Елена Баранова
Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Секреты Гармонии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие способности понимать других людей, умения чувствовать проблемы другого человека, сопереживать другому. Обучать умению делать что-то интересное и существенное для других. Формирование гуманистического отношения к другим людям, стремления к взаимопомощи, взаимопониманию и сотрудничеству; психофизического и духовного здоровья (любви к себе, к людям, к жизни и выработка умения жить в гармонии с собой и с миром). Обогащать эмоционально-образный словарь.
Задачи:
• Снятие напряжения;
• Диагностика оценивания других;
• Коррекция поведения;
• Стабилизация нервных процессов;
Публикация «Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста „Секреты Гармонии“» размещена в разделах
• Расширение представления детей о доброте, дружбе;
• Сплочение группы;
• Развитие творческих способностей детей во всех видах деятельности;
• Развитие ассоциативного мышления, творческого воображения.
Оборудование: репродукция картины К. Чюрлениса «Дружба»; слайды с картинками «Вместе весело дружить»; песня В. Шаинского из мультфильма «Крошка Енот»; листы бумаги формата А4 на каждого ребёнка; фломастеры, цветные карандаши, маркеры; спокойная музыка в течение всего занятия.
Используемые методы и техники: методы игровой коррекции (образно-ролевые игры, игры-тренинги, метод диагностики, арт-терапия, музыкатерапия,, сказкотерапия.
Ход занятия:
Дети свободно заходят в зал, здороваются, встают в круг. Звучит тихая, спокойная музыка.
Вед. : «Сегодня мы с вами познакомимся с интересной сказкой. Начинается она так:
Давным-давно жила на свете маленькая девочка. Её звали Гармония. Лучшими друзьями у неё были: Солнце, Воздух и Вода. От них девочка узнала много секретов, но главное что она узнала - это как жить в любви и согласии с собой и с миром. Это были очень древние секреты. Понять их можно только с помощью своих чувств и ощущений…
Но, с чего же начиналось каждое утро Гармонии?
Оказывается, оно начиналось с приветствия своим лучшим друзьям.»
Вед. : «Ребята, а давайте попробуем поприветствовать друзей Гармонии, как это делала она».
1. Упражнение «Приветствие».
Вед. : «Поднимая руки вверх ладонями вперёд, девочка вслух произносила : «Я приветствую тебя, Солнце!» Попробуем и мы поприветствовать так же наше солнышко. (Дети выполняют задание). Сгибая руки в локтях, подняв ладони к плечам и обращая их к небу, она восклицала: «Я приветствую тебя, Воздух!». Поприветствуем наш воздух. (Дети выполняют задание). Вытягивая руки перед собой ладонями вперёд, нежно шептала: «Я приветствую тебя, Вода!». Поприветствуем нашу водичку. (Дети выполняют задание).
Вед. : «Друзья девочки очень любили Гармонию. Они не боялись отпускать к ней своих детей в гости. Дети же не знали языка человеческой речи, они не умели разговаривать. Но зато они знали язык чувств, настроений и отношений друг с другом.»
Работа с иллюстрацией картины К. Чюрлениса «Дружба».
2. Упражнение «Дружба» (диагностическое).
Вед. : «Как бы вы назвали эту картину?» (Ответы детей).
Вед. : «Сядьте в позу принцессы. Представьте, что теперь в ваших ладонях находится маленькое солнышко. Что могло солнышко своими лучиками передать вам? Какие чувства вы стали испытывать к нему?» (Рассказы детей).
Вед. : «А какое имя вы бы дали главному лучику этого солнышка: «Лучистик» - потому, что он лучистый, светлый и яркий или «Добротуля» - потому, что он добрый, отзывчивый, милый, приветливый, несущий доброту и здоровье, от которого все люди улыбаются? (Ответы детей).
Примечание. Дети, склонные оценивать других по внешним данным, выберут имя «Лучистик»; оценивающие же людей по прекрасным человеческим признакам, предпочтут «Добротулю».
3. Упражнение «Знакомство» (коррекционно-развивающее).
Вед. : «Ребята, попробуем теперь и мы с вами «познакомиться» друг с другом, как девочка с Солнышком. Встаньте в пары, повернитесь лицом друг к другу. Один из вас, закрыв глаза и согнув руки в локтях, разворачивает ладони вверх. Протягивая их своему соседу в паре, он вслух называет своё имя. Другой, положив свои ладони сверху на ладони своего соседа в паре, тоже говорит: «Меня зовут…». (Дети выполняют задание).
Вед. : «Теперь поменяйтесь ролями. Тот, кто был в «позе Гармонии», говорит от лица Солнышка, и наоборот.
Примечание. Имена можно разрешить детям называть как свои настоящие, так и вымышленные, придуманные ими.
4. Упражнение «Добротуля» (арт-терапевтическое).
Вед. : «А сейчас я вам предлагаю нарисовать маленькое солнышко и лучик «Добротулю». (Дети подходят к столикам и начинают рисовать, используя цветные карандаши, фломастеры и маркеры).
Вед. : «Оказывается, у Солнышка, кроме главного луча «Добротули», есть ещё три лучика: «Радостиночка», «Нежнуля» и «Ласкунья». Нарисуйте эти лучики рядом с лучиком «Добротулей». (Дети дорисовывают лучики).
Вед. : «Теперь вам нужно раскрасить свой рисунок. Подумайте, какие цветные карандаши вы для этого возьмёте». (Дети дорисовывают рисунок).
Вед. : «Подарите свои рисунки тому участнику, которому вы бы хотели». (Дети дарят рисунки).
Вед. : «Ребята, как зовут героев сказки, с которыми мы сегодня познакомились? (Гармония, Добротуля, Радостиночка, Нежнуля, Ласкунья). Кто главный герой сказки? Он добрый или злой? (Ответы детей). Как можно назвать эту сказку? (Сказка о девочке Гармонии). О каких древних секретах узнала девочка от своих друзей? (Как жить в любви и согласии с собой и с миром). С какими друзьями девочки вы бы хотели дружить? Что нужно для этого сделать, чтобы чаще с ними встречаться? (Больше быть на свежем воздухе, купаться, загорать)».
Ведущий подводит итог занятия, чётко проговаривает последовательность происходящего на занятии, отмечает заслуги детей, подчеркивает значимость приобретённого опыта.
5. Исполнение песни В. Шаинского «Улыбка».
Дети становятся в круг, берутся за руки и поют песню.
6. Рефлексия.
Вед. : «А сейчас, я предлагаю вам поделиться своей замечательной улыбкой с каждым по кругу». (Дети, держась за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча свою самую добрую улыбку).
Вед. : «Ребята, давайте подарим свои самые искренние улыбки всем присутствующим в зале».
Дети прощаются и выходят из зала.