Инна Григорьева
Комплекс занятий по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс занятий по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.
Занятие 1.
Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез слов.
Цель: Развитие фонематического анализа и синтеза, фонематического восприятия.
Публикация «Комплекс занятий по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
Задачи: Вспомнить вместе с детьми гласные и согласные звуки, закрепить знания детей о звонких и глухих, твердых и мягких согласных; развивать фонематическое восприятие, учить дифференцировать согласные звуки, закрепить знания о парных согласных.
Оборудование: таблица «Алфавит», буквы для составления слов, индивидуальные карточки для работы (приложение 4).
Картинки: заяц, ежик, рюкзак, корова, вишня.
Ход занятия
Орг. момент.
Логопед приветствует детей. Логопед просит детей вспомнить, какие звуки относятся к гласным и согласным.
II. Основная часть
1. Сообщение темы занятия.
Логопед: Сегодня буквы хотят пригласить вас в гости в страну Букв и Звуков. В этой стране живут Гласные и Согласные звуки. Гласные звуки живут в красных домиках, крыши домиков окрашены в красный - для гласных звуков первого ряда и розовый цвет — для йотированных гласных второго ряда. Согласных Звуки, живут в синих домиках, крыши домиков окрашены синий цвет — для твердых согласных – и зеленый – для мягких согласных. На дверках домиков согласных звуков есть колокольчики для звонких звуков и наушники — для глухих согласных звуков.
Иногда согласные и гласные собираются в улицы Слогов. Там они вместе играют, составляют слоги, затем несут слоги на площадь, где составляют из слогов слова. На площади Слов буквы узнают значения новых слов и припоминают значения уже известных. Около дворца Грамматики составляют из слов предложения, а потом целые сказки, рассказы и сочиняют стихи.
У стен города несут службу ударение и все знаки препинания. Все они следят за порядком в Городе Звуков и Букв. Итак, в путь!
2. Закрепление знаний о гласных звуках.
Логопед: Мы заглянули на улицу Гласных. Гласные очень пугливы. Они спрятались в свои домики.
Какие гласные должны стоять в словах? Запишите их в квадратиках (запись на карточках). Подумайте, какого цвета должны быть домики каждой гласной.
Д[]м к[]т кр[]н л[]с к[]т кр[]т
3. Развитие фонематического восприятия. Дифференциация гласных и согласных звуков.
Логопед: Гласные очень обрадовались тому, что вы хорошо справились с заданием. Они так распелись, что слышны только их голоса, а согласных звуков не слышно. Рассмотрите картинки и отгадайте по голосам гласных названия предметов. Запишите их.
Логопед: называет только гласные, дети отгадывают слова с опорой на картинки.
Картинки: заяц (а-я, ежик (е-и, рюкзак (ю-а, корова (о-о-а, вишня (и-я).4. Закрепление знания о парных согласных.
Логопед: Погостив немного у гласных, пойдем в гости к Согласным Звукам. Зайдем в гости парным согласным. Назовите все пары согласных по звонкости и глухости. А какие пары могут образовывать согласные по мягкости и твердости?
Парные согласные приготовили вам игру. «Правильные» слова – вставьте верно парные согласные (запись на карточках, припомнив правило о правописании парных согласных на конце и в корне слов.
Индивидуальные карточки:
1 вариант: водопа_, ло_ка, тетра_ь, голу_ь, морко_ь
2 вариант: шокола_, моро_, бере_, самока_, лоша_ь
4. Физминутка.
Встали пальчики
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики — Ура
В детский сад идти пора!
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — будить. Одновременно с восклицанием Ура! Кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
5. Работа по развитию буквенного синтеза на уровне слов.
Логопед: Мы очутились на улице Слов. Но что мы видим? Слово рассыполось! Соберите из букв ключевое слово, а потом из букв этого слова составьте как можно больше новых слов.
Буквы: Т. Е. Л. Е. В. И. З. О. Р.
III. Итог занятия
Логопед: Гласные и согласные очень довольны нашим путешествием. Они рады вашим хорошим знаниям звуков. Проводить вас вышли все жители страны Звуков и Букв. Сколько их? Давайте припомним и назовем все имена жителей. (Называют по памяти или с опорой на алфавит.)
Занятие 2.
Тема: Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Цель: закрепление навыков звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в слогах и словах;
Задачи: учить дифференцировать сходные по акустическим характеристикам звуки; закреплять знания о гласных и согласных звуках; развивать логическое мышление.
Оборудование: Картинки: кот, утка, заяц, ящерица; предметная картинка с изображением Кузи (приложение 5).
Картинки: туча, ящик, еж, юбка, пень, морковь.
Ход занятия
Орг. момент
6. Развитие логического мышления.
Логопед: Ребята, послушайте загадки и отгадайте их. Запишите отгадки. Далее, вы из первых звуков отгаданного слова вы должны записать цепочку и отгадать загаданное слово.
Загадки:
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе, орешки я грызу
(белка)
Тихо не спеша ползу,
Домик на себе несу.
(улитка)
Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки.
(кошка)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный
(волк)
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый
Он летает на охоту
За лягушками к болоту
(аист)
Цепочка: БУКВА
Запись отгаданного слова на доске.
Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
7. Знакомство с героем занятия.
Логопед: Отгадайте имя героя, который придет к нам на занятие по первым буквам слов – названий картинок. Почему количество звуков и букв в имени Кузя различно?
Картинки: кот, утка, заяц, ящерица. (Кузя)
1. Закрепление знания о гласных звуках
Логопед: Кузя перепутал нам слова, ему очень нравятся гласные звуки, и он решил забрать их себе. Посмотрите, что из этого получилось! Таких слов не бывает, поможем Кузе вернуть гласные буквы А, О, У, И в слова.
БРБН-… КН-… ЛТ-… ЛН-…
МШК-… БЗР-… РССД-… БРН-…
ГРД-… ВД.. НТК-… СХР-…
Ребята, запишите, что у вас получилось.
8. Дифференциация звуков и букв в словах.
Логопед: Молодцы! Вы хорошо умеете вставлять звуки и буквы в слова. Теперь Кузя хочет узнать, умеете ли вы различать звуки и буквы и определять их количество в словах. Подпишите под каждой картинкой количество букв и звуков в ее названии.
Образец: кошка – 5 букв, 5 звуков. Заяц 4 буквы, 5 звуков. Конь – 4 буквы, 3 звука.
Картинки: туча, ящик, еж, юбка, пень, морковь.
Работа со словами-перевертышами.
Логопед: Кузя нашёл в книге много интересных слов, которые можно читать слева направо и справа налево. Прочитайте слова справа налево.
Запишите слова, которые у вас
получились.
Казак, кот, мот, топот, мир, луг, хорош, зов.
Физминутка.
«Засолка капусты».
Мы капусту рубим, рубим, (Резкие движения кистями рук вверх и вниз).
Мы морковку трём, трём, (Пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя).
Мы капусту солим, солим, (Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).
Мы капусту жмём, жмём. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки
9. Развитие буквенного синтеза
Логопед: Кузе нравится играть со словами. Он придумал игру «Волшебные слова» и предлагает нам поиграть. Переставьте буквы в словах так, чтобы получились новые слова. Назовите и запишите составленные слова.
Слова: стекло, моряк, картон.
Логопед: Из какого слова у вас получилось наибольшее количество слов? Какие это слова?
10. Работа по преобразованию слов.
Логопед: Кузя так увлекся, что не заметил, как прошло время занятия и пришла пора прощаться. Он предлагает последнюю игру. Прочитайте слова и добавьте к нему первую букву, чтобы получилось новое слово.
Оса, утка, усы, ужи, исток, лад, роза.
III. Итог занятия
Логопед: Назовите образованные слова и, выбрав любую пару из них, определите количество букв и звуков в ней.
Занятие 3.
Тема: Слог. Дифференциация одно-, двух-, трехсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза.
Цель: закрепление навыков звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в слогах и словах;
Задачи: закреплять знания учащихся о слоге, о слогообразующей роли гласной; развивать словарный запас детей по теме «Животные»; закреплять навыки словообразования; научить дифференцировать, двух- трехсложные слова; развивать графомоторные функции, слуховое и зрительное восприятие, внимание и мышление.
Оборудование: картинки каждому ребенку для обозначения открытых и закрытых слогов (замок); индивидуальные карточки (приложение 6).
Ход занятия
Орг. момент
1. Закрепление знания о закрытых и открытых слогах.
Логопед: Рассмотрите карточки и скажите, что это такое? Поднимите нужный символ на услышанный слог.
Слоги: оп, ву, ки, пы,, ол, гур, ан, ус, кар, ор, А, маш, а.
Развитие зрительного восприятия и мышления.
Логопед: Ребята, посмотрите на картинку и скажите, что здесь лишнее.
Картинка: медведь, заяц, лиса, волк, белка, бабочка. (лишняя бабочка, т. к. это насекомое).
Логопед: формулирует тему и пишет ее на доске
II. Основная часть
11. Развитие словаря.
Логопед: Представьте, что вы пришли в зоопарк и там вы увидели животных, но в надписях обозначающих, что это за животное пропущен слог, вставьте его и запишите себе в тетрадь. Картинки животных с надписями;
Мед_дь, жи_ф, _бе-зья-на, ко_ла, кен_ру, зеб_.
Ди
Логопед: Ребята, посмотрите карточки и запишите в таблицу названия животных, в соответствующие столбики по количеству слогов.
1 2 3
Речевой материал: тигр, жираф, зебра, коала, крокодил, кенгуру, слон, лиса, заяц, волк.
2. Работа по словообразованию
Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Назови ласково»
Речевой материал: заяц, белка, лиса, обезьяна, слон.
Запишите получившиеся слова.
12. Физминутка.
Сам, сам, самолет (два хлопка, руки в стороны,
Тут и там самолет (два хлопка, руки в стороны).
Летит самолет близко, далеко (руки к груди, руки в стороны, руки вперед,
Летит самолет низко, высоко (руки в стороны, присесть, встать, руки вверх).
Логопед: Послушайте слова и, если слово состоит из одного слога – хлопните в ладоши один раз, если слово состоит из двух слогов – хлопните в ладоши два раза, если слово из трех слогов — хлопните в ладоши три раза.
Слова: дом, ручка, ворона, стол, парта, молоко, рюкзак, барабан, заяц.
Логопед: Молодцы! Вы справились с заданием, следующее задание подберите слова к заданным схемам. (Работа по вариантам).
III. Итог занятия.
Логопед: Ребята, назовите из подобранных слов такие, в которых два слога, один слог, три слога. Запишите слова в тетрадь.
Комплекс занятий по профилактике дисграфии, обусловленной нарушениями зрительного восприятия и пространственных представлений.