Мария Яковлева
Кинезеологические игры и использование биоэнергопластики для развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Бежаницкий детский сад «Светлячок»
Кинезеология и биоэнергопластика как средство развития речи ребёнка.
Воспитатель Яковлева М. А
Бежаницы. 2019
Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Кроме того игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Публикация «Кинезеологические игры и использование биоэнергопластики для развития речи детей» размещена в разделах
- Биоэнергопластика в работе с детьми
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Аква- гимнастика.
Аква-гимнастика для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде.
Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать. Не случайно игры с водой являются для них самым приятным способом обучения. Вода даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет широкие возможности для познания мира.
. Пальчиковые упражнения в сочетании с само-массажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов само-массажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей. Вода в мине бассейне должна быть 37- 37,5 градусов с понижением её до 34 градусов, постепенно снижаем до комнатной температуры. Время занятий, начиная от 5-7 минут, постепенно доводят до 20 минут. Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимает напряжение, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, происходит постепенное закаливание ребёнка. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.
«Пальчиковые игры и игры в воде» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игрны требуют участия обеих рук., что дает детям возможность ориентироваться в понятиях право, лево, вверх, вниз. Для детей от 5 лет можно дополнить гимнастику реквизитом (мелкие кубики, шарики)Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
Игра «Медуза»
Исходное положение (И. П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И. П
Игра «Морская звезда»
И. П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.
Игра «Рак»
И. П. – кисти под водой. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний, безымянный и мизинец.
Раку – Здравствуй! - я сказал, руку я ему подал.
Мне ответил рак: Привет!
И подал клешню в ответ.
Игра «Рыбка»
И. П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.
Рыбки-малютки
По морю плывут,
Скачут, резвятся и хвостиком бьют.
Игра «Дельфин»
И. П. – ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой.
Дельфин – малыш
Приплыл ко мне,
Он покатает на спине!
Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка.
В. А. Сухомлинский
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Включает в себя три понятия био -человек, как биологический обьект, энерго – сила необходимая для выполнения действий и пластика- движения тела, рук, которые характеризуются наполненностью, непрерывностью, эмовыразительностью.
Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий, улучшает внимание, память, мышление и речь.
Принцип энергопластики- сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата. Комплекс упражнений способствует развитию артикуляциооного аппарата, что оказывает положительное влияние на усвоение артикуляционных укладов.
Этапы
А) Диагностический- обследование мелкой, общей и артикуляционной моторики
Б) Эмоциональный- создание положительного настроя.
В) Основной – отработка упражнений с последующим привлечением ведущей и второй руки.
Особенности работы
1. Тренировка перед зеркалом.
2. Показ педагогом упражнения одной рукой.
3. Подключение второй руки,
Преимущества данной техники:
А) оптимизирует психологическую базу речи
Б) улучшает моторные мозможности ренбёнка по всем параметрам.
В) способствует коррекции звукопроизношения и фонематических процессов.
Г) синхронизирует работу речевого аппарата и мелкой моторики.
Упражнение «Ах, как пахнет»
Цель: развитие речевого дыхания, правильно произношения нарастающей фразы на одном выдохе, развитие обоняния.
Дети сидят на стульчиках, у них в руках ароматный цветок. Логопед произносит фразу, при этом вдох через нос, выдох через рот, затем фраза:
- Ах!
- Ах, пахнет!
- Ах, как пахнет!
- Ах, как приятно пахнет!
- Ах, как приятно пахнет цветок!
- Ах, как приятно пахнет полевой цветок»
Птичка
Сложить руки клювиком, не отрывая локти от стола попить воду, пощёлкать губами и клювиком.
Пароход
Сложить ладони вместе, большой палец вверх, имитировать движение корабля и при этом щёлкать губами.
Рыбка
Ладони вместе, палицы рук разведены. Имитировать движения хвостом и одновременно язык упирается то в одну, то в другую щёку.
Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика).
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.
Кинезиологические упражнения разработаны как средство помощи детям с проблемами в развитии.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КИНЕЗИОЛОГИИ :
развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Колечко
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Кулак - ребро - ладонь
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).
Лезгинка
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
Змейка
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Ухо - нос
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».