Екатерина Шевелева
Кинезиология как средство оздоровления и развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Василий Иванович Сухомлинский, свое время сказал следующее: «Ум ребенка находиться на кончиках пальцев». Эти слова – не просто красивая дань моде прошлых лет. Данная фраза скрывает в себе большой потенциал в развитии детей.
На сегодняшний день ситуация складывается следующим образом: возрастает число детей, которые испытывают сложности в развитии. По факту, специалисты, педагоги и родители сталкиваются с целым «букетом» проблем: трудности обучения и адаптации, психические и речевые задержки, нарушение внимания и мышления. И это еще не полный список…
Публикация «Кинезиология как средство оздоровления и развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Проанализировав вышесказанную выдержку, можно сделать вывод: что, наиболее эффективным методом профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения – может послужить кинезиология. Немного раскроем само понятие. Кинезиология – эта наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения (или как их еще называют «Гимнастика мозга») – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, развивать мозолистое тело, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, излишнее напряжение, повысить стрессоустойчивость организма.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребенка — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Кинезиология представляет коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Это позволяет говорить о нем, как оригинальном способе оздоровления детей.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи:
• Синхронизация работы полушарий и отделов коры головного мозга.
• Развитие общей и мелкой моторики.
• Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
• Развитие речи.
• Формирование произвольности высших психических процессов.
• Снятие эмоциональной напряженности.
• Создание положительного эмоционального настроя.
Методы и приё мы:
• Растяжки (нормализуют гипертонус и гипотонус).
• Дыхательные упражнения (улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, восстанавливают и формируют правильное дыхание).
• Глазодвигательные упражнения (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие способствуют профилактике глазных заболеваний).
• Телесные движения (развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы).
• Упражнение для развития мелкой моторики (стимулируют речевые зоны головного мозга).
• Массаж ушных раковин, лица (воздействует на биологически активные точки).
• Упражнения на релаксацию (способствуют расслаблению, снятию напряжения).
Форма проведения:
Задания достаточно просты и носят универсальный характер. Это и индивидуальные занятия, групповые, подгрупповые. Кинезиологические упражнения хорошо применимы в режимных моментах, в перерывах между занятиями, в коррекционно-развивающей деятельности и т. д. Для лучшего результата «гимнастику» необходимо проводить регулярно. По времени, данная деятельность не должна превышать 20-ти минут. Каждое задание – не более 2-х минут. Чтобы процесс вызывал заинтересованность воспитанников, рекомендуется проводить в виде игры.
Условия организации деятельности:
Упражнения можно проводить: стоя, сидя и лёжа.
В начале занятия, чтобы ребенок смог настроиться на работу, рекомендуется начинать с растяжки. Этот вид деятельности направлен на максимальное напряжение и расслабление мышц тела. Параллельно с растяжкой, ребенку можно предложить дыхательные, глазодвигательные упражнения и движения языком. Таким образом, ритмичный подход тела, в сочетании с междуполушарным взаимодействием, способствует выработке самоконтроля у детей. Вместе с этим, автоматически снимаются непроизвольные мышечные зажимы тела.
Упражнения выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Когда дети с успехом осваивают упражнения, то для усложнения добавляется хлопок. Все указания даются чётко, спокойно. Задача педагога следить за правильностью выполнения заданий.
Конечно, если мы говорим о ритмичных упражнениях, стоит брать во внимание в первую очередь занятия, оформленные в стихотворную форму. Грамотно составленная ритмика стиха удачно синхронизируется с развитием речевого дыхания, координации и слуховой памяти у ребенка.
Примером может послужить рисование в воздухе руками и ногами восьмерку, лежа на спине. Или / плетение кос на специальных кинезиологических тренажера, рисование «зеркальных» предметов двумя руками. Так же, можно перебирать счетные палочки, сортировать разные по текстуре и цветам бусины на скорость. Недаром, от прабабушек нам досталась такая уникальная игра – «Бирюльки», где необходимо с помощью специального крючка подцеплять миниатюрные предметы.
При всем многообразии кинезиологической деятельности, огромную роль играет дисциплина и методичность. Любое полезное действие теряет свою эффективность в условиях отсутствия систематичного подхода. Потому, очень важно соблюдать каждодневные тренировки. Если в условиях общеобразовательных учреждений, такой подход реален, то в домашней обстановке кинезиологические упражнения выполняются не всегда. В таком случае, просто необходимо донести до родителей важность соблюдения регулярных действий.
Для родителей:
1. Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами.
2. Научить родителей (законных представителей) применять эти методики
на практике.
Некоторые упражнения из комплекса кинезиологической гимнастики :
1. Растяжки
2. Дыхательные упражнения
3. Глазодвигательные упражнения
4. Упражнения для развития мелкой моторики
5. Телесные упражнения.
6. Массаж
7. Упражнения на релаксацию