софья токарева
Комплексное занятие по художественно-эстетическому развитию «Идет дождь» в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия «Идет дождь»
Цель занятия : Вызывать у детей эмоциональный отклик, учить штрихами передавать капельки дождя, держать карандаш в правой руке. Обращать внимание детей на то, на бумаге остается след, если провести по ней отточенным концом карандаша.
Задачи: учить детей правильно держать карандаш, учить рисовать дождь, передавая его характер (сильный дождь – сплошные линии; слабый дождь – пунктирные линии).
Основные понятия: туча, дождь, бумага, карандаш.
Публикация «Комплексное занятие по художественно-эстетическому развитию „Идет дождь“ в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Погода и природные явления
- Темочки
Оборудование: листы бумаги белого или светло-голубого цвета с изображением туч (нарисованы воспитателем). Карандаши синего или голубого цвета, аудиозапись «Шум дождя», игрушка зайки, комплект для экспериментирования по количеству детей, губка, два стакана большой и маленький с разным количеством воды, ведерки, салфетки для рук;
Методы обучения: исследовательский, словесный, наглядный, игровой.
Приемы: показ, чтение стихов, потешек; игровые изобразительные движения однородного характера с проговариванием: «сверху-вниз».
Предварительная работа: разучивание русских народных потешек, беседа по стихотворению А. Барто «Зайка», наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе, за капельками дождя, тучами на небе, лужами.
Методические приемы:
1. Игровая ситуация «Зайка»
2. Экспериментирование с водой «Тучки»
3. Физкультминутка
4. Пальчиковая гимнастика «Дождик»
5. Рисование «Идет дождик»
6. Анализ занятия. Поощрение.
Ход занятия
1. Организационная часть
2. Игровая ситуация «Зайка»
(Звучит аудиозапись «Шум дождя». Дети встают полукругом, стук в дверь, воспитатель вносит зайку).
Воспитатель: Ребята, кто там стучит, кто к нам пришёл, давайте посмотрим?
Дети: Зайка
Воспитатель говорит голосом зайки: Добрый день, ребята! Я очень рад видеть вас. А почему вы такие хмурые?
В: Ребятушки, давайте мы улыбнемся заиньке, улыбнемся друг другу и скажем все вместе: «Встало солнышко – ура! Заниматься нам пора!»
(Дети повторяют за воспитателем).
• Основная часть
2. Экспериментирование с водой «Тучки»
(Звучит аудиозапись «Шум дождя».)
В; Ребята, а что же это у нас шумит за окошком? Дети: Ветер. Дождь. В. : Правильно! Молодцы! Это шумит дождь.
Дождик. Дождик, что ты льёшь? Погулять нам не даешь?
(Шум дождя прекращается)
В. : Ребята, а вы знаете откуда берется дождик?
Дети: Из тучки.
В. : Правильно, из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке?
Дети: не знаем.
В. : Ребята, наш друг зайка любезно согласился помочь нам узнать тайны волшебного дождя. Он приглашает нас к столам. (Дети подходят к столам, на которых стоят подносы с губками, стаканы с водой.)
В: Ребята посмотрите у нас на столе губка и стаканы с водичкой. Посмотрите на что похожа губка?
Дети: на кирпичик.
В. : Молодцы ребята, но она ещё похожа на тучку. А тучка состоит из капелек. Сожмите ее и посмотрите, течет из «тучки» водичка или нет?
(Дети берут губку-тучку и сжимают в руке).
В. : Почему не идет водичка? А потому что в ней нет водички.
В. : Губка-тучка сухая. В тучке очень- очень мало капелек собралось и поэтому дождик не идет. Положите свою тучку в ведёрко. Перед вами стоят по 2 стаканчика один большой, а другой маленький.
В. : В маленьком стаканчике мало воды, а в большом – много. Возьмите маленький стаканчик и вылейте воду на вашу губку-тучку. Чтобы помочь тучке пропитать тучку, нажмите на нее пальчиками. Ребята, а что произойдет, если мы поднимем и отожмем тучку?
В. : Давайте проверим. Поднимите свою тучку-губку и отожмите.
(Дети проверяют)
Д: Водичка бежит.
В. : Правильно, ребята, водичка, у нас получился маленькие капельки - дождик. Виолетта, скажи пожалуйста, какие капельки дождика у тебя получились : маленькие.
Виолетта: Маленькие.
(Воспитатель спрашивает детей по очереди каждого ребёнка)
В. : А теперь положите губку-тучку опять в ведёрочко. Возьмите большой стаканчик и вылейте из него всю воду на тучку. Нажмите на нее пальчиками, пропитайте водой. Что теперь произойдет, если тучку отжать?
Дети : польется много воды.
В. : Правильно, ребята. Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке! Капельки становятся слишком тяжелыми для тучки и выпадают дождем. А теперь какой дождь получился?
Дети: большой; сильный.
В: Миша, какой дождик получился у тебя?
Миша: Большой.
(воспитатель спрашивает детей по очереди, каждого ребёнка)
В. : Правильно, сильный, большой. Такой дождь называется проливной. Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем. Спасибо нашему заиньке, он помог нам узнать, какие тайны хранит волшебный дождик. И давайте мы с зайкой поиграем. Игра называется «Тучка и капельки»
3. Физкультминутка.
(Проводится подвижная игра «Тучка и капельки».
Дети-капельки, воспитатель-туча. В. : Дети – капельки летите.
И всю землю напоите – (дети бегают врассыпную под музыку).
Собрались капельки и потекли ручьем.
Бежит, журчит ручей ничей.
По камушкам - динь, динь.
По корягам-буль, буль.
По осоке- ш-ш (дети передвигаются «паровозиком»).
Вдруг солнышко выглянуло,
капельки испарились.
И к маме-тучке возвратились (дети бегут к воспитателю).
В. : Вот какие молодцы как хорошо поиграли, а теперь, ребята, давайте зайке покажем как мы умеем рисовать дождик. Присаживайтесь на стульчики и мы с вами будем рисовать (дети садятся за столы, на которых приготовлены карандаши и альбомный лист бумаги с заранее нарисованной тучкой).
В. : Ребята, что вы видите на своем листочке?
Дети: тучку.
В. : Правильно, тучку. Дождь падает сверху из тучки, поэтому начинаем рисовать сверху-вниз в медленном темпе. Посмотрите как я рисую «кап, кап, кап». (Воспитатель на мольберте рисует дождик.)
В: Если это большой дождик рисуем длинную линию, если маленький - короткие линии.
В: Ребята, а у вас у всех есть ручки? Ну-ка, покажите мне ваши ручки, давайте с ними поиграем.
4. Пальчиковая гимнастика: «Дождик»
В. :Дождик, дождик, веселей! (дети хлопают в ладоши)
Капай, капай, воду лей (сжимают руки в кулачки и разжимают)
На цветочек, на листок. (перекладывают ладошку в ладошку)
Кап, кап, кап, кап! (сжимают руки в кулачки и разжимают)
5. Рисование «Идет дождик»
В: Вот какие умнички. А теперь все возьмите карандаш в правую руку, держим крепко, но не давим на него; придерживаем лист бумаги левой рукой.
Пока дети рисуют, воспитатель ходит и помогает каждому ребенку, следит за осанкой детей.
• Заключительная часть
6. Анализ занятия. Поощрение.
В. : Посмотрите, ребята на свои рисунки. Какой красивый дождик у вас получился. Молодцы!
В. : Давайте свои рисунки мы подарим на память заиньке.
(Дети по желанию дарят рисунки зайке).