Дина Миненко
Комплекс дидактических игр математического содержания для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс дидактических игр математического содержания для детей старшего дошкольного возраста
«Найди листочек»
Цель: Расширять у детей дошкольного возраста представления о количестве и счете предметов.
Задание:
Ребенку предлагаются груши с косточками и листочки с цифры от 0 - 10, нужно сосчитать сколько косточек у каждой груши и найти листочек для каждой груши, с цифрой соответствующей количеству косточек.
Публикация «Комплекс дидактических игр математического содержания для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
«Собери бусы»
Цель: Развивать у детей дошкольного возраста интерес к математическим действиям.
Задание:
Ребенку предлагается карточка на выбор. Ребенок самостоятельно выкладывает бусы по образцу.
«Крестики – нолики»
Цель: Развивать логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста.
Правили игры:
В игре участвуют два игрока. Игроки по очереди ставят знаки (крестики и нолики) на игровом поле. Побеждает игрок, которому удастся во время игры выстроить в один ряд три свои знака (по вертикали, горизонтали или диагонали). Если игрокам не удалось выстроить три свои знака в один ряд, то объявляется ничья.
«Домики»
Цель: Учить считать в пределах 10 и соотносить количество предметов с цифрой
Задание:
Предложить расставить прямоугольники - дома в порядке возрастания, посчитать окна и найти крышу с соответствующей цифрой.
«Найди нужное число»
Цель: Учить считать в пределах 10 и находить соответствующую цифру.
Задание:
Предлагаются карточки с разным количеством предметов и по три цифры на каждой карточке, одна из которых правильная, нужно сосчитать количество предметов и закрыть фишкой соответствующую цифру.
«Где, чей домик?»
Цель: Учить ориентироваться на плоскости, развивать внимание, логическое мышление.
Задание:
Найди нужную фигуру и ее домик.
«Выше – ниже»
Цель: Учить детей сравнивать предметы по высоте и расставлять их в порядке возрастания или в порядке убывания, использовать в речи слова выше – ниже.
Задание:
Разложить полоски в порядке возрастания ил убывания. Дополнить предложение: «Красная полоска ниже чем…», «Синяя полоска ниже чем…» и т. д.
«Сколько?»
Цель: Учить считать предметы и обозначать количество цифрой.
Задание:
Ребенку предлагаются карточки с разным количеством предметов и цифры. Нужно посчитать предметы и найти соответствующую цифру.
«Разложи по порядку»
Цель: Учить считать в пределах 10 и закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.
Задание:
Ребенку предлагаются карточки с предметами и соответствующими цифрами. Нужно разложить цифры по порядку.
«Части суток»
Цель: Учить называть части суток и их последовательность.
Задание:
Предложить разложить картинки, обозначающие разное время суток, в правильной последовательности.
«Продолжи счет»
Цель: Закреплять счет в пределах 10 и счет в обратном порядке.
Задание:
Предложить детям по очереди называть и раскладывать цифры по порядку до 10 и обратно (играет два игрока). Игра на магнитной доске с магнитными цифрами.
«Цветные кубики»
Цель: Развивать логическое мышление, пространственное воображение.
Задание:
Предложить выложить из кубиков картинку или узор по схеме или по своему воображению.
«Шире – уже»
Цель: Учить детей сравнивать предметы по ширине и расставлять их в порядке от самой широкой до самой узкой, использовать в речи слова самый широкий, широкий, узкий, самый узкий и т. д.
Задание:
Разложить полоски в порядке от самой широкой до самой узкой. Рассказать какая полоска самая широкая, самая узкая и т. д.
«Какое число рядом»
Цель: Учить называть соседей числа.
Задание:
Разложить цифры на магнитной доске по порядку до десяти и предложить детям назвать соседей определенного числа.
«Больше, меньше или равно»
Цель: Учить сравнивать две группы предметов.
Задание:
Предложить детям карточки, на каждой карточки по две группы предметов разного количества или одинакового. Нужно обозначить знаком больше, меньше или равно.
«Найди цифру»
Цель: Учить соотносить количество с цифрой.
Задание:
Предложить посчитать предметы на карточке и найти соответствующую цифру.
«Отгадай число»
Цель: Закрепить умение детей сравнивать числа.
Задание:
По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать число (числа) меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т. д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок. При делении детей на 2 группы, ответивший неправильно, выбывает из игры.
«Танграм»
Цель: Развивать логическое мышление.
Задание:
Предложить выложить различные предметы из геометрических фигур по схеме или по представлению.
«Логическая таблица»
Цель: Учить работать с таблицей, находит место геометрической фигуры в таблице; закрепить умение соотносить по цвету и форме геометрические фигуры.
Задание:
Найти в таблице место для каждой геометрической фигуры.
«Дни недели»
Цель: Учить детей последовательно называть дни недели.
Задание:
Предложить ребенку семь карточек с кругами от 1 до 7. Разложить карточки по порядку, начиная с карточки с 1 кругом – понедельник, 2 – вторник и назвать дни недели.
«Сколько карандашей?»
Цель: закрепление знаний о цифрах, умение отсчитывать нужное количество предметов.
Задание:
Детям раздаются карточки с изображением цифр, предлагается положить на них нужное количество карандашей.
«Собери урожай»
Цель: закрепление знаний цифр, умения соотносить их с количеством предметов.
Задание:
Детям выдаются карточки с изображением цифр, и предлагается собрать нужное количество овощей.
«Посчитай – ка»
Цель: Закрепление знаний о цифрах, умение соотносить их с количеством предметов.
Задание:
Детям предлагается посчитать количество предметов на картинке и поставить рядом нужную цифру.
«Столько же»
Цель: Формировать умения отсчитывать предметы и соотносить количество с числовым эталоном.
Задание:
Детям предлагается бросить кубик и отсчитать столько предметов, сколько точек находится на стороне кубика.
«Веселые картинки»
Цель: Учить составлять целое из частей, закреплять счет от 1 до 10.
Задание:
Детям предлагается 10 полосок с цифрами, из которых нужно собрать картинку.
«Цветные квадраты»
Цель: Учить составлять из множества квадратов разного цвета предмет или узор, по схеме или по своему воображению.
Задание:
Предложить ребенку выбрать квадраты нужного цвета и составить самолет, дерево или узор.
«Матрешки»
Цель: Учить детей сравнивать предметы по высоте и расставлять их в порядке возрастания или в порядке убывания, использовать в речи слова выше – ниже.
Задание:
Расставить матрешек в порядке возрастания с помощью кругов разных по цвету и форме. Ответить на вопросы: «Матрешка в голубом платке выше или ниже матрешки в синем платке?», «Матрешка в зеленом платке выше или ниже матрешки в голубом платке?».
и т. д.
«Логические сетки»
Цель: Развивать логическое мышление, сообразительность, смекалку.
Задание:
Предложить детям найти недостающие фигуры так, чтобы в каждом ряду по вертикали и горизонтали были разные фигуры.
«Цепочка примеров»
Цель: Упражнять в умении производить арифметические действия.
Задание: Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический пример, например 3+1, 4+1, 5+1. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т. д.
«Только одно свойство»
Цель: Закреплять знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, охарактеризовать её.
Задание:
У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник.
«Найди и назови»
Цель: Закреплять умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.
Задание:
На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т. д.
«Чего больше?»
Цель: Закреплять умение считать в пределах 10, сравнивать предметы по количеству.
Задание:
Предложить детям карточки с предметными картинками. Нужно посчитать предметы с правой стороны и с левой стороны, сравнить каких предметов больше или меньше.
«Какие цифры потерялись?»
Цель: Развивать внимание и счёт.
Задание:
В игре также убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например: цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.
«Живая неделя»
Цель: Закреплять умение счетать по порядку, знание о днях недели.
Задание:
Семь детей построились в ряд (предложить им пересчетаться по порядку). Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я - вторник. Какой день следующий?» и т. д. Вся группа дает задание «дням недели», загадывает загадки. Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назовите все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например, от вторника до вторника.
«Когда это бывает?»
Цель: Закрепить знания детей о частях суток.
Задание:
Детям раздаются карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определенному времени суток, распорядку дня. Воспитатель предлагает рассмотреть их, называет определенное время суток, например вечер. Дети, у которых есть соответствующее изображение, должны поднять карточки и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный хорошо составленный рассказ ребенок получает фишку.
«Отгадай, кто, где стоит»
Цель: Учить ориентироваться в пространстве
Задание:
Перед детьми – несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы, перед куклой и т. д.
«Сложи из палочек»
Цель: Упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры. Задание:
Предложить выложить по образцу из счетных папочек какое - либо изображение или фигуру.
«Назови скорей»
Цель: Формировать знания о днях недели.
Задание:
Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит : «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» («Назови дни недели после вторника», «Назови день недели между средой и пятницей»).
Поставь столько, сколько услышишь»
Цель: Упражнять в счете на слух.
Задание:
Воспитатель стучит молоточком, а дети считают, сколько раз ударил молоточек, и ставят в ряд на 1 игрушку меньше, чем ударов. Когда дети выполнят задание, педагог спрашивает: «Сколько игрушек вы поставили и почему?». Задание повторяется несколько раз.
«Разложи по размеру»
Цель: Учить сравнивать предметы по величине, развивать зрительное восприятие.
Задание:
Предложить детям разложить предметы в ряд от самого большого - к самому маленькому.
«Разложи по порядку»
Цель: Учить разлаживать предметы в порядке возрастания и в порядке убывания, закреплять прямой и обратный счет.
Задание:
Предложить детям разложить шары с цифрами в порядке возрастания и посчитать шары, предложить выложить в порядке убывания, посчитать шары в обратном порядке.
«Домино»
Цель: Развитие логического мышления, зрительного восприятия.
Правило:
Играют от 2 до 4 игроков. Первым ходит тот, у кого оказался дубль с самым большим значением. Игроки выстраивают цепочку таким образом, чтобы количество точек на половинках разных фишек было одинаковым. К примеру, один конец цепочки заканчивается на 6 точек, другой конец — на 5. Нужно найти среди своих фишек те, у которых на половинке есть 6 или 5 точек, и подставить к соответствующему концу цепи. Если у игрока нет необходимого элемента, он отправляется на базар и берет там фишки до тех пор, пока ему не попадется нужная или резерв не будет пуст. Если соответствующую кость найти не удалось, ход пропускается. Конец игры наступает, когда у одного из соперников выходят все фишки либо отсутствует камень, необходимый для продолжения игры.