Храпова Алена Игоревна
Категориально-понятийный аппарат педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Категориально-понятийный аппарат педагогики
Становление любой области научного знания связано с развитием понятий, конструирующих предмет данной науки. Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическими категориями.
В понятийном аппарате каждой науки можно выделить одно, центральное понятие, которое обозначает всю изучаемую область и отличает ее от предметных областей других наук.
Публикация «Категориально-понятийный аппарат педагогики» размещена в разделах
Для педагогики роль такого стержневого понятия выполняет понятие «педагогический процесс», который представляют как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания воспитания, с целью решения задач воспитания и с использованием необходимых средств.
В отличие от любого другого взаимодействия педагогический процесс (или взаимодействие) представляет собой преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их мировоззрении, поведении, деятельности и отношениях.
Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны с содержанием и средствами (педагогические — формы, методы, приемы и материально-технические) педагогического взаимодействия [25; с 79].
Взаимосвязь педагогов и воспитанников, содержания и средств воспитания порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. В роли систематизирующего фактора этой системы выступает цель, с ориентацией на которую и создается педагогическая система [16; с 89].
Способами функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются воспитание, обучение, преподавание, учение, развитие.
Особенностью процесса воспитания является то, что им занимаются не только профессионалы (педагоги образовательных учреждений, но и родители. Определенное воспитательное влияние на личность оказывают трудовые и ученические коллективы, органы правопорядка, средства массовой информации и т. п.
Воспитательная работа направлена на организацию педагогического процесса и педагогической среды. Одним из видов воспитательной работы, связанным с педагогической поддержкой детей в их стремлении к познанию является процесс обучения. В отличие от процесса воспитания, обучением, как правило, занимаются исключительно специально подготовленные к этому люди — учителя.
Развитие личности является сложнейшим процессом, поэтому современная наука обычно дифференцирует составные компоненты развития, выделяя в нем духовное, физическое, психическое, социальное, интеллектуальное, эмоциональное и другие стороны. Результат воспитания, обучения и развития личности в педагогике называют образованием [19; с 113].
Образование – результат обучения. В буквальном смысле оно означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуется как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений.
В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее, высшее образование [16; с 76].
По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.
Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности.
В начальных допрофессиональных и профессиональных учебных заведениях готовят рабочих высокой квалификации, а в средних и высших профессиональных учебных заведениях - специалистовсредней и высшей квалификации для различных отраслей народного хозяйства.
Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни [19; с 117].
Специально организованная образовательная система – это все вды и типы образовательных учреждений с их материально-технической базой, финансами, кадрами, научно-методическим обеспечением [7; с 62].
Педагогика широко использует междунаучные понятия «формирование» и «развитие».
Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экономических, социальных, экологических, идеологических, психологических и т. д. формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости. Понятие «формирование» считается еще не установившейся педагогической категорией, несмотря на очень широкое его применение.
Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения.
Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим. [7; с 62].
Как следствие признания фактора духа и души за последние годы в педагогике растет число терминов, обозначающих внутренние состояния и действия: самовоспитание, самообразование, самоформирование, самоанализ и т. д. Основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение [1; 35].
Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Благод аря ему, человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегративность, т. е. слитность его с природой и обществом. [16; с 33].
Самообразование – это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие [19; с 79].
Самообучение – процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств [25; с 62].
Воспитание и самовоспитание — две стороны единого процесса формирования личности. Под самовоспитанием понимается сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование личности. Исследования, проведенные советскими психологами и педагогами, убедительно доказали, что личность является активной силой не только в преобразовании окружающего мира.
Воспитательная цель осмысливается и принимается воспитанником в результате систематического целенаправленного влияния со стороны воспитателя. В процессе самовоспитания ученик выступает в качестве субъекта воспитательного процесса. Самовоспитание находится в-непосредственной зависимости от содержания жизни школьников, их интересов, отношений, характерных для того или иного возраста.
Исследованиями установлено, что потребность в самовоспитании возникает у школьников уже в младшем возрасте и может быть успешно использована в педагогической работе. Экспериментально доказано, что формы самосовершенствования с учетом возрастного и индивидуального развития школьников весьма разнообразны и выражаются в виде приспособления, подражания, ориентации на взрослых, друзей и коллектив сверстников.
Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности. Эта потребность не возникает одновременно у всех учащихся одного и того же возраста, особенно если личность не подготовлена к восприятию предъявляемых требований Интенсивное проявление потребности в самовоспитании происходит в подростковом возрасте.
Целенаправленность, осмысленность и устойчивость самовоспитания зависят прежде всего от идеалов, общественной направленности деятельности школьника, от волевых свойств личности, от той значимости, которую школьник придает среде сверстников. Важной предпосылкой для возникновения и развития процесса самовоспитания является формирование самосознания учащихся.
Появление у старшеклассников умения анализировать и реально оценивать свои качества и поступки является одним из существенных моментов самовоспитания. Каждый школьник, особенно в старшем возрасте, в состоянии достичь высокого уровня нравственного самосовершенствования, но для этого необходимо так построить педагогический процесс, чтобы вся система воспитательных мер способствовала накоплению положительного опыта отношений и соответствующих им способов поведения. Самовоспитание школьников, особенно в раннем юношеском возрасте, имеет всесторонний характер.
Ведущим компонентом содержания самовоспитания является формирование волевых и нравственных качеств. Существует тесная связь между организацией самовоспитания и самооценкой соответствующих качеств.
Показателями этой зависимости выступают: сила общественного мнения, действенность критики и самокритики, благоприятный микроклимат в коллективе помощь учителя в выборе приемов и средств самовоспитания.
По отношению к самовоспитанию школьников коллектив выполняет две основные функции: создает общие предпосылки и условия для самостоятельного и устойчивого процесса самовоспитания и организует этот процесс.
Первая функция выражается в том, что коллектив формирует у учащихся положительное отношение к социально ценным видам деятельности, развивает стремление и желание активно участвовать в коллективной деятельности, стимулирует самостоятельность, общественный долг, инициативность и т. д.
Вторая функция выражается в непосредственной организации самовоспитания: в формировании самосознания учащихся, в стимулировании положительной мотивации для работы над собой, в оказании помощи при планировании и оценке результатов своих усилий.
Индивидуальное развитие учащихся под влиянием самовоспитания благотворно действует на коллектив. Разнообразие интересов школьников, широта их кругозора, высокий уровень общей культуры создают условия для выявления разносторонних наклонностей и возможностей членов коллектива, что в свою очередь обогащает коллективные отношения, влияет на развитие и совершенствование коллектива в целом.
Наиболее распространенными приемами самовоспитания школьников являются самообязательства, самоотчеты, самоанализ, самоконтроль и самооценка.
Эти приемы широко используются при проведении общественной аттестации старшеклассников, составлении ими комплексных планов.
Процессы воспитания и перевоспитания взаимосвязаны. Перевоспитание нацелено на перестройку неправильно сложившихся взглядов, суждений, оценок учащихся, на преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих процесс формирования личности.
Процесс перевоспитания предполагает: установление существенных причин отклонений в нравственном развитии школьников; определение путей и средств, влияющих на перестройку сложившегося стереотипа поведения; активизацию позиции школьников в общественно ценной коллективной деятельности, в учебной работе, в сфере досуга; разработку системы требований и контроля, средств поощрения и стимулирования.
Взаимосвязь нравственного воспитания и самовоспитания — важное условие преодоления отклонений в нравственном развитии личности. Проблема преодоления отрицательных влияний в воспитании исследуется многими советскими педагогами и психологами (М. А. Алемаскин, А. С. Белкин, А. В. Веденов, И. А. Невский, И. П. Прокопьев, Л. И. Рувинский и др.)
Повышение эффективности воспитательного процесса осуществляется различными путями: через проектирование системы воспитательных задач, совершенствование содержания воспитательного процесса, целесообразный отбор форм и методов воспитания.
Качество воспитательного процесса достигает наибольшей эффективности при условии его оптимизации. Оптимальным называется такой воспитательный процесс, который дает максимально высокие для соответствующих условий результаты при необходимых затратах времени и усилий воспитателей и воспитуемых.
Важнейшим средством оптимизации воспитания является комплексный подход к организации воспитательного процесса. Комплексный подход обеспечивает: целостную систему воспитательных задач, единство всех сторон воспитания, комплексное применение разнообразных форм и методов воспитания, всесторонний анализ получаемых результатов.
Условием оптимизации воспитательного процесса является конкретизация осуществляемых воспитательных влияний. Реализуется это условие путем организации специального изучения учащихся конкретных школ, классов, их семейного окружения, производственной среды. Критерием эффективности воспитательного процесса при этом условии выступает знание учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их семьи, тех связей и отношений, которые у них установились с окружающими.
Необходимым условием оптимизации является координация усилий всех социальных институтов, обеспечивающих целенаправленное педагогическое влияние на формирование личности. К числу их относятся школа, семья, внешкольные учреждения (Дворцы и Дома пионеров и школьников, музыкальные, художественные, спортивные школы, детские секции при Домах культуры, библиотеки и т. д., комсомольская и пионерская организации.
Целенаправленное, плановое взаимодействие всех воспитывающих сил обеспечивает целостное решение всего комплекса воспитательных задач.
Оптимизация процесса воспитания обеспечивает создание благоприятных учебно-материальных, гигиенических и морально-психологических условий для его успешного осуществления. В этой связи большое значение имеет установление здорового морально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, создание атмосферы требовательности и доброжелательности между администрацией и учителями, между учителями и воспитанниками.
Критерием эффективности этого условия является организация режима школы, культурно-гигиенических требований в местах пребывания школьников (классах, рекреациях и т. д., устойчивый состав коллектива педагогов и учащихся, взаимосвязь и содружество первичных классных коллективов.
Оптимизация процесса воспитания предполагает обеспечение целостности цикла планирования, организации, регулирования, контроля и анализа результатов воспитательного воздействия.
Важнейшим критерием эффективности воспитательного процесса является развитие у учащихся коммунистических черт личности, нравственных привычек и способов поведения (с учетом возраста учащихся и имеющегося у них опыта, активной жизненной позиции, в соответствии с задачами, выдвигаемыми обществом и самим воспитанием в каждой конкретной ситуации.
Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.
Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальной системе, в ходе, которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».
Адаптация означает приспособление живого организма к условиям среды. С помощью понятия адаптации социализация рассматривает-ся как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособление к культурным, психологическим и социологическим факторам.
Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии. В ней социализация представлена как процесс самоактуализа
-ции «Я-концепции», самореализации личностью своих творческих способ-
ностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению.
Эти два подхода не противоречат один другому, определяя двусторонний характер социализации.
Таким образом, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.
Социализация осуществляется в результате множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности.
Факторами социализации называют обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию.
А. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы [9; с 79].
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Педагогическая деятельность представляет собой вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человеком культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Педагогическая деятельность представляет собой общественное явление, единое с воспитанием, но отличное от него. Педагогическая деятельность есть сознательное вмешательство взрослых людей в объетивно-закономерный общественно-исторический процесс воспитания, становления детей взрослыми людьми с целью подготовки зрелого члена обществ
ЛИТЕРАТУРА
1. Введение в специальность. Под ред. Л. И. Рувинского. М., 2011-213.
2. Айзенберг А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы - М. : - 2009-171.
3. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 2011-158.
4. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М. ,2012-58.
5. Громцева А. К. Формирование у школьников готовности к саморазвитию - М. : - 2015-216.
6. Журавлев И. К. Педагогика в системе наук о человеке. М. ,2013-89.
7. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М., 2015-172.
8. Зеньковский Василий (прот.). Педагогика. М., 2014. - 154 .
9. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 2015-211.
10. Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию. Новосибирск, 2013-87.
11. Ободовский А. Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания. СПб., 2011-213.
12. Орлов А. А. Введение в педагогическую деятельность : Практикум: Учеб. -метод. пос. / А. А. Орлов, А. С. Агафонова. Под ред. А. А. Орлова. - М. : Академия, 2007-350.
12. Педагогика В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М., 2012. - 512.
13. Пидкасистый П. И., Коротяев Б. И. Педагогика как система научных теорий. М., 2012-58.
14. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. М., 2015. - 400 .
15. Профессиональная культура учителя. Под ред. В. А. Сластенина. М., 2012-68.
16. Педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Пед. общество России, 2009- 489. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М., 2007-512.
17. Педагогические технологии : Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Под общей ред. В. С. Кукушина. – М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/ Д: ИКЦ «МарТ», 2008-258.
18. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М. : Изд-во «Гном и Д», 2007- 288.
19. Рувинский Л. И. Самовоспитание личности - М. : - 2015-115.
20. Роботова А. С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А. С., Леонтьева Т. В., Шапошникова И. Г. и др. – М. : Академия, 2009. – 208. 21. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В. В. Давыдов. – М. : Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2014- 579.
22. Селиванов В. С. Основы общей педагогики : Теория и методика воспитания. Под ред. В. А. Сластенина. М., 2012. - 336 .
23. Столяренко Л. Д. Педагогика. Ростов н/Д., 2014. - 448 .
24. Сластенин В. А. Педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М. : Академия, 2009.
25. Чекалева Н. В. Педагогические основы учебной деятельности в вузе – Омск: 2011-229.