Анна Евграфова (Ягодкина)
Кинезиология. Эффективный метод коррекции и развития дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социальных групп населения. Эти технологии направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов.
Публикация «Кинезиология, Эффективный метод коррекции и развития дошкольников с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2021
Не секрет, что в настоящее время растет чисто детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качеств психики. Эта ситуация ставит перед нами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Одной из возможностью профилактики здоровья детей может быть технология кинезиологических упражнений.
Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Задачи использования кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими задержку психического развития : активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, развитие межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий, повышение уровня интеллектуальных способностей.
Эффективность данной работы :
• активизация различных отделов коры головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.
• Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали, и решить проблему не успешности.
При выполнении кинезиологических упражнений следует помнить несколько правил:
• занятия проводятся утром;
• занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
• занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
• от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
• упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
• упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
• длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.
Виды кинезиологических упражнений :
• Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
• Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
• Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
• При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
• Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Кинзеологические упражнения в своей практике я начала активно использовать год назад. Для начала я решила включить комплекс кинзеологических упражнений в утренний прием детей, а именно использовать упражнения для создания положительного настроя детей на продуктивный день. Дети с интересом восприняли мою идею усовершенствования нашей с ними гимнастики, особенно ребятам нравится упражнение «Снеговик».
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
Видя искренний интерес детей и их увлеченность кинзеологическими упражнениями, я решила попробовать использовать их вместе с пальчиковой гимнастикой, и давать детям более сложные упражнения в момент продуктивной деятельности. У детей возникли сложности, в связи с их особыми образовательными возможностями, но из-за первых неудач интерес у детей не пропадал, они старались и достигали успеха в упражнениях, и делились с родителям своими маленькими победами.
Если пальчики грустят – доброты они хотят. (пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут – их обидел кто-то значит. (трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем – добротой своей согреем. («моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем, гладить ласково начнем. (гладим ладонь другой ладонью) Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко. (скрестить пальцы, ладони прижать; пальцы двух рук быстро легко стучат)
Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать. (каждый палец зажимаем в кулачке)
За время внедрения кинезиологичеких упражнений в свою практику мной были подобраны и оформлены картотеки кинезиологичеких упражнений, во время родительского собрания я познакомила родителей воспитанников с методикой использования этих упражнений в домашних условиях, разработаны консультации и памятки для родителей.
Так как моя работа с воспитанниками ведется в тесной взаимосвязи с учителем – логопедом и педагогом – психологом, то специалисты детского сада отметили положительный результат использования кинезиологичеких упражнений - дети стали с большим удовольствием заниматься, у них стали исчезать негативные формы поведения во время занятий. Увеличилась концентрация внимания детей во время образовательной деятельности.
Родители воспитанников тоже заметили улучшения в поведении своих детей, отметили, что их дети стали более внимательными, собранными и менее импульсивными.
Таким образом, использование метода кинезиологии позволяет более эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии нервно-психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были таким детям не доступны.
Давайте теперь мы с вами представим, что мы дети и не много поиграем.
Приветствие
Давайте с вами познакомимся – назовем по кругу своё имя.
А теперь назови имя правого стоящего от вас человека.
Зеркало
Встаньте парами.
Поиграем в зеркало – один показывает, а второй пытается повторить его движение.
Волшебный мешочек
Опустите одну руку в мешочек, на ощупь определить, что за предмет в мешке и нарисовать его.
Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!
Спасибо за внимание!