Наталья Коломийчук
Учебно-методическое пособие «Цветная сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская игра (учебно-методическое пособие): "Цветная сказка".
Игру принято называть основной формой деятельности дошкольника. Я решила остановиться на игре по цветовидению, так как цвет, для ребенка является эталоном, усвоив которые, ребенок базирует на них знания о тех или иных предметах и явлениях. И чем раньше эти эталоны сформируются, тем больше полезной информации сможет понять и усвоить ребенок, тем лучше он будет развиваться в целом.
Публикация «Учебно-методическое пособие „Цветная сказка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Сказка. Дидактические игры и пособия по сказкам
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2015
Актуальность моего пособия:
Данное пособие формирует у дошкольников чувство цвета и умение использовать его в изобразительной деятельности, так как одним из самых значимых и объективных свойств
окружающей действительности для ребенка является цвет. Изобразительная практика обогащает восприятие цвета, превращая его в мощное художественное
средство познания жизни.
Мое пособие «Цветная сказка» развивает способности детей осознанно выделять тот или иной цвет, группировать предметы по цвету, называть тон, узор, оттенок ит. д. Кроме того, умение различать цвета и оттенки, называть их, прекрасная тренировка наблюдательности, внимания, художественного вкуса. Казалось бы, пособие «Цветная сказка» содержат узко специфическую направленность, однако это не так. Игра по цветовидению гармонично вписываются во все образовательные области, может быть использована в непосредственной образовательной деятельности (НОД) по разным направлениям. Это пособие направлено на развитие мелкой моторики рук, также выступает как средство познавательной активности воспитанников.
Если ребенок хорошо будет знать цвета, оттенки, то он прочно войдет в мир, разовьется цветовое зрение, образное мышление, собственный чувственный опыт.
Воспитательное значение пособия:
Цель: обогащение и закрепления представлений детей о цветах и их оттенках.
Задачи:
• закреплять в младшей группе основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый, знакомить с оттенками (голубой, розовый, продолжать учить правильно держать кисть,
• Знакомить детей средней группы с оттенками (коричневый, оранжевый, светло – зеленый, формировать представления о том, как можно получить эти цвета.
• Знакомить детей старших групп с понятиями теплых и холодных цветов и их оттенков, развивать чувство цвета, умение смешивать краски для получения того или иного цвета, оттенка. Активизировать цветовой словарь.
• Развивать цветовое восприятие детей в целях обогащения колоритной гаммы рисунка.
• Развивать желание использовать в рисовании разнообразные цвета.
Вид пособия, новизна:
Это дидактическое пособие представлено в виде панно (пластиковое) на подставке. Панно - этозамки (теплого и холодного цветов) и окна -баночки с крышками это оттенки красок, украшенных тканью и узорами из бисера по цвету крышек.
В каждом замке своя художница. Это куклы - художницы Искорка и Снежинка – сделанных в чулочной технике, (ручки, ножки сгибаются)обвязанных нитками в цвета холодного и теплых оттенков. У каждой художницы – свои помощники жители этих замков – 4 цвета теплых красок и 3 цвета холодных красок радуги –красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Также замок украшен окнами выполенны в технике бисер. Замок из платике обклеин клейкой пленкой.
Требование к пособию:
Пособие «Цветная сказка» соответствует методическим, дидактическим и санитарно – гигиеническим требованиям, так как способствует решению программных задач в образовательной области «Художественное творчество» в каждом возрастном периоде, в образовательной области «Социализация» и является безопасным.
Использование пособия:
Так как основная цель данного пособия является закрепления названия цветов и оттенков и способов получения оттенков, то я использую его в непосредственно образовательной деятельности «Рисование» в работе с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возраста. На первом этапе я знакомлю с пособием, рассказываю детям сказки. Например:
- В одном королевстве в разных замках по соседству жили, были две художницы Искорка и Снежинка и с ними жили их помощницы – краски. Художница Искорка любила рисовать только теплыми цветами, а Снежинка – холодными и такими же оттенками они украшали свои замки.
На втором этапе беседа и объяснение строиться, исходя из программных задач.
Например:
Сказки могут придумываться согласно поставленным задачам на занятии.
Для младших дошкольников.
Знакомимся с куклами – художницами, их замком, рассматриваем одежду у кукол – называем цвет одежды.
С помощью кукол детей учить, как правильно держать кисть.
Знакомлю с жителями красками, рассматриваем, называют цвета.
Предложить выбрать и подобрать к краскам крышки того же цвета, что и цвет краски.
Дети выкладывают цвета радуги последовательно.
Для старших дошкольников предложить назвать и расположить правильно и назвать цвета холодных и теплых оттенков, их узоры на замке.
Палитра для чего нужна художникам, как получить тот или иной оттенок.
Дети смешивают крышки – окна – потом их правильно располагают на замках – отдельно холодные и теплые оттенки.
Дети сами придумывают сказки на тему: «Как Искорка и Снежинка ходили в гости друг к другу», «Как поссорились две художницы», «Как синяя краска в гости к красной ходила», и др.
Закрепляют название цветов и их оттенков.
Пособие «Цветная сказка» мною используется еще в индивидуальной работе с детьми.
Некоторые дидактические игры к пособию «Цветная сказка», которые я использую с дошкольниками:
• «Давайте знакомиться – желтый»,
• «Кто в замке живет», «правильно назови цвет»
Цель: Познакомить детей с цветом, учить правильно его называть. Учить детей находить цвет по образцу и названию.
• «Художники – волшебники»,
• «Палитра»,
• «Палитра теплых и холодных цветов»,
• «Собери крышечки»,
• «Разноцветные крышки – окошки»,
• «Осенняя палитра».
Цель: Приобретение навыков работы с палитрой для получения новых цветов и оттенков
• «Собери цвета радуги – дуги»,
• «Тепло – холодно»,
• «Найди и назови цвета, которыми нарисован тот или иной предмет»,
• «Укрась замок для Снежинки для Искорки»,
• «Что какого цвета»,
• «Где встречается этот цвет»,
• «Путешествие в страну художников»,
• «Волшебные цвета»
Цель: Ознакомить детей со спектральными цветами.
• «Какой цвет любимый»,
• «Прислушайся к себе»,
• «Сделаем мир цветным»,
• «Настроение»
• «Слова и краски»
Цель: Научить детей связывать эмоциональное состояние с цветом. Развивать чувство цвета, обогащать словарь эпитетами.
Данное пособие можно также использовать в качестве сюрпризного момента в непосредственной образовательной деятельности, в качестве мотивации. («Художники - волшебники)
Кроме того, красочность пособия привлекают и побуждает детей к совместным играм с куклами – художницами, с касками – жителями, сочинению и обыгрыванию собственных историй и сказок, соответственно повышается речевая активность детей.
Таким образом, я стремилась к созданию эстетически оформленного, содержательного динамического дидактического пособия, использование которого было бы много плановым. Я считаю, что мне это удалось.