Мишкина Елена Валерьевна
Дидактическая игра как средство формирования навыков рисования у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дидактическая игра, как средство формирования навыков рисования у детей младшего дошкольного возраста»
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр с правилами, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Публикация «Дидактическая игра как средство формирования навыков рисования у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Актуальность выбранной темы продиктована тем, что:
Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
В период дошкольного детства закладываются основы разнообразных видов деятельности ребёнка. Одной из важных задач этого периода является овладение умениями художественно-изобразительной деятельности
Рисование – интересный и полезный вид деятельности. Это одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
Ребенок младшего дошкольного возраста трудно передает все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений.
Необходимость развития способностей в изобразительной деятельности, в своих работах доказывают педагоги, психологи, художники: Л. С. Выготский, Л. С. Рубинштейн; Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина и ее ученики Т. С. Комарова, Л. А. Раева, Т. Г. Казакова, Г. Г. Григорьева и другие, поскольку изобразительная деятельность выявляет не только общие психологические черты ребенка, но и некоторые особенности, общие для всех видов детской деятельности. По их мнению, изобразительную деятельность следует рассматривать как специфическую подсистему более общей системы - дошкольного детства, а воспитание, обучение и развитие ребенка в ее условиях - в теснейшей взаимосвязи с общей воспитательной работой, со всеми видами и сферами жизнедеятельности детей.
Актуальность данной проблемы помогла нам сформулировать цель :
Сформировать навыки рисования у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Задачи Вы можете увидеть на слайде.
Для реализации поставленных целей и задач был проведен первичный мониторинг сформированности навыков рисования у детей младшего дошкольного возраста по методике Т. Г. Казаковой по следующим критериям:
1. Узнавание и называние предмета
2. Знание формы и величины предмета
3. Узнавание и называние цвета.
4. Умение правильно держать кисть, карандаш
5. Умение набирать краску на кисть и промывать её
6. Владение техникой рисования
Результаты мониторинга показали недостаточный уровень сформированности навыков рисования у детей младшего дошкольного возраста.
В процессе дидактических игр дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов, которые необходимы, чтобы изобразить эти предметы в рисунке.
Дидактические игры носят развивающий характер, учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, право самостоятельного выбора, самовыражение.
Художественно-дидактические игры по развитию навыков рисования у детей младшего дошкольного возраста можно разделить на условные группы:
Игры, способствующие развитию технических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы. Играя в эти игры, дети развивают пространственное воображение, учатся узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям. Например: «Собери фигуру по картинке», «Формы», «На что это похоже», «Узнай предмет по силуэту».
Игры на создание обобщенных образов «Отгадай, кто это», «Найди по силуэту», «Чья тень?»…
Игры, способствующие развитию умений передавать форму предмета соотношение его частей
Игры, способствующие развитию мелкой моторики и формированию сенсорного опыта «Мозаики», «Шнуровки», игры с песком, мыльными пузырями и т. д.
Игры, развивающие умение располагать объекты в пространстве, их цвет, форму, строение, величину.
В этих играх дети учатся самостоятельно составлять узоры, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдать симметрию и ритм учат игры - «Выложи узор на коврике», «Продолжи орнамент», «Сложи узор из предложенных элементов».
Игры, способствующие развитию технических навыков
Я учусь рисовать
Цель : формировать умение создавать рисунок с помощью выбранного алгоритма.
Задачи : учить детей рисовать дом, дерево, цыпленка лестницу, заборчик и т. д. по алгоритму. Развивать умение рисовать последовательно. Закреплять знания геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Закреплять умение правильно держать карандаш (с помощью трех пальцев). Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к игре.
Игры на создание обобщенных образов
Собери фигуру
Цель: формировать умение собирать фигуру из отдельных частей.
Задачи: формировать умение собирать фигуру из отдельных частей, развивать умение классифицировать и выделять фигуры по отдельному признаку. Учить собирать различные фигуры из частей по образцу. Развивать логическое мышление, память, познавательное и речевое развитие, сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Развивать умение создавать композицию из полученных фигур. Воспитывать интерес к игре, усидчивость, уважение к сверстникам.
Игры, способствующие развитию умений передавать форму предмета соотношение его частей
«Маленький художник» Цель : формировать умение рисовать с помощью линий, геометрических фигур.
Задачи : учить детей правильно располагать линии, геометрические фигуры на плоскости, создавая необходимую фигуру. Развивать тактильные ощущения, сенсорные эталоны, моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к игре.
Игры, способствующие развитию мелкой моторики и формированию сенсорного опыта
Веселые узоры
ЦЕЛЬ: формировать умение самостоятельно создавать узоры.
Задачи: продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами: квадрат, круг, треугольник, полукруг, линиями (прямые, извилистые. Закреплять знания величин (большой, маленький, поменьше, длинный, короткий).научить детей создавать узоры методом наложения готовых шаблонов на плоскую поверхность. Развивать внимание, логическое мышление. Умение ориентироваться на ограниченной поверхности. Закреплять знания основных цветов. Развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения, творческое воображение, познавательную и речевую активность. Воспитывать интерес к игре, усидчивость, умение оценивать свою работу
Игры, развивающие умение располагать объекты в пространстве, их цвет, форму, строение, величину
Дымковская игрушка
Цель: познакомить с узором дымковской росписи, формировать умение создавать самостоятельный узор (дымковский).
Задачи: продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами : круг, квадрат, треугольник, полукруг, линиями (прямые, извилистые). Закреплять знания величин (большой, поменьше, маленький, длинный, короткий). Научить детей создавать узоры методом наложения готовых шаблонов на плоскую поверхность (фигуру). Развивать внимание, логическое мышление.
Все эти дидактические игры способствуют формированию навыков рисования у детей младшего дошкольного возраста. Эти игры можно использовать в различных видах детской деятельности и режимных моментах (непосредственно-организованная деятельность, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа, совместная деятельность, прогулка и т. д., при взаимодействии с семьями воспитанников.
Таким образом, в результате использования дидактических игр в развитии навыков рисования у детей младшего дошкольного возраста отмечается положительная динамика, это можно увидеть по результатам итогового мониторинга:
Дети освоили технику рисования; Многие научились правильно держать кисть, карандаш, фломастер, набирать краску на кисть и промывать её.
Почти все дети свободно узнают и называют предметы; знают формы и величины предмета
Узнают и называют цвета.
В перспективе мы планируем
• Продолжить начатую работу по разработке дидактических игр и картотеки игр, способствующих формированию навыков рисования у детей младшего дошкольного возраста
• Продолжать обогащение ППРОС группы новыми игровыми пособиями, в том числе изготовленными родителями воспитанников;
• Представить мастер –класс для педагогов ДОУ по формированию навыков рисования у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
• Представить опыт работы по данному вопросу на сайте ДОО, личном сайте и других интернет сообществах и СМИ
• Участвовать в конкурсах педагогического мастерства, а так же в детских творческих конкурсах и фестивалях разного уровня.
Список литературы
1. Бурцева О. В. Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №20.1. — С. 7-8. — URL https://moluch.ru/archive/100/22521/
2. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения// Умственное воспитание дошкольника/ Под ред. Н. Н. Поддьякова. М., 2006г
3. Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Методические советы к программе «Детство». СПб., 2002.
4. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребёнок. -М., 1972.
5. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999.
6. Григорьева Г. Г. «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности» М. «Просвещение» - 1995 г.
7. Доронова Т. Н., С. Г. Якобсон «Обучение детей 2-4 рисованию, лепке, аппликации в игре» М. «Просвещение» - 1992 г.
8. Комарова Т. С. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» М. «Просвещение» - 1991
9. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей
10. Погодина С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: - М. : Изд. центр «Академия», 2010.
11. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольников. -М., 1961.