Татьяна Воробьева
Комплексно-тематическое планирование по ФЭМП в старшей группе на март-май
▼ Скачать + Заказать документы
Март 1-я неделя № 25
Образовательные задачи:
1. Учить детей составлять число 9 из отдельных единиц: учить составлять группу предметов из 9 предметов и называть полученный результат соответствующим числительным «девять», (с использованием предметов, названия которых
существительные мужского рода, и обозначать его цифрой 9.
2. Упражнять детей при пересчёте согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже; различать процесс и итог счёта.
3. Упражнять в устном счёте до девяти.
4. Упражнять в рисовании геометрических фигур на листе в клетку (круга и
треугольника).
Публикация «Комплексно-тематическое планирование по ФЭМП в старшей группе на март-май» размещена в разделах
- Весна. Планирование на весенний период
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Планирование на май
- Планирование на март
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
5. Закреплять умение устанавливать равенство из неравенства двумя способами (либо убирая от большей группы один предмет, либо прибавляя один предмет к меньшей).
Развивающие задачи:
1. Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать форму знакомых предметов.
Воспитательные задачи:
1. Формировать навыки самоконтроля и самооценки, воспитывать чувство взаимопомощи,
умение работать в коллективе.
Демонстрационный материал:
Счётная лесенка. Магнитная доска (фланелеграф, наборное полотно). Игрушки, названия
которых сущ. мужского рода, - два вида по девять игрушек. Два набора кружков –
двух цветов по девять штук каждого цвета. Набор цифр от 1 до 9, Цифры 8 и 9 по два
экземпляра.
Раздаточный материал:
Наборы цифр для каждого ребёнка от1 до 9. Лист в клетку, карандаши.
Связь с другими видами деятельности:
Рисование «Фантастические цветы»
Развитие речи «Ранняя весна» (употребление трудных форм родительного падежа, множественного числа существительных ботинок, чулок, тапочек и т. д.)
Д/и «Подбери нужное» Цель: Развитие логического мышления (анализ и синтез)
Март 2-я неделя № 26
Образовательные задачи:
1. Закрепить образование количественной группы, называемая числительным девять,
с использованием предметов, названия которых существительные женского и мужского рода и цифру 9. Упражнять при пересчёте согласовывать числительное с
существительным в роде, числе и падеже.
2. Продолжать учить различать процесс и итог счё та: пересчитывая, называть только
числительные, заканчивая пересчёт, последнее числительное именовать (то есть употреблять словосочетание – числительное и существительное, например, пять матрёшек).
3. Упражнять в счёте на ощупь, отсчитывая из большего количества меньшее (в пределах 7)
4. Закреплять у детей знание формы предметов (рисование на бумаге в клетку овала и
прямоугольника).
5. Закреплять умение ориентироваться на плоскости листа.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение вслушиваться в происходящее и выражать словесно свои ощущения,
развивая умение произвольно переключать внимание.
Воспитательные задачи:
1. Формировать навыки самоконтроля и самооценки, воспитывать чувство взаимопомощи,
умение работать в коллективе.
Демонстрационный материал:
Счётная лесенка. Магнитная доска (фланелеграф, наборное полотно).
Игрушки, названия которых существительные женского рода – по два вида по девять штук. Два набора кружков двух цветов – по девять штук каждого цвета.
Набор цифр от 1 до 9. Цифры 8 и 9 по две штуки. Четыре подноса с природным
материалом (четыре вида). «Чудесный мешочек». Овал и прямоугольник из
плотной бумаги.
Раздаточный материал:
Листок бумаги в клетку, карандаши.
Д/и «Сколько осталось» Цель: Развитие навыка счёта предметов (в пределах 9, умение
соотносить количество и число.
Связь с другими видами деятельности:
Сюжетно- дидактическая игра «Почта»
Рисование «Весенний ковёр» Д/и «Чудесный мешочек» Цель: Упражнять в счёте
на ощупь. Д/и «Разложи правильно» Цель: Учить раскладывать счётные карточки в
возрастающей и убывающей последовательности.
Март 3-я неделя № 27
Образовательные задачи:
1. Учить детей составлять число 10 из отдельных единиц; учить составлять группу из 10 предметов и называть полученный результат соответствующим числительным «десять»
(с использованием предметов названия, которых существительные мужского и женского рода) и обозначать его цифрой 10.
2. Учить ориентировке в пространстве без зрительного контроля.
3. Упражнять в счёте звуков (счёт на слух)
4. Закрепить знания о геометрических формах шар, куб, цилиндр.
5. Закрепить знание детьми цифр от 1 до 9.
6. Совершенствовать умение преобразовывать неравенство в равенство двумя способами.
Развивающие задачи:
1. Развивать у детей общий ритм и темп действий.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и товарищей, не перебивать.
2. Воспитывать старательность при выполнении заданий.
Демонстрационный материал:
Счётная лесенка. Наборное полотно или фланелеграф.
Игрушки, названия которых сущ. муж. рода (один вид) и жен. рода (один вид)
по десять штук каждого, Два набора кружков двух цветов по десять штук каждого цвета. По 5 шт геометрич. форм (шар куб, цилиндр). Длинная верёвка. Три колокольчика, к язычку из них прикреплена верёвочка длиной около 25 см. Три платочка для завязыва-
ния глаз. Любые два музыкальных инструмента.
Раздаточный материал:
Наборы цифр от 1 до 10.
Связь с другими видами деятельности:
Музыкальная игра «Сосчитай и повтори». Конструирование из бумаги на основе
цилиндра, Подвижная игра «Прятки». Прогулка (составь число 10 из любых
предметов – шишки, камушки, палочки и т. д.)
Лепка «Наши любимые игрушки» Д/и «Прятки с цифрами» Цель: Закрепить знания
о цифрах (от 0 до 10)
Март 4-я неделя № 28
Образовательные задачи:
1. Учить детей сравнивать предметы по длине и ширине с помощью условной мерки.
2. Упражнять детей в прямом и обратном счёте на числах первого десятка, считать от любого названного числа.
3. Закрепить образование количественной группы, называемая числительным десять, с
использованием предметов, названия, которых существительные женского и мужского
рода, и цифру 10. Упражнять при пересчёте согласовывать
числительное с существительным в роде, числе и падеже.
4. Закрепить знание формы предметов (рисование прямоугольников и овалов на бумаге в клетку)
Развивающие задачи:
1. Развивать чувство времени – длительности временного интервала (3 минуты)
2. Развивать умение согласовывать с партнёром ритм и темп при чтении стихотворения вдвоём.
Воспитательные задачи:
1. Формировать навыки самоконтроля и самооценки, воспитывать
чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе.
Демонстрационный материал:
10 треугольников, 10 квадратов (для магнитной доски или фланелеграфа)
Цифры от 0 до 10. Овал и прямоугольник. Мерка – полоска длиной 10 см, ковёр
(длина – 50 см, ширина – 30 см)
Раздаточный материал:
Листы бумаги в крупную клетку (по одному на каждого ребёнка). Карандаши.
Мерка – полоска длиной 4 см. Полоски длиной 16 см, шириной 8 см.
Связь с другими видами деятельности:
Аппликация из бумаги «Весёлые портреты»
Д/и «Сколько осталось» Цель: Развитие навыка счёта предметов (в пределах 10, умение соотносить количество с цифрой.
Апрель 1-я неделя № 29
Образовательные задачи:
1. Учить ориентироваться по плану (группы)
2. Учить детей различать и называть геометрическую фигуру четырёхугольник, сравнивая его с квадратом и прямоугольником.
3. Упражнять в сравнении длины и ширины предмета с помощью условной мерки.
4. Упражнять детей в устном счёте в прямом и обратном порядке на
числах до десяти включительно.
5. Закреплять знание последовательности дней недели.
Развивающие задачи:
1. Развивать произвольное запоминание, способность оперировать
с числовым рядом в уме.
2. Развивать у детей произвольное внимание, умение договариваться взглядом, находить себе пару в игре.
3. Развивать умение согласовывать с партнёром ритм и темп при чтении стихотворения вдвоём.
Воспитательные задачи:
1. Формировать у детей умение вычленять существенные признаки описанной ситуации.
Демонстрационный материал:
Фланелеграф, вырезанные из картона 1 большой и 8 маленьких прямоугольников, 16
маленьких квадратиков, обозначающих стол воспитателя, детские столики и
стульчики в группе. Игрушка (которую прячут, маленький красный кружок (с
помощью которого на плане отмечается, куда спрятана игрушка). Числа от 0 до 10.
Природный материал (жёлуди, небольшие камушки).
Геометрические фигуры четырёхугольник, квадрат и прямоугольник.
Раздаточный материал:
Числа от 0 до 10. Мерка – полоска 5 см.
Плоскостные ручейки (длиной 20см, шириной 10 см).
Связь с другими видами деятельности:
ФЦКМ «Календарь». Д/и «Угадай-ка»
Цель: Закрепление последовательности натурального ряда чисел.
Д/и «Торопись, да не ошибись» Цель: Закрепить знания состава чисел
первого десятка. Игры с мячом «Продолжай считать», «Скажи последующее
число», «Скажи предыдущее число», «Дополни число»
Апрель 2-я неделя № 30
Образовательные задачи:
1. Учить детей определять вес предметов (развивать барическое чувство) : тяжелее – легче, самый тяжёлый – самый лёгкий (выстраивать сериационный ряд из трёх различных по весу предметов).
2. Упражнять в умении ориентироваться по плану группы.
3. Упражнять детей в устном счёте в прямом и обратном порядке на
числах до десяти включительно.
4. Развивать представления о том, что результат счёта не зависит от расположения предметов, а также от направления счёта (справа – налево, слева – направо
с середины, от любого предмета)
5. Упражнять в нахождении предметов четырёхугольной формы, в окружающей
обстановке.
Развивающие задачи:
1. Развивать у детей внимание, произвольность поведения.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать дружелюбие, старательность при выполнении заданий.
Демонстрационный материал:
Три коробочки разные по весу (самая маленькая коробочка – самая тяжёлая, в ней лежит завёрнутый в вату камушек побольше, чем в коробочке среднего размера; а самая
большая пустая, она самая маленькая. (коробочки разного цвета) Числа от 0 до 10.
Раздаточный материал:
На каждого ребёнка план группы (где отмечено красным кружком спрятанная
игрушка) для каждого ребёнка своё место. Мелкие игрушки двух видов в достаточном количестве.
Связь с другими видами деятельности:
Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
Д/у «Найди спрятанную игрушку» Цель: Закрепить пространственные представления:
слева, справа, впереди, за, между, около, рядом, перед, вверху, внизу.
Апрель 3-я неделя № 31
Образовательные задачи:
1. Учить измерять объём жидких и сыпучих веществ условными мерками.
2. Упражнять детей при ответе на вопросы «Сколько всего?» и
«Который по счёту? Пользоваться соответственно порядковыми и количественными
числительными.
3. Упражнять детей в различении правой и левой стороны своего тела.
4. Упражнять в умении определять вес предметов (развивать барическое чувство)
5. Закреплять знание детьми дней недели, развивать умение ориентироваться во времени.
Развивающие задачи:
1. Развивать чувство времени – длительность временного интервала 3 минуты.
2. Развивать у детей внимание, произвольность поведения.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать старательность при выполнении задания.
Демонстрационный материал:
Две банки (в одной вода, стакан, чашка, ложка, мешочек с любой мелкой крупой
фишки. Три коробочки разные по весу. Мяч.
Раздаточный материал:
Природный материал (камушки, жёлуди, шишки и т. д.)
Связь с другими видами деятельности:
Сюжетно – ролевая игра «Магазин» ФЦКМ (опытническая деятельность) Наблюдения в природе. Д/у «Кто больше принесёт?», «Кто назовёт больше?», «Наведи порядок» Цель: Закрепить знание счёта в пределах 10, с пересчётом предметов, названия которых существительные женского (мужского) рода.
Апрель 4-я неделя № 32
Образовательные задачи:
1. Учить ориентироваться по схеме.
2. Упражнять детей в устном счёте в прямом и обратном порядке, начиная от любого числа.
3. Упражнять при ответе на вопросы «Сколько всего?», «Какой по счёту?» пользоваться соответствено порядковыми и количественными числительными.
4. Упражнять в умении выстраивать ряд из десяти предметов, различающихся по ширине
на 1 см.
5. Развивать представления о том, что результат счёта не зависит от расположения предметов, а также от направления счёта. (справа налево, слева направо,
с середины, от любого предмета)
Развивающие задачи:
1. Развивать чувство времени – длительность временных интервалов 1 минута.
2. Развивать у детей общий ритм и темп действий.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать чувство взаимопомощи, усидчивость, умение работать в коллективе.
2. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Демонстрационный материал:
Три комплекта чисел от 0 до 10, счётная лесенка, десять игрушек, Десять полосок разных неповторяющихся цветов длиной примерно 30 см, ширина самой широкой 13 см, каждая
последующая уже предыдущей на 1 см. Схема группы. Игрушка.
Раздаточный материал:
Числа от 0 до 10. десять полосок разных неповторяющихся цветов (красная, синяя, зелёная, жёлтая, белая или чёрная) длиной примерно 30 см, ширина самой широкой 13 см, каждая последующая уже предыдущей на 1 см. Счётная карточка.
Связь с другими видами деятельности:
Сюжетно – дидактическая игра «Ателье» Прогулка (найди по схеме сундук с игрушками»
Д/у «Посчитай и ответь» Цель: Упражнять в умении различать количественный и порядковый счёт, отвечая на вопросы: «Сколько?», «Который?», «Сколько всего?», «Какой по счёту?». Показывать относительность порядкового счёта.
Май 1-я неделя № 33
Итоговые занятия
«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛУНУ»
Образовательные задачи:
1. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, обозначать направление словами
«слева», «справа», «сверху», «внизу», «в середине».
2. Упражнять в различении и правильном назывании дней недели; разных видов
четырёхугольников, в порядковом счёте.
Развивающие задачи:
1. Развивать смекалку, сообразительность, умение сравнивать, анализировать.
2. Совершенствовать психические процессы.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать чувство взаимопомощи, усидчивость, умение работать в коллективе,
интерес к математике.
Демонстрационный материал:
Карточки созвездий, 2 ракеты, мешок с крупой, мерный стаканчик, сундук с замками.
Раздаточный материал:
Синий лист бумаги формат А – 4, ракета, д/и «Танграм», кодовые карточки с цифрами и буквами.
Связь с другими видами деятельности:
Аппликация «Весенний ковёр». Сюжетно – дидактическая игра «Магазин».
Опытническая деятельность. Игры с мячом. Д/и «Угадай- ка» Цель: Закрепление
последовательности натурального ряда чисел.
Май 2-я неделя № 34
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНКУРС «ПОМОЖЕМ НЕЗНАЙКЕ И
ПОЧЕМУЧКЕ СОХРАНИТЬ ДРУЖБУ»
Образовательные задачи:
1. Упражнять в умении определять место числа в натуральном ряду, совершенствовать навыки счёта, сравнения чисел, установления отношений между временами года и полным годом, между сутками и днями недели.
2. Упражнять в сравнении предметов по высоте.
Развивающие задачи:
1. Развивать творческое воображение, пространственную ориентировку.
2. Развивать у детей внимание, произвольность поведения.
Воспитательные задачи:
1. Формировать навыки самоконтроля и самооценки, воспитывать чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе.
Демонстративный материал:
Карточки с изображением улицы, домика чисел, числовые карточки, образцы рисунков трёх ковров, игрушечные Незнайка и Почемучка, конфеты, полиэтиленовые пакеты
для конфет.
Раздаточный материал:
Парные числовые карточки для каждой команды, листы цветной бумаги прямоугольной
формы, конверты с геометрическими фигурами (круги, квадраты, овалы, прямоугольники, треугольники) для украшения ковров.
Связь с другими видами деятельности:
Сюжетно – дидактическая игра «Ателье» Конструирование из строительного
Материала «Башни Кремля». Д/и «Почини одеяло» Цель: Закрепление представлений о
геометрических фигурах, умение осуществить зрительно – мысленный анализ
способа расположения фигур.
Май 3-я неделя № 35.
«ПУТЕШЕСВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК»
Образовательные задачи:
1. Упражнять в сравнении длины и ширины с помощью условной мерки.
2. Упражнять в ориентировке по схеме (карте).
3. Упражнять в порядковом счёте, счёте звуков и воспроизведении
заданного количества предметов.
4. Закреплять знания о пространственных направлениях: «слева», «справа», «сзади», «перед», «за», «между», «впереди», «рядом» и правильно называть эти
направления.
Развивающие задачи:
1. Развивать смекалку, сообразительность, умение анализировать
Воспитательные задачи:
1. Формировать навыки самоконтроля и самооценки, воспитывать
чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе.
Демонстрационный материал:
Домики, лабиринт, карта, металлофон, молоточек.
Раздаточный материал:
Счётные палочки, медальки, лодки, условные мерки, карточки с изображением предметов,
игра «Танграм», схемы, звёзды.
Связь с другими видами деятельности:
Подвижные игры «Бездомный заяц», «Ловишки» Д/у «Что, где?» Цель: Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве,
Понимать смысл пространственных отношений.
Май 4-я неделя № 36
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНКУРС «ДОГОНЯЛКИ»
Образовательные задачи:
1. Упражнять в составе чисел первого десятка из единиц и из двух меньших чисел.
2. Упражнять в устном счёте от 1 до 10 в прямом и обратном порядке.
3. Закреплять умения сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10
4. Упражнять в ориентировке на листе бумаги.
Развивающие задачи:
1. Развивать внимание, быстроту реакции.
2. Развивать у детей общий групповой темп и ритм в движении.
Воспитательные задачи:
1. Формировать навыки самоконтроля и самооценки, воспитывать чувство взаимопомощи,
умение работать в коллективе.
Демонстрационный материал:
Наборное полотно с двумя полосками, квадраты красного и синего цвета, прямоугольный лист бумаги с нарисованными на нем разноцветными фигурами, четыре
карты с нарисованными на них одинаковыми фигурами, маска кота или игрушечный кот,
два шарика, верёвка, карты с кругами одного цвета, карточки, на которых представлены все случаи определения состава каждого числа из двух меньших: например, один
красный кружок и два синих, два красных и один синий (состав числа 3)
Раздаточный материал:
Карточки с разноцветными фигурами в разном количестве.
Связь с другими видами деятельности:
Прогулка в весенний лес
Д/у «Палочки считалочки» Цель: Упражнять в умении определять
равное количество в группах разных предметов. Сюжетно – дидактическая игра «Магазин» Аппликация «Узор на салфетке» Считалочки. Рисование. Рисование
«Радуга – дуга»