Надежда Калиниченко
Учебно-методическое пособие «Радужная палитра» инструктора по изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время в системе дошкольного образования происходят большие изменения в связи с введением в действие федеральных государственных требований. Эти требования нацеливают нас, педагогов, на обеспечение каждому дошкольнику «равного старта» - оптимального уровня развития, который позволит в дальнейшем успешно обучаться в школе. Оптимальный уровень развития, по моему мнению, будет обеспечен только при условии равнодолевого содержания по всем направлениям развития. То есть, художественно-эстетическое развитие, а именно образовательная область «Художественное творчество», имеет не менее важное значение во всестороннем развитии ребенка, чем допустим, «Познание», так как обучение рисованию, лепке, аппликации помимо формирования изобразительных умений и навыков способствуют познанию детьми окружающего мира, развивают художественный вкус и творческие способности.
Темочки:
- ИЗО. Игры, дидактические пособия
- Радуга, радужные идеи
- Радуга. Игры и дидактические пособия с радугой
- Цвета и оттенки, цветоведение. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2015
Для решения этих задач мною было изготовлено и апробировано в работе с детьми учебно-методическое пособие «Радужная палитра», которое можно использовать как при организации непосредственно образовательной деятельности, так и в кружковой работе с детьми и младшего и старшего дошкольного возраста.
Воспитательное значение пособия :
Цель данного пособия – обогащение и закрепление представлений детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы.
Задачи:
1. Закреплять в младшей группе основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, знакомить с оттенками (розовый, голубой, серый);
2. Знакомить детей средней группы с оттенками (коричневый, оранжевый, светло-зеленый, формировать представления о том, как можно получить эти цвета.
3. Знакомить детей старшей группы с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый, развивать чувства цвета, умения смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
4. Развивать цветовое восприятие детей в целях обогащения колористической гаммы рисунка. Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета.
Таким образом, данное пособие способствует уточнению и закреплению названий основных цветов и их оттенков, смешанных цветов, понятий «холодные – теплые» цвета, порядок расположения цветов радуги, развитию эстетических чувств и восприятия.
«Радужная палитра» - это объемное эстетически оформленное дидактическое пособие, использование которого способствует решению задач не только изобразительного характера. Среди кукол есть мальчики и девочки, что дает возможность использовать это пособие для решения задач гендерного воспитания:
1. Закреплять представление о том, что среди детей есть мальчики и девочки, у которых много общего: у каждого есть ноги, руки, туловище, голова, на голове нос, рот, уши.
2. Учить различать мальчиков и девочек по внешнему виду – одежде, прическе, украшениям (бусы, бантики, сережки).
Способствовать формированию гендерной идентичности, то есть отождествлению себя с определенным полом, эмоционально-ценностное отношение к нему.
Вид пособия :
Это дидактическое пособие представлено в виде набора маленьких тряпичных кукол-красок (1 красок, деревянной палитры, «царевны»-кисточки и карандаша. Куклы имеют цветовое обозначение (шапочки и юбочки - шортики, дифференцированы по половому признаку (мальчики-девочки).
Требования к пособию :
Пособие «Радужная палитра» соответствует методическим, дидактическим и санитарно-гигиеническим требованиям, так как способствует решению программных задач в образовательной области «Художественное творчество» в каждом возрастном периоде, в образовательной области "Социализация» и является безопасным.
Использование пособия :
Так как основная цель данного пособия является закрепление названий цветов и оттенков и способов получения оттенков, то я использую его в непосредственно образовательной деятельности «Рисование» в работе с детьми как младшего, так и старшего дошкольного возраста. На первом этапе я знакомлю детей с пособием, провожу вводную беседу. Например:
- Чтобы отправиться в путешествие по стране Волшебных красок, тебе необходимо приготовить карандаш, кисточку, краски и палитру.
-А что же тут волшебного? - спросишь ты.
- Если узнать секреты красок, то обычные краски станут волшебными. Ты сможешь сам создавать новые цвета и передавать в рисунках свое настроение.
На втором этапе беседа и объяснение строится, исходя из программных задач. Например:
• Основные краски.
Знакомство с основными красками. Среди разнообразия цветов выделяют три основных цвета- синий, желтый, красный.
• Смешивание красок.
Создавая новый цвет, мы становимся настоящими волшебниками. Смешай на палитре только те два цвета, которые у меня появились на радужной палитре (желтая и красная). Какой цвет получился при смешивании? (в середине на палитре появляется оранжевая «краска»)
• Цвета радуги.
- Все цвета, которые мы видим, рождаются из прозрачного солнечного лучика. Лучи прячут от нас свой секрет, но иногда мы можем его увидеть. После дождя лучи проходят сквозь дождевые капли, и на небе появляется многоцветная радуга. Цвета радуги всегда располагаются в строгом порядке. Чтобы лучше запомнить его, была придумана такая поговорка: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Первая буква каждого слова обозначает первую букву названия цвета краски (в это время на палитре по порядку выстраиваю «краски-куклы»).
• Цветовой круг.
- Если цвета радуги сложить в колечко, то получится цветовой круг. Одна половинка цветового круга включает в себя такие цвета, которыми можно нарисовать холодную воду, морозные узоры, ледяные сосульки. Поэтому эти цвета называют холодными. А цвета другой половины цветового круга напоминают нам о жарком лете, горящем костре, теплом солнышке. Такие цвета называют теплыми. Подумай, какие краски (теплые или холодные) тебе понадобятся для рисования зимнего (летнего) пейзажа.
• - Еще один секрет: смешав два соседних цвета радужной палитры, можно получить смешанные цвета: красно-оранжевый, желто-оранжевый, сине-зеленый, красно-фиолетовый, желто-зеленый.
• Белая и черная краски.
Посмотри, как изменится цвет, если в него добавить белую или черную краску.
- Сколько всего цветов спрятано в твоей коробке с красками? Попробуй получить оттенки каждого цвета.
- Когда ты проделаешь эту работу со всеми красками, то у тебя получится целая коллекция цветов и оттенков.
- Используй полученные знания при рисовании, и твои рисунки станут еще лучше и красочнее.
Успехов вам в путешествии по стране Волшебных красок.
Данное пособие можно также использовать в качестве сюрпризного момента в непосредственно образовательной деятельности, в качестве мотивации («Нарисуем для мальчиков и девочек сказочный детский сад»).
Кроме того, красочность пособия привлекает и побуждает детей к совместным играм с куклами-красками, сочинению и обыгрыванию собственных историй и сказок, соответственно повышается речевая активность детей.
Таким образом, я стремилась к созданию эстетически оформленного, содержательного, динамического дидактического пособия, использование которого было бы многоплановым. Я считаю, что мне это удалось.