Наталья Александровна Потапова
Комплексно-тематическое планирование по теме «Народная культура и традиции» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
III — IV неделя января.
Развернутое комплексно-тематическое планирование по теме : «Народная культура и традиции» (Рождество) январь III неделя
Цель: Формирование у детей интереса к русской культуре. Познакомить детей с историей возникновения праздника Рождества. Вызвать желание знакомиться с устным народным творчеством (колядки, потешки, зазывалки).
Публикация «Комплексно-тематическое планирование по теме „Народная культура и традиции“ в старшей группе» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Образовательные области Совместная деятельность взрослого и детей Индивидуальная работа Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями
Социально-коммуникативное развитие Ситуативный разговор «Зачем людям нужны праздники?».
Проблемная ситуация «Как поздравить с Рождеством».
С/р игра «Ярмарка» (коробейники, короба с товаром, лавки с товаром, скоморохи). Разучить закличку «Мороз, мороз! Не морозь мой нос» (Маханева, стр. 43)
…
Рассказывание «Как я играю зимой на улице»
…
Игровое взаимодействие «Продай товар на ярмарке»
…
Организация показа сказки «Снегурочка»
…
Р/и «Сложи квадрат» (2-ой уровень сложности)
…
Д/и «Четвертый лишний» (сезонная одежда)
….
ЗКР. Скороговорка «Снегири»
…
Серия картинок «Святочные гуляния» (из интернета).
Набор поздравительных открыток «Рождество».
Поместить в уголок театрализованной деятельности шапки скоморохов, короб с товарами, ленты атласные, русские рубахи, сарафаны, расписные ложки, трещотки, бубны.
Игрушка «Лошадка» (палочка с головой лошади).
«Дуга» для лошадиной упряжки.
Обводки «Скоморохи», «Ангел». Информационный материал «Праздник Рождество Христово», праздничные гуляния в Выборгском районе, спектакли в городских детских театрах.
Попросить родителей организовать выставку Рождественских поздравительных открыток.
Попросить родителей изготовить вместе с ребенком маску для ряжения.
Консультация «Как рассказать детям о Рождестве».
Индивидуальная беседа с бабушкой … о необходимости соблюдения режима дня дома, в том числе дневного сна.
Индивидуальная беседа с родителями … о плохом аппетите девочки.
Познавательное развитие Беседа «Как в старину праздновали Рождество».
Просмотр презентации «Рождественская сказка».
Опыты со снегом «Лепится – не лепится» (смачивание снега для лепки фигурок из снега).
Речевое развитие Чтение А. Веретенникова «Светлый праздник – Рождество Христово», Б. Пастернак «Рождественская звезда», Г. Галина «История одной сосульки» (рождественская сказка, С. Черный «Рождественское».
Презентация - викторина «Зимние сказки».
Заучивание рождественских колядок «Пришла коляда, отворяй ворота», «Никола-зимний».
Художественно-эстетическое развитие Изготовление народных рождественских игрушек: козули и плюшки, ангелочков, фонариков.
Лепка «Калач», «Петушок на палочке».
Оригами «Рождественский венок» (модульное).
Конструирование «Свеча» (р/и «Танграм»).
Украшение дуги для лошадиной упряжки атласными ленточками.
Слушание обрядовой песенки «Коляда! Коляда! Ты подай пирога!».
Физическое развитие Комплекс утренней гимнастики №6 (Планирование на каждый день, декабрь – февраль, стр. 284).
П/игры «Гори, гори ясно», «Салки – догонялки», «Позвони в колокольчик».
Хороводная игра «Как у нас то Козел», «Баба Яга».
Игры-забавы «Петушки», «Перетяни веревку».
Итоговое мероприятие: родительский клуб «Такие разные колокольчики» (совместно с музыкальным руководителем).
Развернутое комплексно-тематическое планирование по теме : «Народная культура и традиции» (Художественно-декоративные промыслы) январь IV неделя
Цель: Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором.
Образовательные области Совместная деятельность взрослого и детей Индивидуальная работа Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями
Социально-коммуникативное развитие Беседа «В гости к мастерам» (народные промыслы России)
Ситуативный разговор «Можем ли мы сделать в группе матрешку?».
Работа в мини-музее «Матрешка» (экскурсия, рассказы об экспонатах).
Поведенческий тренинг «Чтобы не потеряться в музее» (правила поведения в общественных местах большого скопления людей). «Опиши предмет» (по схеме)
…
«Расставь предметы в мини-музее» (классификация по промыслам)
….
«Придумай и покажи сказку про Матрешку»
…
Упражнение «Придумай предложение со словом матрешка»
…
«Разложи матрешек по росту» (от большой до маленькой и наоборот)
…
Упражнения «Найди отличие», «Найди такую же» (д/и «Сходство и различие»)
… Стилизованная детская карта России с указанием мест, где существуют народные промыслы.
Д/и «Русские узоры».
Матрешки, предметы различных промыслов.
Серия картинок «Последовательность создания матрешки» (из интернета).
Схема для составления описательного рассказа о предмете.
Наглядно-дидактические материалы «Дымковская игрушка», «Гжель», «Золотая хохлома», «Матрешки», «Сергеев-Посадские мастерицы».
Коллекция куколок в народных костюмах.
Карточка последовательности действий для проведения опыта «Тонет – не тонет».
Раскраски «Матрешки», «Дымковские игрушки», «Посуда Хохлома», «Посуда Гжель», «Жостовские подносы».
Обводки «Матрешки». Информационный материал «Давайте поиграем» (рекомендации по организации развивающих игр «Сложи квадрат» и «Палочки Кюизенера»).
Консультация «Как заинтересовать ребенка изобразительной деятельностью».
Попросить родителей включиться в сбор экспонатов для мини-музея «Матрешка».
Предложить родителям посетить с детьми музей кукол.
Индивидуальные беседы с родителями …. «Как стимулировать самостоятельное одевание и раздевание ребенка».
Познавательное развитие Показ презентации «Как Матрешка родилась».
Д/и «Что за чем» (последовательность действий при изготовлении матрешки).
Д/и «Четвертый лишний» (народные промыслы, элементы росписи).
Экспериментирование «Свойства деревянных предметов».
Речевое развитие Чтение сказа «Малахитовая шкатулка» П. Бажова, стихотворений «Дымка» и «Красная девица» М. Г. Смирновой.
Д/и «Опиши, мы отгадаем», «Сосчитай» (1 матрешка, 2 матрешки и т. д., «Кто с кем дружит» (обобщение).
Разучивание стихотворения «Матрешка».
Составление рассказов (по схеме описательного рассказа о предмете) о предметах народных промыслов.
Художественно-эстетическое развитие Рассматривание предметов народных промыслов, выявление особенностей, элементов украшения.
Игра на музыкальных инструментах – ложки, трещетка.
Песенно-танцевальная деятельность «Мы – матрешки».
Показ музыкальных инструментов: свистульки.
Д/и «Русские узоры» (подобрать элементы узоров к предметам народных промыслов).
Пластилинография «Матрешка».
Физическое развитие Комплекс утренней гимнастики №7 (Планирование на каждый день, декабрь – февраль, стр. 285).
П/игры «Бабка Ежка», «Кошки – мышки», «Краски», «Пузырь», «Баба шла, пирожок нашла».
Физкультминутка «Чок, чок, чок – ручки на бочок».
Упражнения «Перепрыгните чере узкий и широкий ручей», «Иголочка и ниточка».
Итоговое мероприятие: организация мини-музея «Матрешка».