Инесса Агаджанян
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе компенсирующей направленности на январь
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: «Народная культура и традиции» Январь (09 – 12.01.2018г.)
Образовательная область «Познавательное развитие» («Познание»)
Публикация «Комплексно-тематическое планирование в старшей группе компенсирующей направленности на январь» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Зима
- Зима. Планирование на зимний период
- Планирование на январь
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Предметный словарь: Традиции, обычаи, Рождество, Пасха, Масленица, колядки, игрушка, матрешка, веретено, дудочки, обряды, загадки, потешки, попевки, встреча, весна, лапти, печка, кукла-самоделка, творчество, промысел, предки, хоровод, искусство, символ, творчество, платок, чучело, роспись, жостово, гжель, хохлома, труд, хлеб, соль.
Глагольный словарь: Праздновать, встречать, провожать, пришла, чувствовать, показывать, участвовать, угощать, наряжаться, обыгрывать, водить, сжигать, изображать, знакомиться, уважать.
Словарь признаков: Народные, русская, золотое, волшебные, липовые, прошлое, устное, честный, великий, соломенный, деревянный, старый, древний, интересный, дымковская, гжельская, хохломская, городецкая, каргопольская, павловопосадский, богородская, жостовская.
ООД 36 ДАТА___
«Математическое и сенсорное развитие»
Тема: «Формирование умения определять объем с помощью условной мерки»
Цель. Закрепление навыков количественного счета в пределах 10. Совершенствование навыков сравнения и уравнения множеств. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. Актуализация наречия поровну. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости. Формирование умения определять объем с помощью условной мерки. Знакомство с составом числа 6 Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия, координации речи с движением. Воспитание самостоятельности, активности инициативности.
Оборудование. Магнитная доска, магнитные фигуры, игрушки сказочных героев, картинки со сказочными героями.
Источник: Н. В. Нищева «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР» с 4 до 5 и с 5 до 6 лет», с. 303 ООД 36 ДАТА___
«Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование» (Часть, формируемая участниками образовательного процесса)
Тема: «Традиции и обычаи на Кубани»
Цель: приобщать к культурным традициям и обычаям кубанского народа; вызвать интерес к творческой деятельности жителей города Кропоткин.
Воспитывать любовь к родной Кубани, чувство патриотизма, гордости за малую Родину и уважение к своему народу.
Оборудование: мультимедийная презентация «Традиции, быт и культура казачества на Кубани»., предметы быта казаков: чугун, глэчик, скрыня, макитра, рушники, полотенца.
Источник: картотека конспектов занятий
Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей, культурные практики в режимных моментах Беседа о семейных традициях, праздниках и кубанских обрядах.
Опыт: Ветер в комнате? ( Источник: О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» с. 85).
Беседа «Январь»
Дидактические игры. Логические задачи на поиск недостающих фигур «Подготовка к открытию детского сада»
Решение сказочных задач
Чтение стихотворения Е. Н. Лебеденко «Январь»
Самостоятельная деятельность детей в режимных моментах Игры с лабиринтами.
Рассматривание детских энциклопедий.
Игры с палочками Х. Кюйзенера
Совместная деятельность с родителями
Образовательная область «Речевое развитие»
ООД 19 ДАТА ___
«Развитие речи»
Тема: Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества).
Цель: обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии сюжетных картинок. Формирование умения объединять действия на отдельных картинах в единую сюжетную ситуацию. Развивать у детей умение передавать предметное содержание сюжетных картинок. Упражнять в установлении причинно-следственной связи изображенных событий. Развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию. Воспитывать у детей любовь, уважение и желание прийти на помощь членам своей семьи.
Оборудование: серия сюжетных картин «Семейный ужин», картинка с изображением пылесоса.
Источник: О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет», с. 59
Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей, культурные практики в режимных моментах Пальчиковая гимнастика «Лепим мы из снега ком».
Работа со словарём «Кто больше слов на букву К назовёт».
Разучивание скороговорки: Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке
Д/и «У бабушки Загадушки»
Самостоятельная деятельность детей в режимных моментах Подвижная игра «К своим флажкам».
Настольный театр «Волк и семеро козлят».
Дидактические игры: «Я начну, а вы продолжите», «Добавь словечко», «Слово можно прошагать».
Совместная деятельность с родителями
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
ООД 9 ДАТА ___
«Аппликация»
Тема: «Русские узоры» (декоративная аппликация)
Цель: дать детям представление о вышивке как об одном из видов народного искусства; учить составлять декоративную аппликацию по мотивам русской народной вышивки; продолжить работу по развитию творческих способностей, закреплять навыки аппликации на ткани; формировать навыки совместной работы; закреплять навыки аккуратного наклеивания; развивать чувство ритма в узоре, мелкую моторику; воспитывать любознательность, интерес к народной культуре и традициям.
Оборудование: несколько салфеток и полотенец по мотивам русской народной вышивке (для рассматривания, бумага в виде полотенца (6/15 см, несколько образцов педагога, заранее вырезанные детали для составления узоров на полотенцах, клей, салфетки.
Источник: Н. Н. Леонова «Художественно – эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ» стр. 222 ООД 18 ДАТА ___
«Рисование»
Тема: «Сказочные домики».
Цель: Учить детей создавать образ сказочного дома; передавать в рисунке его форму, строение, части. Закреплять умение рисовать разными знакомыми материалами, выбирая их по своему желанию. Упражнять в закрашивание рисунков, используя разный нажим на карандаш оттенков цвета (при рисование цветными карандашами). Формировать желание рассматривать свои рисунки, оценивать их; стремление дополнять изображение (в свободное время).
Оборудование: фломастеры, цветные карандаши, цветные восковые мелки, краска гуашь, альбомные листы.
Источник: Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа стр. 48
«Музыка»
ООД 35 ДАТА ___
По перспективному плану музыкального руководителя ООД 36 ДАТА ___
По перспективному плану музыкального руководителя
Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей, культурные практики в режимных моментах Рисование «Праздники на Кубани»
Изготовление бинокля (из бросового материала – пластиковых бутылок). Упражнения в использовании различных приемов лепки (налепы, вдавливания). Украшение групповой комнаты. Разместить фонарики по несколько штук вместе в зависимости от цветового решения.
Знакомство с композитором М. Дунаевским.
«12 месяцев» - кукольный театр.
Развлечение всемирный день «Спасибо».
Чтение литературных произведений
Чтение загадок, стихотворений для зимних игр и развлечений
Чтение художественной литературы
Чтение стихотворения Э. Мошковской «Какие бывают подарки».
«Конструирование»
Тема: «Дворец для сказочных героев»
Цель: продолжать учить детей творческому конструированию по условию: строить красивый дом – дворец, находить необычные конструктивные решения, закреплять навыки планирования предстоящей работы, самостоятельно находить детали для украшения дворцов, договариваться о том, какую часть работ будет выполнять каждый. Воспитывать интерес к изобретательству.
Оборудование: крупный и мелкий строитель, зверюшки разной величины; предметы заместители.
Источник: Н. Ф. Тарловская «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду», стр. 38
Самостоятельная деятельность детей в режимных моментах Драматизация сказки «Кот, петух и лиса».
Рассматривание иллюстраций с изображением бабочек.
Художественно-развивающая игра «Подберем на своей палитре краски, которые художник использовал в картине».
Рассматривание тематических альбомов о музыкальных инструментах (рояль).
Игра на музыкальных инструментах.
Сюжетно – ролевая игра «Путешествие с героями сказок».
Кукольный театр: «Три медведя».
Рассматривания иллюстраций к произведению Ю. Коваль «Заячьи тропы».
Совместная деятельность с родителями Тематическая выставка – «Новогодняя и Рождественская фантазии»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей, культурные практики в режимных моментах Беседа: «Наша дружная семья»
Беседа «Из истории Руси. Рождество. Святки»
Дидактическая игра: «Повторяем друг за другом»
Работа со схемой микрорайона «Как дойти до детского сада».
Создание алгоритма «История электрической лампочки».
Дежурство по занятиям: лепка.
Дежурство по столовой
Коллективный труд в природе: расчищаем площадку малышей.
Беседа «Зрение – орган познания».
Гимнастика «Весёлая гимнастика», «Самолёт».
Дидактические игры «Найди свою игрушку»,
Игровое упражнение «Какие продукты нужны для хорошего зрения?»
Беседа по теме: «Поплотнее кран закрой – осторожен, будь со мной!»
Чтение сказки «Наводнение в кукольном домике»
Отгадывание загадок
Заучивание стихотворение «Что случилось?»
Самостоятельная деятельность детей в режимных моментах Русская народная игра «Краски».
Сюжетно-ролевая игра: «Ателье»
Хозяйственно-бытовой труд: стираем кукольную постель.
Дидактическая игра «Кто потрудился?».
Игра – забава «Необычные жмурки», «Кто ты?»,
Подвижная русская народная игра «Жмурки»
Рассматривания журналов о здоровье
Сюжетно – ролевая игра: «Семья».
Дидактическая игра: «Так и не так».
Совместная деятельность с родителями Консультация индивидуальная – «Если ребенок ворует. Маска откровения»
Консультация групповая – «Что мы знаем о ГРИППЕ и ОРВИ?»
Образовательная область «Физическое развитие» («Физическая культура»)
ООД 54 ДАТА ___
По перспективному плану инструктора по физическому развитию ООД 55 ДАТА ___
По перспективному плану инструктора по физическому развитию
Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей, культурные практики в режимных моментах П /И «Летает - не летает», «Горелки», «Ручеек», «Медведь и пчёлы» (лазание, «Невод и золотые рыбки», «Баба Яга», «Бармалей», «Муха-цокотуха».
И м/п «Найди и промолчи», «Сделай фигуру».
Народные кубанские игры «Гуси-гуси», «Прыгание через шапку»
Самостоятельная деятельность детей в режимных моментах Двигательная активность на прогулке и в совместной деятельности в группе (подвижные игры, физические упражнения).
Рассматривания иллюстраций, отражающие разные виды спорта, детей, занимающихся спортом.
Совместная деятельность с родителями Консультация «Приобщение детей к народной культуре, семейным традициям»
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: «Зимующие птицы» Январь (15 – 19.01.2018г.)
Образовательная область «Познавательное развитие» («Познание»)
Предметный словарь: Зима, месяц, декабрь, январь, февраль, корм, кормушка, помощь, холод, голод, птица, перо, клюв, хвост, крылья, туловище, лапки, пух, грудка, хохолок, оперение, воробей, свиристель, ворона, галка, сорока, голубь, синица, клест, снегири, дятел, щегол, сорока, сова, кукушка, птенец.
Глагольный словарь: Клевать, чирикать, нахохлился, каркать, выжить, замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать, покрывать, идти, заметать, прилетать, голодать, искриться, блестеть, переливаться, зимовать, ухать, петь, летать, садиться, порхать, трещать, ворковать, стрекотать, добывать, прятаться.
Словарь признаков: Зимующие, ветрено, морозно, холодный, белый, черный, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный, маленький, большой, юркий, острые, длинный, короткий, белоснежный, красивый, зимний, разноцветный, шумные, драчливая, серенький, скромный, непоседливый.
ООД 37 ДАТА ___
«Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения»
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: закрепить и уточнить название зимующих птиц. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов. Развивать словарь, внимание.
Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображением зимующих птиц; раздаточный материал – семена растений, карточки с разным количеством зимующих птиц, картинки с изображением птиц.
Источник: Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет», с. 40 ООД 37 ДАТА___
«Математическое и сенсорное развитие»
Тема: «Измерение условной меркой»
Цель. Познакомить детей с приемом сравнения длины и ширины предметов измерением условной меркой; упражнять в ориентировке на плоскости листа; учить запоминать, сколько, каких геометрических фигур и где надо положить: вдоль верхнего или нижнего края листа, правого или левого, в верхнем левом или правом углу, в нижнем левом или правом углу, закрепить навыки счета и отсчета.
Оборудование. Серая и белая веревки; листы бумаги, пеналы с геометрическими фигурами.
Источник: Л. С. Метлина «Занятия по математике в детском саду», с. 106 ООД 38 ДАТА___
«Математическое и сенсорное развитие»
Тема: «Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. Актуализация наречия поровну»
Цель. Закрепление навыков количественного счета в пределах 10, Совершенствование навыков сравнения и уравнения множеств. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. Актуализация наречия поровну. Ознакомление с составом числа 6. Закрепление представления о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше части, умения называть часть. Упражнение в соотношении числа и цифры. Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания, тонкой моторики. Воспитание умения выполнять задания сообща.
Оборудование. Магнитная доска, разноцветные геометрические фигурки, два ведерка разных цветов с семенами подсолнечника и пшена, кукольные чашки двух цветов, бумага квадратной и прямоугольной формы.
Источник: Н. В. Нищева «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР» с 4 до 5 и с 5 до 6 лет», с. 279 ООД 38 ДАТА___
«Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование»
Тема: Беседа о зимующих и перелетных птицах. Опыт «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Цель: формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц, классифицировать птиц на зимующих и перелетных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях. Знакомство со свойствами воды.
Оборудование: таблицы с зимующими и перелетными птицами, кормушки из молочных пакетов, семечки подсолнуха, пшено, кусочки сала. Стаканы с водой разной температуры.
Источник: Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», с. 64
Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей, культурные практики в режимных моментах Опыт: Мы фокусники? ( Источник: О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» с. 94).
Выкладывание предметов по возрастанию и убыванию по ширине, длине, высоте.
Дидактические игры «Куда пойдёшь – то найдёшь», «Что изменилось»
Упражнять детей в назывании дней недели (используя стихи).
Дидактические игры: «Из чего лучше сделать», «Знаешь ли ты, для чего нужен предмет».
Самостоятельная деятельность детей в режимных моментах Игровое упражнение «Вверху – внизу».
Игры с мелким конструктором.
Развивающая игра «Каждую фигуру на своё место»
Совместная деятельность с родителями Консультация групповая – «Гражданско - патриотическое воспитание»
Образовательная область «Речевое развитие»
ООД 20 ДАТА ___
«Развитие речи»
Тема: Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы.
Цель: учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности. Учить составлять описательные рассказы. Упражнять детей в отгадывании птиц по описанию. Упражнять в подборе синонимов. Учить согласовывать слова в предложениях. Воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.
Оборудование: схема описания птиц, предметные картинки с использованием зимующих птиц.
Источник: О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет», с. 68
Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей, культурные практики в режимных моментах Дидактическая игра: «Подскажи словечко»
Пальчиковая гимнастика «Прилетайте, птички».
Дидактические игры: «Какое слово заблудилось?», «Кто самый внимательный», «Подбери слова», «У кормушки».
Работа со словарём «Кто больше слов на букву Л назовёт».
Самостоятельная деятельность детей в режимных моментах Подвижная игра «К своим флажкам».
Театральные игры.
Дидактические игра: «Кто ушёл вперёд?
Совместная деятельность с родителями
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
ООД 10 ДАТА ___
«Лепка»
Тема: «Красивые птички» (по мотивам народных дымковских игрушек)
Цель: Развивать эстетическое восприятие детей. Вызвать положительные эмоциональное отношение к народным игрушкам. Закреплять приё мы лепки: раскатывания глины (пластилина, оттягивание, сплющивание, прищипывание. Развивать творчество.
Оборудование: глина (пластилин, стеки, доски для лепки (на каждого ребёнка).
Источник: Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа стр. 37 ООД 19 ДАТА ___
«Рисование»
Тема: «Сидят на ветках снегири, сияют словно фонари» (предметное рисование).
Цель: Продолжить знакомить детей с зимующими птицами; закреплять знание детей о внешнем виде птиц (снегирей)и повадках (летают, сидят);учить изображать снегирей на ветке, передавать их строение (овальное туловище, круглая голова, острый небольшой треугольный клюв, короткий хвост); развивать творческие способности, умение подбирать соответствующую цветовую гамму, смешивать краски для получения нужного оттенка; проявлять оценочное отношение к работе сверстников, доброжелательное отношения к ним; воспитывать любовь и уважение к птицам, желание проявить заботу о них.
Оборудование: фотографии с изображением снегирей, гуашь, кисти, слегка за тонированные листы бумаги, салфетки, палитра, технологическая карта последовательности рисования снегиря; Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Домашние, перелётные, зимующие птицы. Стихи А. Прокопьева «Стихи», Н. Томилиной «Снегири».
Источник: Н. Н. Леонова «Художественно – эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ» стр. 101
«Музыка»
ООД 37 ДАТА ___
По перспективному плану музыкального руководителя ООД 38 ДАТА ___
По перспективному плану музыкального руководителя
Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей, культурные практики в режимных моментах Драматизация сказки «Заячья избушка».
Изготовление кормушки и клоуна способом симметричного вырезания.
Упражнение в умении выразительно передавать светящиеся предметы (окна домов, ночные фонари, фары автомобилей в ночное время).
Упражнение в лепке предметов с использованием налепов, вдавливания.
Песенное творчество «Дружная семья».
Д/И «Музыкальные загадки».
«Чтение литературных произведений» : М. Пришвин «Птицы под снегом», Г. Скребицкий «На лесной полянке». Наблюдения за птицами на территории д/сада. Аппликация «Снегири на ветках», лепка – «»Птицы на кормушках»
«Чтение художественной литературы»
В. Бианки «Синичкин календарь»
«Конструирование»
Тема: «Новоселье у воробьев».
Цель: учить детей дополнять поделки из пластилина природным материалом, развивать воображение, создавать выразительный образ: воробей – драчун, задира и т. д. Продолжать учить бережно обращаться с природным материалом
Оборудование: пластилин, коробки с природным материалом, веточки, перья, листья, трава, колоски.
Источник: Н. Ф. «Тарловская «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду» 122
Самостоятельная деятельность детей в режимных моментах Рассматривание иллюстраций к сказкам о животных.
Рассматривание картины И. И. Шишкина «Зима».
Драматизация сказки «Заячья избушка».
Слушание музыкальных произведений: Н. Римский – Корсаков «Колыбельная».
Песенное творчество.
Игра на музыкальном инструменте (маракасы).
Сюжетно – ролевая игра «детский сад»
Настольный театр «Маша и Медведь»
Настольно – печатная игра «Путешествие по сказкам».
Совместная деятельность с родителями
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей, культурные практики в режимных моментах Дидактические игры: «Помощники человека», «Кто скорее построит дом?».
Беседа: «О помощи взрослым»
Создание алгоритма «История возникновения автомобиля».
Дежурство по занятиям.
Дежурство по столовой.
Дежурство в уголке природы: упражнение «Цветочный остров»
Труд в природе: изготовление и вывешивание льдинок на участке.
Беседа «Движение – существенный признак жизни».
Дидактические игра: «Разложи карточки».
Игровое упражнение на ледяной дорожке «Конькобежец», «Неваляшка», «Пружинка».
Чтение загадок, стихотворений о зимующих птицах
Конструирование бензоколонки из строительного материала с последующим обыгрыванием.
Игра «Трудно - легко».
Правила скольжения по ледяной дорожке.
Беседа по теме: «Чем опасен дым?».
Чтение сказки «Вороненок».
Самостоятельная деятельность детей в режимных моментах Сюжетно – ролевая игра «Строители», «Шофёры», «Детский сад».
Рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок по темам «Мы - пассажиры».
Хозяйственно-бытовой труд: протираем строительный конструктор.
Формирование культурно – гигиенических навыков.
Самообслуживание: упражнение «Обувная полка».
Дидактическая игра «Так и не так».
Коллективное рисование по теме: «Ни ночью, ни днем не балуйтесь огнем!».
Конструирование автовокзала из строительного материала с последующим обыгрыванием.
Совместная деятельность с родителями Консультация индивидуальная – «Какие растения можно назвать комнатными санитарами?»
Образовательная область «Физическое развитие» («Физическая культура»)
ООД 56 ДАТА ___
(НА ПРОГУЛКЕ)
Тема: «Учить работать с мячом в паре»
Цель: Учить работать с мячом в паре: точно целиться в руки товарища. Во время прыжков использовать и силу рук, и резкое отталкивание. Спину держать слегка прогнутой во время ползания с мешочком на спине. Формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений.
Цель к подвижным играм: Развитие мелкой моторики и координации движений рук.
Формировать фонематический слух в процессе игры. Развитие слухового внимания.
Развитие внимания и целеустремленности.
Оборудование: Мячи, скакалки, мешочки, канат. ООД 57 ДАТА ___
По перспективному плану инструктора по физическому развитию ООД 58 ДАТА ___
По перспективному плану инструктора по физическому развитию
Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей, культурные практики в режимных моментах Подвижные игры на ледяной дорожке «Эстафета», «Синие, жёлтые, красные», «Вперёд спиной», «Совушка», «Птицелов», «Попрыгунчики воробышки», «Воробьи и вороны»
Малоподвижная игра «Найди птичку», «Съедобно – не съедобно».
Самостоятельная деятельность детей в режимных моментах Двигательная активность на прогулке и в совместной деятельности в группе (подвижные игры, физические упражнения).
Рассматривания иллюстраций, отражающие разные виды спорта, детей, занимающихся спортом.
Совместная деятельность с родителями