коновалова ольга
Дидактическая игра и упражнения как средство формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Существует много средств воспитания звуковой культуры речи, дидактические игры являются одними из таких средств. Большие возможности дидактической игры в развитии звуковой культуры речи детей отмечали А. И. Максаков, М. Ф. Фомичев, В. В. Гербова и другие исследователи.
В теории и практике дошкольного образования существует следующая классификация дидактических игр (Д. В. Менеджерицкая) :
Публикация «Дидактическая игра и упражнения как средство формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
а) с игрушками и предметами (игрушки предоставляют многократные возможности для закрепления правильного звукопроизношения : рассматривая игрушки и предметы, дети рассказывают об их устройстве, их деталях, возможных играх с ними);
б) настольно-печатные ( работа с картинками: рассматривание картинок сопровождается речевым образцом, пояснениями и рассказом воспитателя, многократным проговариванием звуковой стороны слов детьми в разном контексте);
в) словесные (прекрасным средством развития правильного звукопроизношения являются пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и т. д.).
В структуру дидактической игры входят следующие компоненты: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Дидактическая задача – определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группе определен объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети. Игровые действия – игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.
Игровые правила. Основная цель правил – организовывать действия, поведение детей. Особенно это важно делать с самого раннего возраста, тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.
Дидактический материал и результат: средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач – показатель эффективности игры. Дополнительные компоненты дидактической игры – сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать. Дидактические упражнения отличаются от дидактических игр тем, что у них нет игровых правил и игровых действий. Дидактические игры содержат несколько последовательных правил, игровых действий и варианты усложнения, а дидактические упражнения, как правило, просты, не имеют игровых правил, а содержат одну игровую задачу или одно игровое действие.
На каждом этапе обучения правильному звукопроизношению может использоваться специальная система дидактических игр и упражнений, как на специальных фронтальных, подгрупповых и индивидуальных видах организованной деятельности. В работе с детьми по воспитанию звуковой культуры речи возможно применение следующих игр:
1. Игры на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения – «Узнай, что изменилось?», «Кто ты?», «На оборот», «Кто больше знает?» и др.
2. Игры на различие неречевых звуков : «Угадай, где звенит?», «Угадай какая погремушка?» и др.
3. Игры на различие звуков речи : «Маленькие и большие колокольчики», «Скажи слово с нужным звуком», «Назови братца» и др.
Фонетического слуха в частности требует дополнительной работы с родителями воспитанников. Во взаимодействии с семьями решаются следующие задачи: обогащение педагогического опыта родителей в сфере воспитания звуковой культуры речи детей, оптимизация детско-родительских отношений, введение домашних традиций «Совместных игр».
Поэтому удобно и целесообразно разделить направление работы по формам взаимодействия на групповые и индивидуальные. Групповые формы работы предполагают реализацию поставленных целей через следующие мероприятия: родительские собрания, совместное проведение досугов, праздников, открытые просмотры занятий и других видов детской деятельности, информационные стенды, папки-передвижки, мини-газеты. Индивидуальные формы работы реализуются в следующих видах деятельности: беседы, консультации. Совместная работа с родителями по воспитанию звуковой культуры речи детей дает положительную динамику в данном направлении.
Таким образом, формирование правильного звукопроизношения осуществляется в разных видах деятельности. Очень важно, чтобы работа над правильным звукопроизношением, начатая в одном виде деятельности, продолжалась с другом виде, усложняясь и видоизменяясь, с учетом закономерности овладения звуковой стороны речи.