУ.
Прогнозируемые результаты.
-Приобретение детьми и родителями опыта партнерского и доверительного отношения друг с другом.
-Повышение педагогической и психологической культуры родителей.
-Повышение уровня профессионального развития педагогов ДОУ.
-Построение образовательного процесса на основе партнерских взаимоотношений всех его участников взрослых (родители, педагоги) и детей.
-Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику.
-Создание условий для профессионального роста и совершенствования педагогического мастерства педагогов в процессе реализации проекта.
-Обобщение и распространение методических материалов: подборки диагностических методик, конспектов совместных мероприятий, подборки материалов для консультативно-просветительской работы с родителями и педагогами, игры и упражнения для использования при организации совместной деятельности детей и родителей.
-Оказание методической помощи педагогам ДОУ по организации партнерского взаимодействия с родителями воспитанников : проведение семинаров, мастер-классов.
-Трансляция опыта в сети интернет через профессиональные сайты и сайт ДОУ
90% родителей приняли участие в оформлении предметно – развивающей среды, были изготовлены пособия по разработке Ирины Вегнер. Вместе с детьми и родителями приняли участие и заняли призовые места в конкурсе мини – музеев, огород на подоконнике, в проекте «Времена года», «Водоплавающие птицы»… К празднику Дню Победы все родители с детьми приготовили экспонаты символизирующие годы войны, дети принесли портреты своих прапрадедов воевавших в Великую Отечественную войну.
Удивляет неиссякаемая фантазия родителей и детей, разнообразие, неповторимость каждой поделки. Пусть основной труд по изготовлению таких поделок часто лежит на старших членах семьи, но дети с каждой последующей поделкой вносят больше своего личного трудового участия и очень гордятся результатом совместного с родителями творчества. Радует, что ребята с уважением рассматривают работы, сделанные другими семьями.
После посещения и участия в непосредственно образовательной деятельности родители были в восторге и недоумении: неужели мой ребенок это знает? Как просто оказывается, можно объяснить сложный материал. Они могли оценить результаты своего воспитания, получили эмоциональный заряд, ощутили радость от совместного творчества.
Дети стали более открытыми, раскрепощёнными, они стали свободнее общаться не только с педагогами, но и друг с другом и даже с родителями своих друзей. Так как совместные мероприятия и творчество, как известно, объединяют.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашем образовательном учреждении успешно.
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, установилась атмосфера взаимоуважения.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно педагоги, так как они получили для этого специальное профессиональное образование и делают нечто нужное для ребенка в отсутствии родителей.