Ирина Янчишина
Консультация для педагогов «Гуманизация педагогики. Что это такое?»
▼ Скачать + Заказать документы
Гуманизация педагогики. Что это такое?
Общеизвестно, что человека формирует совокупность отношений, в которые он вступает. Это могут быть отношения с государством, его законами, моралью, культурой, историей, отношения с родителями, сверстниками и другими людьми.
Характер этих отношений накладывает определенный отпечаток на растущего человека. И если в этих отношениях много бессердечия, насилия, лжи, унижения, зла, эгоизма – то все это станет принадлежностью ребенка.
Публикация «Консультация для педагогов „Гуманизация педагогики, Что это такое?“» размещена в разделах
- Гуманизация. Гуманистический подход в воспитании
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Современное общество определяется именно такими отношениями. Они ведут к гибели общества и личности. Человечеству необходимо изменить характер отношений иначе это приведет к трагическому будущему человечества. Изменения должны идти по пути гуманизации отношений. Другого пути нет.
Гуманизация – это принцип мировоззрения, в основе которого лежат:
- убежденность в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию;
- требование свободы и защиты достоинства личности;
- идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов (и духовных и материальных) должно быть конечной целью общества.
Гуманистическое мировоззрение основывается на трех древних «парадоксах». Современному человеку они могут показаться утопическими, но все же.
• Истинная победа там, где никто не проигрывает, а выигрывают обе стороны; нельзя стремиться к победе над человеком. Единственный способ разрешения трудностей между людьми – это согласие (учение Будды).
• Чего не желаешь себе, того не делай другим людям; плати добром за добро и справедливостью за зло; строго соблюдай и строй свои отношения по образу семейных, регулируй отношения мудростью (Конфуций).
• Относись к ближнему как к самому себе (учение Христа).
Гуманизация отношений должна начаться немедленно. Главная роль здесь принадлежит школе и педагогике.
Во-первых должен измениться взгляд на ребенка. Это не существо, подвластное воспитывающему, не пустой сосуд, который можно заполнить чем угодно. Его нельзя «делать каким-то». Каждый ребенок имеет достаточный потенциал для успешного саморазвития. Ребенок всегда устремлен к лучшему, к доброму, к успеху. Ребенок – это субъект собственного развития, он самосилен. Он равен взрослому во многом: переживает такие же чувства, как взрослый. Он равен взрослому по интеллектуальным возможностям и лишь немного уступает в наличии жизненного опыта, но опыт – дело наживное.
Во-вторых, необходимо переосмыслить сущность процесса воспитания и его назначение. Негуманная, авторитарная педагогика утверждает, что воспитание – это формирование личности воспитуемого. Отсюда – обязательные программы воспитания и обучения, признание ребенка лишь объектом деятельности воспитывающего, «натаскивание» на соблюдение правил, на знания и умения. Такое воспитание никогда не давало положительных результатов. Ребенка делали каким-то, но не таким, каким он рожден быть. В таком деланье он терял свое человеческое лицо, становился зависимым, несамостоятельным, способным только повторять, но не творить, он становился как все, при том, что он уникален и неповторим от рождения.
Исходя из принципов гуманизма, воспитание было бы разумнее определить, как создание условий для развития ребенка и его максимальной саморегуляции.
Воспитание призвано помогать ребенку устанавливать собственные отношения, контакты с обществом, историей, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития, создаст сам себя по своему же образу и подобию. Это в высшей степени гуманно, так как человек счастлив только при ощущении личной свободы и неповторимости. Воспитывающий – это только помощник ребенка в его саморазвитии, это его мудрая опора, но не более. Если ребенок во многом равен взрослому, то общение с ним должно осуществляться как сотрудничество и строиться с учетом следующих требований профессионально-этического характера.
Требования к общению взрослого с ребенком:
1. НАДО УВАЖАТЬ В РЕБЕНКЕ ЧЕЛОВЕКА СО ВСЕМ ХОРОШИМ И ПЛОХИМ, ЧТО В НЕМ ЕСТЬ. Он достоин уважения за то, что равен нам и он для нас неразгаданная тайна; достоин уважения за тот трудный путь, который ему предстоит пройти в жизни. Уважать – значит понимать, поддерживать, верить.
2. КАЖДЫЙ РЕБЕНОК НЕПОВТОРИМ И ТЕМ ПРЕКРАСЕН. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право быть самим собою. Отобрать это «Я» или усреднить его, навязать ребенку кумира - значит совершить преступление против него. Мы, взрослые, не имеем на это право.
3. В ВОСПИТАНИИ НЕ НАДО СТАНОВИТЬСЯ «НАД РЕБЕНКОМ», А ЕСЛИ И ПРИДЕТСЯ ЭТО СДЕЛАТЬ, ТО ТОЛЬКО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЕГО.
4. НЕОБХОДИМО РАБОТАТЬ С ДЕТЬМИ ТАК, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ РЕБЕНОК НАУЧИЛСЯ УВАЖАТЬ И ЦЕНИТЬ СЕБЯ. Уважение к себе появляется на волне успеха. Надо обеспечивать ребенку успех, победу (над трудной темой познания, надоевшим делом, опасным желанием) и т. д. Первая победа породит вторую, третью, пробудит в ребенке силы, которые раньше и не подозревались, и грани его возможностей значительно расширятся. Повседневная жизнь в маленьких победах – это крылья ребенка, несущие его к осознанию собственной значимости. Но настоящая победа достигается только в творчестве. Творчество, а не повторение, дает ребенку свободу, уверенность в себе, и своих силах. Творчество возвышает ребенка. Воспитатель гуманист обязан быть творцом и должен уметь разбудить жажду творчества в детях
5. В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОПУСТИМО ИСПОЛЬЗОВА-НИЕ ТОЛЬКО НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ГУМАННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ВОСПИТАНИЯ. Необходимо делать так, чтобы ребенок участвовал в делах, предлагаемых воспитателем, не из-за страха быть наказанным, получить неодобрение, а из-за желания добиться личного успеха, испытать удовольствие. При отборе методов и приемов воспитания важно помнить следующее:
- никогда не наказывать детей;
- не сравнивать детей друг с другом, не ставить друг другу в пример;
- не выставлять детей на позор (не отчитывать при всех, не заставлять просить прощения);
- не укорять детей;
- не жаловаться на них родителям;
- не стоять над душой, не надзирать за ними;
- не оскорблять;
- не приказывать, не требовать жестко;
- обеспечивать успех во всех делах и особенно в творчестве, через разумную дозу помощи;
- хвалить от души;
- верить и доверять безоговорочно;
- договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям,
- поощрять искренне.
6. НЕОБХОДИМО ПОСТОЯННО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ УХОД ЗА ДЕТЬМИ. Это значит заботиться о душевном равновесии каждого ребенка, о его настроениях, чувствах, переживаниях. Ребенок не должен жить в обстановке душевного дискомфорта, если мы хотим видеть его личностью.